Людмила Ширнина
«Путешествие по временам года». Конспект ООД по познавательному развитию для воспитанников старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по временам года».
Цель: Формирование у детей представлений о временах года.
Задачи:
-Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года;
- Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы;
- Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Материалы и оборудование:
Публикация «„Путешествие по временам года“, Конспект ООД по познавательному развитию для воспитанников старшей группы» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
1. Ноутбук, аудиозапись «Звуки природы»,
2. демонстрационные картинки из серии «Времена года»,
3. оборудование для опытов,
4. мнемотаблицы.
Целевые ориентиры: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; обладает элементарными представлениями из области живой природы.
Содержание ОД:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: «Здравствуйте сказали – здоровья пожелали, улыбку подарили – всех добром озарили, за руки взялись – дружить собрались».
Воспитатель: Дети, обратите внимание на оформление нашей группы. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? – ответы детей.
Четыре прекрасных сезона в году,
И каждому рады все дети:
Зимой – это лыжи и санки!
Весной – это лужи, зелёные парки!
А летом – каникулы жаркие!
Лишь осенью грустно немного бывает –
Природа вокруг засыпать начинает.
Воспитатель: Я знаю, что вы любите путешествовать. Ребята у меня в руках волшебное покрывало, с помощью него можно совершить увлекательное путешествие в страну «Времен года», стоит только всех вас накрыть этим покрывалом. Вы согласны отправиться в путь? – Дети: Да!
Звучит музыка «Звуки природы. Осень», дети подходят к воспитателю. Воспитатель накрывает детей.
Воспитатель: Звуки какого времени года вы услышали? – Осени. Идём в гости к осени. Осень попросила с помощью мнемотаблицы прочитать стихотворение и назвать признаки осенней погоды.
(проводится игра «Какая погода?»)
«Если спряталось солнышко, какая погода? – пасмурная.
Если идёт дождь? – дождливая.
Если дует ветер? – ветреная.
Если холодно? – холодная.»
Воспитатель: Осень оставила «Чудесный мешочек» и попросила нас содержимое мешочка разделить на две тарелки. – дети по очереди достают яблоко, грушу, лук, картофель – классифицируют овощи, фрукты.
Воспитатель: ребята, а может мы пригласим пять помощников, и они нам помогут рассказать о яблоке. Проводится игра «Пять помощников» по ТРИЗ.
Воспитатель: а, ещё осень попросила нас сварить вкусный компот – выполним просьбу? Педагог предлагает детям договориться и разделиться на группы. Игра «Сварим компот» - что для этого нужно? Кастрюля – большой обруч, одна группа детей – вода, другая группа – фрукты, воспитатель – сахар. Вывод – мы сварили сладкий фруктовый компот.
Воспитатель: Мы погостили у осени, может продолжим наше путешествие? – ДА! Нам опять потребуется волшебное покрывало. Слушаем звуки природы. В каком времени года мы оказались? – в гостях у Зимы. Обратите внимание на поднос. Выберите все предметы, которые относятся к зиме – снежинки, снеговик (игрушка, тёплые варежки, ёлочка, ёлочные игрушки, мишура…
Отгадайте загадку
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила» - зима.
А какая фраза из загадки вам подсказала правильный ответ? Почему вы решили, что загадка про зиму?
Расскажите о зиме – какая зима? – морозная, холодная, снежная, вьюжная.
Воспитатель: Ребята, зима попросила позаботиться о птичках – подберите корм для кормушки. Педагог просит детей договориться кто будет выбирать корм, а кто нарисует ягоды на рябинке (рисуем пальчиками) – дети делятся на две подгруппы.
Воспитатель: дети, а как зимуют звери? Кот спит зимой? Медведь, ёж.
(проводится игра «Живое предложение») МЕДВЕДЬ СПИТ ЗИМОЙ.
Воспитатель: погостили мы у Зимы – продолжим наше путешествие? – накрываемся покрывалом, слушаем звуки Весны.
Педагог обращает внимание на «ручей» - что произошло в природе? Откуда появился ручеёк? Демонстрация картинки «Дети запускают кораблики»
Воспитатель: у меня тоже есть бумажный кораблик, но я боюсь, что он утонет. Проводится ОПЫТ: воспитатель опускает бумажный кораблик в ёмкость с водой – дети делают заключение – не тонет. Педагог опускает в ёмкость берёзовый лист – не тонет, опускает деревянный предмет – не тонет – педагог подводит к понятию – деревянные предметы не тонут – открывает секрет – бумага сделана из дерева.
Весна подготовила нам землю, а нас попросила высадить лук.
(воспитанники помогают педагогу высадить лук).
Воспитатель: ребята, мы побывали в гостях у Осени, зашли в гости к Зиме и Весне, какое время года осталось? – лето – накрываемся покрывалом. Отправляемся в гости к лету. Педагог обращает внимание на волшебную шкатулку и сообщает о том, что Лето попросило, чтобы дети рассказали за что они любят это время года – индивидуальные ответы детей по примерному образцу: Я люблю лето, потому что можно загорать, купаться в реке, любоваться цветами и т. д.
Воспитатель: ребята, мы побывали в гостях у четырёх времён года. Нам пора возвращаться в детский сад – используем покрывало.
Рефлексия: вам понравилось наше путешествие? В каком времени года вам захотелось задержаться подольше? Что понравилось в время путешествия?
Все молодцы!
Используемая литература:
1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы загадки о природе. Книга для детей 5-6 лет. ФГОС». Издательство: Вентана – Граф, 2016 год.
2. Владимировская Л. А. «От осени до лета» - ТЦ «Учитель», г. Волгоград, 2006 год.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе» Экология. ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004 год.
4. Шмакова С. И., Фокина Е. В. Учебно – методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для старшего дошкольного возраста» - // Дошкольное образование. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015 год.