юлия тофт
Конспект ООД «Северная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
«Северная сказка»
1. Возрастная группа дошкольников: средняя группа.
2. Тема: «Северная сказка».
3. Форма проведения: групповая.
4. Тип ООД: интегрированное занятие.
Интеграция областей:
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Физическое развитие».
5. Цель: освоение дошкольниками знаний об истории мезенской росписи и умений рисовать ее основные узоры.
6. Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Сформировать у детей знания об истории и особенностях мезенской росписи.
Способствовать формированию у дошкольников умений рисовать основные узоры мезенской росписи.
Развивающие:
Активизировать наглядно-образное мышление дошкольников.
Побуждать детей к взаимодействию.
Активизировать творческие способности дошкольников.
Способствовать формированию художественного вкуса детей.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русской культуре.
Воспитывать уважение к традициям народов России.
7. Оборудование: ноутбук, записи отрывков из мультипликационных фильмов «Архангельские новеллы», видеопрезентация «Мезенская роспись», заготовки-листы в большую клетку для рисования узоров мезенской росписи, кисточки, гуашь, карандаши.
8. Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Архангельские новеллы», оформление стенда «Северная сказка», на котором расположены фотографии изделий росписи, а впоследствии будут располагаться детские работы с постоянным обновлением (по мере изучения новых узоров и мотивов).
Ход занятия.
I. Мотивационно-побудительный этап. Сюрпризный момент.
На экране – презентация с картинками бегущего оленя. Звучит песня «Лесной олень».
Воспитатель.
Загадка:
Словно царскую корону носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга.
От рогов ветвистых, стройных на снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря? Это северный…
Дети: Олень!
Воспитатель: Правильно, ребята! Посмотрите, он принес нам какое-то письмо! Давайте прочтем его?
Дети: Да!
На экране – презентация с раскрытым письмом. Воспитатель читает детям письмо.
Письмо: «Здравствуйте, мальчики и девочки! Мы, ребята из далекой северной страны, решили обратиться к вам за помощью. Мы знаем, что вы в детском саду изучаете народную роспись. Ребята, в наших краях тоже есть своя роспись – мезенская. Но, к сожалению, злая Северная Королева унесла в свой ледяной дворец образцы узоров этой росписи, позавидовала нашей красоте. Мы просим вас, ребята, помочь нам восстановить мезенские узоры! Наш северный олень доставит их к нам!»
Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем нашим северным друзьям?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда за дело! Для начала давайте проведем гимнастику, наберемся сил, разомнемся, ведь нам предстоит непростая работа.
Физкультминутка «У оленя дом большой» (под музыку).
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Заяц по лесу бежит, в дверь к нему стучится:
- Стук-стук, дверь, открой,
Там в лесу охотник злой!
- Заяц, заяц, забегай!
- Лапу, мне давай!
II. Основной этап. Знакомство с узорами мезенской росписи.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на экран и узнаем, что же такое мезенская роспись.
Презентация «Секреты мезенских узоров».
Слайд 1. История росписи. Картинки изделий мезенской росписи.
Мезенская роспись зародилась в селе Палощелье, на реке Мезени. Стоит село на высоком берегу. Там много красной глины, из которой делали краску для росписи деревянных изделий: сундуков, шкатулок, чашек, ковшей. Занимались росписью только мужчины. Дерево для изделий заготовляли зимой.
Слайд 2. Основные узоры – зигзаг, завиток, перышко, прямые и волнистые линии.
Слайд 3. Основные цвета росписи – красный и черный.
В мезенской росписи используются только два цвета: красный и черный. Украшались росписью разные домашние предметы, посуда, а также стены и окна дома.
Слайд 4. Зарисовка с образцами мезенской росписи.
Беседа после просмотра презентации.
Воспитатель: Сегодня мы с вами начинаем превращаться в настоящих мастеров мезенской росписи. Давайте попробуем нарисовать основные узоры.
Воспитатель раздает детям листы в большую клетку. На каждом листе – 8 клеток: 4 клетки с узорами, выполненными пунктиром, и 4 пустые клетки. Узоры: зигзаг, завиток, перышко, волнистые линии. Используется метод совместно-разделенной деятельности. Сначала дети под руководством воспитателя обводят линии, потом рисуют самостоятельно.
III. Рефлексивный этап.
Итак, ребята, вот мы и сделали первый шаг на пути к настоящему мастерству. Как вы думаете, мы можем отправить наши рисунки вместе с оленем к нашим северным друзьям? Смогут они стать для них образцами?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте с вами напишем им и письмо, в котором кратко объясним, какие узоры и цвета они должны использовать. Помогите мне составить это письмо. Какие цвета используют мастера мезенской росписи?
Дети: Красный и черный.
Воспитатель: А какие главные узоры мы с вами отправим на Север?
Дети: Зигзаг, завиток, перышко, волнистые линии.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляем вместе с оленем наше письмо, а в следующий раз мы продолжим наше изучение северной росписи, будем и дальше помогать своим друзьям из северных краев.
Воспитатель укладывает образцы рисунков в конверт, остальные размещаются на стенде.
Литература и источники:
1. Алексахин, Н. Н. Художественные промыслы России [Текст] / Н. Н. Алексахин. – М. : Народное образование, 2005. – 176 с.
2. Дорожин, Ю. Г. Мезенская роспись: Рабочая тетрадь [Текст] / Ю. Г. Дорожин. – М. : Москва-Синтез, 2013. – 16 с.
3. Изместьева, Л. А. Мезенская роспись. Методические рекомендации по программе «Художественная роспись по дереву на основе традиций народного искусства русского Севера» [Текст] / Л. А. Изместьева. – Архангельск: Правда Севера, 2012. – 29 с.
4. Ковальская, Е. Г. Декоративное рисование в детском саду [Электронный ресурс] / Е. Г. Ковальская. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record
5. Комарова, Т. С. Обучение дошкольников технике рисования [Текст] / Т. С. Комарова. – М., 2005. – 145 с.
6. Постникова, Н. В. Мезенская роспись: учебно-методическое пособие для студентов специализации «Декоративная роспись» [Текст] / Н. В. Постникова. - Ижевск: ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2011. - 34 с.
7. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [Текст] / О. А. Соломенникова. - М., 2005. – 154 с.