Альбина Тихонова
Конспект занятия в средней группе «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воздух вокруг нас».
Задачи: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами; уточнить и обобщить знания дошкольников о воздухе и его свойствах; дать детям представления о том. Что наличие воздуха - одно из условий существование живых организмов. Развивать представления детей о свойствах воздуха.
Помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
Подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику.
Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный.
Оборудование: пакеты (по количеству детей, платочки, султанчики, воздушные шарики, трубочка, мыльные пузыри, ленточки, картинка берёзы, картинка завода, осенние листочки, поднос.
Ход совместной деятельности
Организационный момент «Эстафета дружбы».
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Матвею, от Матвея к Каролине и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Посмотрите у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.
- Послушайте внимательно и отгадайте загадку.
Что вокруг нас всегда, но мы это не видим? (Воздух).
- Правильно, это воздух! Вся планета Земля окутана воздухом. Воздух есть везде. Он есть и в нашей комнате. Хотите в этом убедится?
Опыт 1. Поиск воздуха
Обнаружить воздух.
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (на подносе у воспитателя лежат султанчики, воздушные шарики, платочек, ленточки).
-Давайте поищем воздух.
-Возьмите один из предметов, который вам поможет найти воздух и понаблюдать за ним. Подуйте на платочек и т. д.
- А как вы нашли воздух? (Ответы детей).
- А как ты определила Дилара?
- А где он? (Ответы детей).
Опыт 2. «Поймай воздух»
Поймать воздух.
Целлофановые пакеты.
Следующий наш эксперимент называется «Поймай воздух». Для этого возьмите целлофановый пакет и встаньте подальше друг от друга.
Я предлагаю вам «поймать» воздух в пакет - резко взмахнуть открытым пакетом, а потом его край зажать рукой.
- Что мы поймали в пакете? (Ответы детей).
Воздух есть везде и игровой комнате, и на улице, и в спальне.
Опыт 2.1 «Воздух невидимый»
Воспитатель предлагает детям сжать пакет и посмотреть, что же будет. Обращает внимание детей на то, что воздух как будто выталкивает руку, не дает сжать пакет. Именно поэтому воздухом накачивают мячи и они хорошо прыгают.
- Как вы думаете, а воздух в нашем пакете какого цвета? (Ответы детей.)
- Да, воздух увидеть нельзя, но он есть везде. Мы с вами убедились, что в комнате есть воздух, а мы с вами видим друг друга. Значит, мы можем сделать вывод о том, что воздух невидимый. Давайте соберём пакеты.
- А сейчас я Вас приглашаю поиграть с осенними листиками
Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.
Воспитатель. Скажите, с помощью чего мы вдыхаем воздух? Какой орган нам в этом помогает? (Ответы детей.)
- Правильно, нос.
-Как вы думаете, чем дышат животные? (Ответы детей.)
- А как дышат растения? Давайте рассмотрим растения. (рассматриваем комнатное растение). Оказывается, ребята, растения «дышат» листьями.
- А вы знаете как называется это дерево?
Правильно это берёза. Берёза дышит не только листьями, а чёрными точками, расположенными на стволе дерева (дети рассматривают дерево или фрагмент коры).
Потрогайте кору.
-Какая она на ощупь?
-Какого цвета?
Ребята все мы нуждаемся в чистом воздухе.
-Где же находится свежий, чистый воздух?
- Что помогает очистить воздух? (растения). Растения выделяют кислород и тем самым очищают наш воздух.
Значит самый чистый воздух в лесах и садах. Так как там много растений.
- А в городе, что загрязняет воздух? (транспорт, заводы).
Итог:
- Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).
-Правильно ребята. Мы сегодня с вами экспериментировали.
-А какой опыт вам понравился больше всего?
- Что мы сегодня узнали? (Ответы детей).
- А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух? (Ответы детей). Какие вы у меня молодцы ребята.
Да ребята, воздух нам нужен, чтобы дышать.
-Правильно мы узнали, что растения тоже дышат.
-При помощи чего? (Ответы детей).
Вывод:
Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что вы, можете сказать про воздух? Какой он?
Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает нас.
Воспитатель: Молодцы ребята!
А у меня для вас есть ещё один сюрприз. Это мыльные пузыри. Они тоже надуваются при помощи воздуха. Давайте поиграем сейчас.
- Кто надует самый большой шарик?
Игра: «Надувание мыльных пузырей»
Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.
Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выяснить, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздух становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).