ольга меренкова
Конспект ОД детей средней группы по познавательному развитию на тему «День славянской письменности и культуры»
▼ Скачать
Цель: рассказать детям о появлении русской письменности; формировать интерес к русской народной культуре, показать ее взаимосвязь со славянской культурой, познакомить с появлением русской письменности.
Задачи:
1. Познакомить детей с создателями славянской азбуки – Кириллом и Мефодием и историей ее создания.
2. Воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Публикация «Конспект ОД детей средней группы по познавательному развитию на тему „День славянской письменности и культуры“» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
3. Развивать память, внимание, умение выражать свои мысли; формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
Оборудование: игрушка Чебурашка, картинки с изображением святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, первых славянских грамот (алфавита, листы бумаги с изображением букв, цветные карандаши; мешочек, а в нем карандаш, линейка, книга, буква, ножницы; современный алфавит; сюрпризы-наклейки.
Предварительная работа: знакомство с понятиями «Славяне», «Письменность», «Славянская письменность», «Славянская грамота», «Глаголица» и «Кириллица», «Русь»; рассматривание и обсуждение иллюстраций на тему славянской письменности.
Ход занятия:
(в начале занятия звучит песня «Алфавит» на слова Б. Заходера)
Воспитатель вместе с детьми:
Из глубокого колодца (руки буквой «О»)
Солнце медленно встает (руки поднимаем над головой)
Свет его на нас прольется (Руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
Новый день оно начнет (руки вниз широко)
Воспитатель: Ребята, а если бы не было телефона, как мы смогли рассказать свои новости своим родственникам, которые живут в другом городе (написать письмо)
Воспитатель: «Ребята, посмотрите кто сегодня пришел к нам в гости! (показывает Чебурашку и азбуку). Давайте, поздороваемся с нашим гостем! Ой, Чебурашка, а что же ты с собой принес?»
Чебурашка: (показывает азбуку) «Мне подарили один очень интересный предмет, но я не знаю, что это такое… Ребята, а вы знаете что это? (ответы детей). А для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)
Воспитатель: «А все буквы вместе называются? (Алфавит). Чебурашка, не расстраивайся, сегодня мы с ребятами расскажем тебе, что такое азбука, для чего она нужна и как она появилась! Правда, ребята?» (Ответы детей)
Чебурашка: «Ура! Спасибо вам большое! Мне это очень интересно!»
Воспитатель:
Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!
Букв есть множество вокруг, учат их все дети!
Книжку чтобы прочитать, азбуку должны все знать!
Воспитатель: «Ребята, зачем нам нужны буквы? (Мы можем общаться друг с другом на расстоянии, писать письма, узнавать много нового из книг, учебников, журналов). А как появились буквы? Сейчас я вам расскажу о том, как в нашей с вами жизни появилась письменность.
- Давным-давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали… Они были очень трудолюбивые и занимались многими делами. Но писать и читать книг они не умели. Они обменивались между собой информацией с помощью рисунков. Рисовали на скалах, камнях.
Подумайте, ребята, на чем могли писать на Руси. Этот материал с дерева - символа России. Правильно, это кора березы, которая называется «береста» (показ бересты). Чтобы подготовить бересту, необходимо очистить будущую страницу от жесткой коры, распрямить, подсушить. Заостренным концом палочки (показ палочек) - ее называют «писало», процарапывают буквы, а тупым концом можно затереть случайную ошибку. Называлось такое письмо - берестяная грамота
В те времена жили два брата праповедника – Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, но не простые, а такие, чтобы их могли понимать и другие люди. Это и сделали братья. Они придумали алфавит, только в первом алфавите букв было 44 (показывает картинки). Ребята, кто-нибудь знает сколько букв в нашем с вами современном алфавите? (33). Первые славянские азбуки назывались «Глаголица» и «Кириллица». Название азбуки «Глаголица» произошло от слова «Глагол», т. е. речь. А «Кириллица» – в честь ее создателя – Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита. Вот так благодаря двум братьям – Кириллу и Мефодию, у нас появилась азбука, а в дальнейшем люди стали изготавливать различные книги, учебники, журналы и т. д.
В ту пору книги писали от руки писцы, одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, по этому люди стали думать, как бы упростить этот процесс. (Слайд 12)
А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, И Ваня видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Чтобы напечатать книгу, надо было сначала вырезать буквы. Заглавные буквы были красиво украшены
Мы много читаем книг: рассказов, стихов. Но с самого раннего детства мы все любим сказки.
- Какие вы сказки знаете? А давайте проверим? (Слайд 18)
1)Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
2)Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
3)Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
4) В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
5)Исполнила три желания,
Но старику в наказание
За старухины три ошибки
Все обратно взяла (Золотая рыбка).
6) Бабка старая, бабка древняя,
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга).
(Воспитатель) : «Ребята, давайте мы с вами немного разомнемся!»
Физминутка:
Буква к букве – будет слово!
(бьем ладошки друг об друга)
Слово к слову – речь готова!
(разводим руками)
И напевна и стройна
(руками изображаем волны)
Музыкой звучит она
(разводим руками)
Так восславим буквы эти!
(руки поднимаем вверх)
Пусть они приходят к детям!
(изображаем ходьбу)
И пусть будет знаменит
(разводим руками в стороны)
Наш славянский алфавит
(поднимаем вверх указательный палец)
Русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не
Дидактическая игра «Укрась букву»
Воспитатель: «Рябятки, а давайте мы с вами сейчас сядем за столики на свои места и сделаем для нашего гостя Чебурашки подарки! (на столах разложены листочки с изображением букв и цветные карандаши). Нам нужно украсить наши буквы, чтобы он стали яркими и красивыми! Тогда Чебурашке, будет интересней их изучать!»
Вывод:
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами познакомились с историей создания русской письменности. Кто создал первый алфавит? (Кирилл и Мефодий). Правильно, ребята! Появлению письменности и книг на Руси мы обязаны двум братьям – Кириллу и Мефодию, они составили азбуку, благодаря которой люди стали грамотными!