Полина Родькина
Конспект ООД «Национальная одежда» к инновационному проекту «Моя Родина — Мордовия»
Цель: Определить уровень представлений о национальном костюме народов Поволжья через нравственно-духовное воспитание.
Задачи:
Образовательные:
Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
Учить различать татарский, мордовский и русский народный костюм, выделяя его характерные элементы (калфак-кокошник; картуз-тюбетейка; сапоги-ичиги; сарафан-платье с оборками).
учить самостоятельно создавать национальный костюм с помощью аппликиции.
Развивающие:
Публикация «Конспект ООД „Национальная одежда“ к инновационному проекту „Моя Родина — Мордовия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Мордовский национальный костюм
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
развивать самостоятельность, творчество, мелкую моторику рук, воображение, фантазию, умение создавать образ по указанной теме. Отрабатывать и закреплять разнообразные приемы аппликации.
Воспитательные:
Развивать интерес к культуре народов своего края. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.
воспитывать художественный вкус и творческую инициативу при создании костюмов народов Поволжья.
Материал к занятию: куклы в национальных костюмах, оборудование для аппликации, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Дети входят в групповую комнату под музыку.
Звучит отрывок песни «Родина моя» :
Я, ты, он, она —
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы» — Сто тысяч «я»!
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.
Педагог: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы начали с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край.
А сейчас я попрошу вас на минутку закрыть глаза и представить, что мы оказались в настоящем музее…
Дети открывают глаза
-Ребята, как Вы думаете, в каком музее мы с Вами оказались?
-Правильно, мы в музее одежды.
Мы живем в стране, которая называется – Россия! Наша страна огромная. И населяют ее различные национальности. И сегодня мы с Вами поговорим о традиционных национальных костюмах.
-В нашем музее мы можем познакомиться с очень красивыми куклами, которые демонстрируют одежду разных областей нашей страны.
А мы с Вами живем в регионе, который называется Поволжье.
Педагог: А почему наш регион так называется?
Ответы детей: потому что мы живем около реки Волги.
Педагог: Это самая величественная, полноводная река России.
«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей родной».
- Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?
(Ответы детей – русские, татары, башкиры, чуваши, мордва)
- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают?
Дети: В музеях, на старых фотографиях, на праздниках, на концертах народных танцев и песен, на картинах художников.
Воспитатель:
Национальный костюм – это своеобразная книга, энциклопедия, научившись читать которую, можно много узнать о народе, о его обычаях, традициях, его истории. Предлагаю обратить внимание на фотографии в нашем музее.
Женский татарский народный костюм.
- Перед вами женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора
- На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.
Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром.
Русский народный костюм: Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали.
Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
Посмотрите, какая красивая мордовская девушка. На ней женская рубаха. Давайте с вами вспомним, как на мордовском языке называется рубаха? («панар»). Правильно. Ее носят с поясом или набедренном украшении, пояс- обязательный элемент костюма. Как будет по-мордовски пояс? («пулай»). А это - передник, на мордовском языке он называется… («икельга паця»). А это головной убор, как его называют по-мордовски? («панго»). Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками.
Чем же отличаются друг от друга народы Поволжья?
Во-первых люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. И, в-третьих, своей внешностью, характером.
Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам.
А теперь, я предлагаю Вам пополнить наш музей и приглашаю всех в наши мастерские.
Воспитатель предлагает ребятам самим попробовать смастерить различный костюмы, а именно: русский народный, татарский, мордовский.
Физминутка.
Педагог: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру
«Король».
Правила игры.
Кто-то из играющих по желанию становится «королем». Остальные считаются работниками. «Король» садится на определенное место.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны ли вам работники?
Король. Нужны. Работники. Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). «Король» должен сказать, что делает каждый.
Итог занятия.
Педагог: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе посмотрим, что у нас получилось.
Ребенок каждой группы подходит к мольберту и, вешает работу,
Татарский:
Татарская девочка-девочка припевочка,
У ней юбка новая, сама – чернобровая.
Русский:
Посмотрите на наряд мой,
Оцените поскорей.
Расхвалил его изрядно
Наш российский соловей.
Мордовский :
Мы мордовские девчата,
Очень весело живем.
В своих новеньких нарядах
Мы нигде не пропадем.
Итог занятия:
Дети делятся впечатлениями кому, что больше понравилось на занятии.
Воспитатель: Нас много и все мы разные, но мы все должны жить дружно и мирно на Земле!