Римма Малышкина
Конспект открытого НОД по речевому развитию «Экскурсия в картинную галерею»
▼ Скачать
Материал представлен из опыта работы
Воспитатель: Малышкина Римма Юрьевна
Цель: формирование и развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам
Задачи:
Развивающие:
- поддержать у детей интерес к рассматриванию картины
- обеспечить развитие любознательности и эмоциональное отзывчивости
- отрабатывать интонационную выразительность в стихах
- упражнять в подборе эпитетов о весне
- развивать устную речь
Публикация «Конспект открытого НОД по речевому развитию „Экскурсия в картинную галерею“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Обучающие:
- формировать умение выражать положительные эмоции (радость, восхищение)
- совершенствовать умение в составлении короткого рассказа на заданную тему «Словесное рисование»
- побуждать к фантазированию
Воспитательные:
- формировать интерес к искусству
- воспитывать чувство красоты, гармонии, эстетического наслаждения
Словарная работа: репродукция, галерея, натюрморт, пейзаж, живопись, светотень
Предварительная работа:
- рассматривание картин-репродукций
- беседа о художниках
- рассматривание открыток «Весенние цветы»
Материал и оборудование: мультимедийная установка, репродукция Кончаловского П. П. «Сирень в корзине», репродукции И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», И. Романовой «Цветы в интерьере», И. Левитана «Золотая осень», И. Шишкина «Зима», А. Саврасова «Грачи прилетели», портреты А. С. Пушкина, П. П. Кончаловского.
Аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года – май», «Вальс цветов», М. П. Мусоргский «Картинки с выставки», М. Красев «Ландыши»
Содержание НОД:
Звучит негромкая музыка М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Дети приветствуют гостей.
Воспитатель: Дети сегодня наш зал превратился в картинную галерею. Вы знаете, что такое галерея? Что развешено в нашем зале? Кто пишет картины? Какие жанры живописи вы знаете?
Воспитатель (обобщает ответы детей): Правильно, галерея – это место, где много выставлено картин. В Москве есть большая Третьяковская галерея, а в Санкт-Петербурге есть Русский музей, где картины Великих художников: Айвазовского, И. Левитана, А. Сурикова, И. Шишкина.
В нашем зале тоже развешаны картины. Картины пишут художники. Бывают такие жанры как пейзаж, портрет и натюрморт.
Ребенок выходит к картинам пейзажа и читает загадку:
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней
Или сад и облака
Или снежная равнина
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется … пейзаж
Воспитатель: Какую картину мы назовем пейзажем? Кто из вас знает, как называются эти картины? Кто их автор?
Воспитатель подводит детей к выводу, что, если на картине нарисованы лес, река, горы, сады, природа – это пейзаж.
Воспитатель: Вы правильно назвали картины. Это «Золотая осень» автор Исаак Левитан и «Зима» - художник Ивана Шишкина.
Следующий ребенок загадывает загадку о портрете:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед
Обязательно картина называется… портрет
Воспитатель: А какую картину мы можем назвать портретом? Кто изображен (нарисован) на наших портретах?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей: правильно, где изображен человек, эту картину называется портрет. Здесь мы видим портреты писателя А. С. Пушкина и художника П. П. Кончаловского.
Третий ребенок подходит к натюрморту и читает загадку:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это… натюрморт.
Воспитатель: Какую же картину можно назвать натюрмортом? Что изображено на картинах? Кто из вас знает, как называются эти картины-натюрморты? Кто автор?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей: Если на картине изображена чашка с кофе, морс в графине, фрукты – это натюрморт. Автор этого натюрморта Ирина Романова и называется эта картина «Цветы в интерьере», а эта картина называется «Цветы и плоды» автор Иван Хруцкой.
Дети вместе с воспитателем подходят к картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». В это время звучит аудиозапись Чайковского П. И. «Май».
Воспитатель: Дети, всмотритесь в этот натюрморт. Что вы здесь видите? Какие цветы нарисованы? Какое время года изобразил художник? Где стоит букет сирени? Какого цвета сирень? Почему художник нарисовал сирень?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей: на этом натюрморте нарисованы цветы, художник П. П. Кончаловский (показывает на портрет) назвал ее «Сирень в корзине» и изобразил он здесь весну, потому что весной цветет сирень. Букет стоит на столе и занимает центральное место на картине. Сирень очень красивая, она белая, лиловая, бардовая, фиолетовая. Сирень сорвана утром, т. к. на ней видны капельки росы, она вся свежая, как весеннее утро. Кончаловский нарисовал сирень, потому что ему нравились красивые, яркие, сочные лепестки сирени с душистым ароматом. Он хотел передать красоту этих цветов.
О чем он хотел рассказать в своей картине? Какое настроение передает художник? Чем вам нравится эта картина?
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к выводу, что художник хотел рассказать в своей картине о яркой, цветущей весне с ароматом сирени. Художник передает радостное, веселое, весеннее настроение. Эта картина вся сияет яркими, сочными, светлыми красками, дарит нам радость и тепло.
Воспитатель: Дети, картина «Сирень в корзине» была написана в 1951 году. Недавно закончилась война. Люди радовались миру, восстанавливали разрушенные фашистами села и города, заводы и фабрики. Пришла весна, а с ней и Великий праздник день Победы. Художник передает радостное настроение, надежду на вечный мир. А сейчас послушайте рассказ:
«Солнечное утро. Ощущению утренней свежести соответствует букет из сирени. Трогательно чисты ее лепестки, оттененные темными и округлыми листьями. Светлые, яркие, выразительные тона преобладают в картине. Освещенные лучами солнца букет из сирени становится еще ярче и красивее. Глядя на картину как бы вдыхаешь ее душистый аромат (воспитатель подносит каждому ребенку веточку сирени).
Дыхательное упражнение: Дети вдыхают носом, а на выдохе произносят: «Ах как чудно пахнет сирень!» 2-3 раза.
Стихотворение «Сирень» Н. Курочкина
Чудным запахом сирени
Напоен душистый сад,
Гроздья крупные сирени
Много звездочек хранят –
Разноцветных, ярко-белых
Фиолетовых резных,
Нежных, светлых и душистых
Мы покажем мамам их!
Слайд «Цветы», аудиозапись «Вальс цветов»
Физкультминутка «Цветы»
На лугу растут цветы, небывалой красоты
К солнцу тянутся цветы,
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда, только это не беда
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки,
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспитатель: красавица весна сделал нам подарки. У нас на мольбертах выставлены открытки с цветами, берите любую открытку и садитесь на свои места. Вам нужно составить свое словесное рисование по плану: назвать картинку, рассказать о внешнем виде цветка, свое отношение к цветку: чем нравится, какое вызывает настроение?
Слайды цветов.
Рассказы 2-3 детей: ландыш, подснежник, тюльпан, одуванчик.
Воспитатель: молодцы! Вы такие интересные рассказы составили о своей картине.
Слайд «Весна», аудиозапись «Ландыш».
А сейчас поиграем в игру «Слова в шкатулку» о весне. Как много красивых слов вы придумаете о весне. (Весна у нас солнечная, красивая, цветущая, нарядная, яркая, теплая, дождливая, приветливая, радостная, светлая, холодная, добрая).
Рефлексия:
Где мы сегодня побывали?
Какие жанры живописи вы запомнили?
Какую картину мы сегодня рассматривали?