Елена Муфтиева
Конспект ООД «Что такое микробы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям простейшие представления о микроорганизмах.
Задачи:
Образовательная:
1. Дать детям некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат, помогают, вредят).
Развивающая:
2. Развивать слуховую и зрительную память, логическое мышление, обогащать словарный запас.
Воспитательная:
3. Воспитывать у детей правильное отношение к здоровью; расширять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, пластилин, доски для лепки, стеки.
Публикация «Конспект ООД „Что такое микробы“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Темочки
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация презентации,
решение проблемных ситуаций.
Ход ООД
- Здравствуйте, ребята!
- Ребята, а знаете, ведь слово «здравствуйте», не только вежливое слово-приветствие, но и слово - пожелание. Пожелания здоровья! Я желаю вам здоровья! - Здравствуйте! - Будьте здоровы! Потому что быть здоровым очень важно для всех и для детей, и для взрослых. Детям нужно расти, играть, посещать детский сад, учиться в школе и т. д. А взрослым – выполнять работу по дому, растить детей, ходить на работу, хорошо выполнять свои обязанности на работе, и т. д. И все это получится, если человек будет здоров.
– Скажите, ребята, кто из вас болел в этом году?
– Как вы себя чувствовали?
– А чем вы болели?
– А знаете, почему это произошло?
– К вам в организм попали микробы, потому что вы не соблюдали правила гигиены.
- Ребята, а вы знаете кто такие микробы? (Нет)
- Сегодня на занятии мы узнаем много интересного и полезного для себя и своего организма. Тема занятия: «Что такое микробы».
СЛАЙД 2
- Микробы – это очень маленькие и живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор, который называется «МИКРОСКОП».
- У микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики или палочки.
- Но они также как и мы едят, дышат, передвигаются.
СЛАЙД 3
- Как они передвигаются? У некоторых есть хвостики, которые называются жгутиками. Жгутик вращается как пропеллер самолета и микроб движется. Но у большинства микробов жгутиков таких нет. В жидкости они просто слегка
подпрыгивают – как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). А часто их переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке, они прилипли к рукам и человек своими руками перенес их в рот. Были микробы в земле. Ребенок играл на улице – микробы прилипли к пальцам. Потом ребенок пошел домой и стал этими руками есть. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с продуктами попали в желудок. Вот так они и передвигаются.
СЛАЙД 4 Решение проблемной ситуации.
- А теперь рассуждайте сами. Бегала собака около мусорного ящика… ДОГАДАЙТЕСЬ, как микробы попали в желудок?
(Микробы прилипли к ее шерсти, морде, лапам. Ребенок погладил собаку – они прилипли к рукам, потом к еде, с едой попали в желудок).
СЛАЙД 5
- Как вы думаете, что едят микробы? (Ответы детей).
- Правильно, микробы едят все : хлеб, фрукты, овощи, суп, листья деревьев, краску, землю.
- Посмотрите на листочки и определите, какой из них ели микробы, а какой – нет. (дети рассматривают картинки и самостоятельно высказываются).
СЛАЙД 6
- Сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются ПЛЕСЕНЬЮ. Она может быть опасной для человека.
СЛАЙД 7
- Но есть микробы, которые для нас не опасны. Даже наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные продукты.
СЛАЙД 8
- А еще есть очень вредные микробы. Это те, которые поселяются в теле у здорового человека или животного. Они ничего не могут есть, кроме человека. Но человеку не нравится, что его едят микробы и он начинает с ними бороться. То время, когда идет борьба, называется болезнью. Чтобы было легче бороться, человек помогает себе. Он пьет лекарства или делает уколы или точечный оздоровительный массаж.
- Я предлагаю вам тоже сделать точечный оздоровительный массаж «Неболейка». (дети выполняют движения по тексту)
Чтобы горло не болело
Мы погладим его смело,
Что б не кашлять, не чихать –
Нужно носик растирать.
Помассируем мы ушки,
Да и лоб свой разотрем.
Мы похлопаем в ладошки,
да и ножки мы потрем.
Знаем, знаем, да, да, да!
Нам простуда не нужна!
– А ещё бороться с микробами нам помогают звуки. Звукотерапия.
1. Если у вас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песенку. (Руку приложить к горлу, з-з-з-з-з-з-з).
2. Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками. (Ладонь приложить к грудной клетке, ж-ж-ж-ж-ж).
- Как вы думаете, кто кого победит? Конечно, в конце концов побеждает человек. Но болеть все равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Эти микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним.
СЛАЙД 9
- В зависимости от того, в каком органе поселиться микроб, возникает та или иная болезнь. Например, если микробы поселяются в ухе – воспаление уха, если в зубе – его разрушение, Микробы могут поселиться и в кишечнике,
тогда у человека появляются боли в животе и понос. Это человек пытается выбросить из себя как можно больше микробов. Но и микробам это полезно : когда человек чихает, кашляет, они разлетаются вокруг и попадают к другим людям, заражают их.
СЛАЙД 10
- У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит? Давайте посмотрим.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает болезни. Через некоторое время микроб просто делиться пополам. Разделите шарик на две части. Получились два новых микроорганизма, два новых микроба. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут. Оторвите еще пластилин от общего куска и прилепите его к микробам. Как будто они выросли. Что теперь сними произойдет? (Ответы детей.) Они снова разделятся. Разделите каждый микроб пополам. Сколько их стало? Четыре. И они скоро вырастут и разделяться. (Дети выполняют действия самостоятельно). Вот так их количество становится все больше и больше.
- А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарства. Оно подействовало на микробов, те сморщились, слепились между собой. Слепите шарики вместе, сдавите их. Вот и нет микробов, вот и справился с ними человек, выздоровел!
Слайд 11
- На кого в первую очередь нападают микробы? (Ответы детей).
- Правильно, на тех, кто сам слаб: переохладился, бегал раздетый на холоде, пил ледяную воду. Может быть и по-другому. Количество микробов рядом с человеком резко увеличилось, если он был в контакте с больным. Поэтому больной человек должен лежать дома, не заражать здоровых. Ведь, когда он чихает и кашляет, микробы вылетают у него изо рта, носа и разлетаются по воздуху.
СЛАЙД 12
- Нужно, ребята, удалять микробы с кожи, овощей, игрушек, одежды, мебели.
- Скажите, как это все сделать?
- А также нужно следить, чтобы ваша кожа всегда оставалась целой, без порезов и ссадин. Глядя на свои ранки, вы всегда узнаете, справляется ли организм с микробами или нет. Если ранки закрылись коричневой корочкой – все в порядке. Если кожа вокруг ранки покраснела, значит микробы тут размножаются довольно быстро, а организм посылает сюда много крови, чтобы бороться с ними. И совсем уже трудно организму, если появляются нарывы и гной. Значит, микробы почувствовали себя слишком свободно и размножаются очень быстро.
СЛАЙД 13
– А сейчас мы поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья».
- Если вы выполняете правила личной гигиены, то смело можете отвечать «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто умеет с мылом мыться
И мочалки не боится?
Кто из вас знает, что мыло душистое
Делает белую пену пушистую?
Каждый день зубною щёткой
Зубкам делает щекотку?
Волосы кто чешет ловко,
Знает, где лежит расчёска?
Кто из малышей, бывает,
Вымыть уши забывает?
Перестанет, кто лениться,
Станет чаще с мылом мыться?
Кто старается стричь ногти,
Чтоб не превратились в когти?
Кто подружиться с водицей,
Будет чисто-чисто мыться?
Кто не хочет быть неряшкой,
Грязным, грязным замарашкой?
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Ребята, скажите, что нового узнали на занятии? (ответы детей)
- Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм?
• Улыбаться, говорить друг другу добрые слова
• Есть полезную пищу
• Чистить зубы
• Мыть руки, овощи и фрукты
• Выполнять физические упражнения, закаляться
• Соблюдать режим дня
Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить за деньги. И вам его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся взрослые, но вы растете и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.
Будьте здоровы!