Елена Ерофеева
Конспект организации НОД в старшей группе по теме: «Прогулка в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; познавательно – исследовательской деятельности через экспериментирование.
Способствовать формированию познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (осень и ее признаки; свойства ткани).
Обогащение активного словаря.
Планируемые результаты НОД:
Публикация «Конспект организации НОД в старшей группе по теме: „Прогулка в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Целевые ориентиры: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Оборудование для педагога: конверт с осенним узором; листочки из желтой, красной бумаги; вырезанные из голубой бумаги овалы (лужицы, искусственная зеленая елочка; сундучок с кусочками ткани.
Оборудование для детей: образцы тканей: ситец, плащевая 5х10 см, те же ткани на картоне А4 (по количеству детей, картонные конверты с вырезанными контурами зонтов, клей-карандаш, коробка под изготовленные зонтики; набор для экспериментирования на 2-х детей: плоская тарелка, бумажная салфетка, пипетки, мерные пластмассовые ложки, одноразовый стакан, вода в стаканах; «лунные» камушки для сюрприза.
Предварительная работа: презентация «Осень», рассматривание иллюстраций об осени, чтение художественных произведений об осени, просмотр серии мультфильма «Лунтик и зонтик».
Ход НОД:
Вводная часть (организационный момент).
Дети входят в группу. Игровая зона. Воспитатель держит в руках конверт (на конверте изображены осенние листья).
В: Ребята, что у меня в руках?
В: А что на нём изображено?
В: Ребята, здесь на конверте написано – приглашение.
В: А что такое приглашение, как вы думаете?
В: Интересно, от кого может быть это приглашение, как вы считаете?
Выслушиваются предположения детей.
В: Сейчас я вам загадаю загадку, и мы с вами узнаем, кто же прислал нам такой красивый конверт с приглашением.
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл!
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот? (Осень)
В: Ребята, так кто же прислал это приглашение? (Осень).
В: Приглашение прислала сама Осень. И приглашает она нас к себе в гости, на прогулку в осенний лес. Отправимся?
В: Ребята, что нам надо сделать, если мы с вами собираемся пойти осенью в лес? (Ответы детей).
В: Конечно, надо одеться по погоде, можно взять рюкзаки или корзиночки (имитационные действия).
В: Все оделись? Готовы?
В: А теперь давайте дружно скажем волшебные слова:
1, 2, 3, 4, 5 (хлопаем в ладоши)
В осенний лес пойдем гулять (ходьба на месте)
Влево, вправо наклонись (наклон влево, вправо)
Вокруг себя обернись (покружиться)
В лесу осеннем окажись.
Основная часть
В: Ребята, вот мы и в осеннем лесу. Смотрите, какая красивая тропинка (на полу выложена «тропинка» из разноцветных листьев). Что в ней необычного? (тропинка из красивых листочков).
В: Давайте по ней пройдём, и назовем признаки осени, не повторяя друг друга.
(дети, поочередно проходят по листочкам, называют признаки осени: осенью становится холоднее, часто идут дожди, небо серое, птицы улетают на юг, листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают, может быть листопад и др.)
В: Ребята, как вы думаете, чтобы не забыть красоту осеннего леса, что можно сделать? (Собрать букет из осенних листьев).
В: Мы шагаем, мы шагаем
И листочки собираем…
В: Посмотрите, какой красивый осенний букет, мы сможем вспомнить о прогулке, о красоте осеннего леса, посмотрев на этот замечательный букет.
Переходят на «полянку с елочкой».
В: Посмотрите, куда мы пришли, что вы здесь видите? (ёлочку).
В: Что вы видите на полянке еще? (грибы).
В: Какие грибы вы видите?
В: Как про грибы можно сказать?
(Выслушиваются ответы)
В: Вы правы, одни грибы съедобные, а есть и несъедобные, ядовитые.
В: Ребята, что есть у гриба? (ножка и шляпка).
В: Кто вспомнит загадку про грибы?
(«Стоит Антошка на одной ножке».
«Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке»).
В: Скажите, а что из грибов можно приготовить? (ответы детей).
В: Суп из грибов, какой? (грибной).
В: Икра из грибов, какая? (грибная).
В: Блюдо из грибов, какое? (грибное).
В: Ребята, предлагаю вам поиграть, хотите? (да).
В: У меня есть корзинка. Предлагаю вам в корзинку собрать все съедобные грибы (картинки или муляжи)
Игра «Собери грибы».
Дети складывают грибы в корзинку.
В: Давайте возьмём их с собой.
В: Ну что ж, пора отправляться дальше.
Физминутка «Сапожки»
Нарядили ножки в новые сапожки (Выставляем носочки поочерёдно)
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке (Ходьба на месте)
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте (Топот на месте)
В грязь не заходите, сапожки не рвите (Прыжки на месте).
Впереди еще одна тропинка (на полу «тропинка», выложенная из лужиц).
В: Давайте пройдем по тропинке, обходя все лужицы (дети идут «змейкой», и скажем, что может подарить нам осень – припасиха.
В: Только не будем повторять ответы друг друга (воспитатель первым проходит по тропинке и говорит свой вариант: «Подарила осень орехи», затем каждый ребенок проходит по тропинке, называет дары осени, не повторяя варианты других детей).
Проблемная ситуация:
В: Кто это, ребята?
В: Вы его узнали?
В: Совершенно верно, это наш знакомый Лунтик!
В: Как он мог здесь оказаться?
В: Что случилось с Лунтиком?
В: Почему он такой мокрый?
В: Действительно, Лунтик попал под дождь.
В: Это хорошо или плохо, если Лунтик промок?
В: Что нужно, чтобы в дождь оставаться сухими?
В: Вы хотите помочь Лунтику?
В: Чем мы можем помочь нашему другу? (Ответы детей. Дети предлагают свою помощь).
Загадка про зонтик.
«В сумочке лежит вещица.
Та, что в дождик пригодится.
Мы её достанем,
Мокрыми не станем.
Ничего, что дождь идёт:
Есть у каждого свой.
В: Совершенно верно, мы можем подарить ему вещь, которая защитит его от дождя.
В: Что это за вещь? (Ответы детей).
В: Что самое главное в зонтике?
В: Правильно, самое главное, чтобы он защищал от дождя.
Ответы и предположения детей. Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что зонтик должен быть сделан из ткани, которая не пропускает воду.
В: Что вы здесь видите?
(около пенёчка стоит сундучок).
В: Интересно, что же в этом сундучке? (предположения детей).
В: Давайте, посмотрим, что в нем.
Воспитатель открывает сундучок и достает из него кусочки ткани.
В: Давайте, присядем на пенечки и рассмотрим кусочки ткани (дети садятся на мягкие модули).
Исследование ткани начинается с ситца. Беседа по вопросам.
В: Посмотрите, у каждого из вас есть кусочки ткани. Возьмите их в руки, мы вместе рассмотрим и назовём их свойства.
В: Эта ткань пропускает свет? (Просвечивается – не просвечивается) Эта ткань мнется или нет? (Мнется – не мнется) Какова эта ткань на ощупь? (Гладкая, скользкая, шершавая)
Ответы и исследовательские действия детей.
Дети вместе с воспитателем обговаривают способы проверки.
Эксперимент «Какая ткань не промокает?»
Взрослый предлагает детям самостоятельно проверить образцы тканей.
В: Так вот, ребята, ткань, которая пропускает свет, мнется и чуть шершавая на ощупь, называется ситец. А другая ткань, непрозрачная, плотная, не мнущаяся, гладкая, называется - плащевая.
В: Как узнать из какой ткани получится непромокаемый зонтик? (надо проверить).
В: Правильно, надо проверить ткань.
Взрослый предлагает детям провести эксперимент с водой и проверить ткани на проницаемость.
В: Давайте скорее возвращаться в детский сад в нашу научную лабораторию и пригласим Лунтика в гости.
Дети берут Лунтика с собой.
В: Дружно скажем волшебные слова: 1, 2, 3, 4, 5 (хлопаем в ладоши).
В лес ходили мы гулять (ходьба на месте).
Влево, вправо наклонись
(наклон влево, вправо)
Вокруг себя обернись (покружиться).
В детском садике окажись!
На столах атрибуты для исследования по количеству детей.
В: Какие результаты вы получили? (ответы детей).
В: Совершенно верно, из плащевой ткани можно сделать зонтик от дождя.
В: Ребята, как вы думаете, а мы сами сможем сделать зонтики? Как? (Предположения детей).
В: Предлагаю попробовать самим сделать зонтики и подарить их Лунтику и его друзьям.
На столе лежат заготовки для изготовления зонтиков.
(Дети размещаются вокруг стола).
В: Ребята! Есть много разных способов изготовления зонтиков. Но я знаю самый простой способ! Позвольте мне показать вам? На столах у вас лежит бумажный конверт с вырезанным контуром зонта. Нужно взять подходящую ткань, вставить ее в картонный конверт. Получается вот такой замечательный зонтик!
Объяснение способа изготовления зонта.
Дети самостоятельно подбирают нужный материал для зонтика, обосновывая выбор, наклеивают на бумагу.
В: Какие красивые, яркие зонтики у вас получились! Давайте сложим зонтики в коробку, Лунтик заберёт их с собой.
В: Как вы думаете, понравятся ли ваши зонтики сказочным друзьям? (Ответы детей).
В: Мне тоже они очень понравились!
Заключительная часть: оценка детьми своей деятельности.
В: Давайте вспомним, что мы сегодня делали, где были?
В: Что узнали в процессе изготовления зонтиков?
В: Вам было интересно? (Ответы детей).
В: Теперь Лунтик и друзья могут не бояться дождика.
В: Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами!
В: Что интересного было для вас сегодня, что особенно понравилось и запомнилось?
Сюрпризный момент: Лунтик дарит «лунные камушки».