Ирина Сурнова
Конспект образовательной деятельности «Здравствуй, осень, в гости просим!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе "Здравствуй, Осень, в гости просим!"
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнять временные понятия: осень, ноябрь, поздняя; а также признаки поздней осени;
- активизировать и закреплять словарный запас по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы»;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Здравствуй, осень, в гости просим!“» размещена в разделах
- Здравствуй, осень! Сценарии встречи осени
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навык согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными; учить образовывать относительные прилагательные; закреплять навык употребления различных форм глаголов;
- формировать навык связной речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать психические процессы: логическое мышление, память, слуховое и зрительное восприятие, произвольное внимание;
- развивать общую моторику (координация речи с движением);
- развивать мелкую моторику (работа с прищепками);
- формировать правильное речевое дыхание;
- развивать слуховое и зрительное внимание, тактильные ощущения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к природе, сезонным изменениям;
- воспитывать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия, выслушивать друг друга, учить выдержке и терпению;
- воспитывать сотрудничество в совместной деятельности, умение доводить начатое дело до конца.
Ход образовательной деятельности
Логопед: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад зашел Почтальон Печкин и принес необычное письмо (показывает конверт с желтым листочком). Как вы думаете, от кого оно?
(Если дети не ответят, загадывает загадку):
Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы… (Осень).
- А давно ли наступила осень? (ответ детей)
- Какой сейчас осенний месяц? (ответ). Ноябрь – это ранняя осень или поздняя?
- Какое время года наступит после осени? (ответ).
- Ребята, давайте в последний раз в этом году пригласим осень в гости: вспомним, что было интересного в это время года, что мы с вами делали, как играли. Хотите? Тогда давайте позовем осень, скажем: «Осень, осень, в гости просим!» (дети повторяют). Нет, не слышит нас Осень. Но я знаю, кто нам поможет, вот этот волшебный желтый листочек (берет листок из конверта). Давайте произнесем волшебные слова:
«Ты, листочек, покружись, Осень, в гости к нам явись!»
(Звучит музыка, логопед надевает шапочку-корону Осени)
Осень: Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас. Я недаром прислала вам осенний листочек - хочу пригласить вас отправиться вместе со мной в путешествие: посмотреть, все ли готово к приходу зимы. Вы согласны? Тогда приглашаю вас в осенний лес. Повторяйте за мной.
«Ты, листок, лети, лети, в лес осенний нас веди»
Осень: Ну, вот, мы в лесу, посмотрите, как здесь красиво! А какой воздух!
Дыхательное упражнение «Вдыхаем запах леса»
Д/игра «Скажи со словом «осенний»
Лес (какой) - (осенний);
Небо (какое) - (осеннее);
Погода (какая) - (осенняя);
Листья (какие) - (осенние);
День (какой) - … (осенний);
Туча (какая) - … (осенняя).
Осень: Молодцы, ребята! Но, смотрите, туча уже над нами, дождик начинается! А какой предмет поможет нам укрыться от дождя? (ответ).
Осень (раскрывает зонт, дети собираются под ним): Как вы думаете, осенью дождик быстро заканчивается или идет долго? (ответ). Да, осенний дождь долгий, затяжной. Можно долго простоять под зонтом. Но наш зонтик волшебный, он может приказать, чтобы дождик прекратился. А для этого нужно выполнить его задание. Возьмите «капельки», посмотрите, что на них изображено и вспомните признаки осени.
(К зонтику прикреплены «капельки» с картинками: туча с дождем, листья, птица, белка, девочка в осенней одежде).
Д/игра «Назови признак осени»
Осень: Ну, вот и кончился дождь, помог нам волшебный зонтик. И даже солнышко из-за тучи выглянуло.
Динамическая пауза
Упражнение на координацию речи с движением
Солнце личико согрело Поглаживают ладонями щеки
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись, Тянутся вверх.
Наши губки улыбнулись. Улыбаются.
Наклонились вправо-влево, Делают наклоны.
На носочки встанем смело. Встают на носочки.
А теперь возьмем корзинки, Шагают на месте.
Зашагаем по тропинке.
Будем по лесу гулять Повороты вправо-влево.
И грибочки собирать. Показывают.
Осень: А как нужно собирать грибы? Можно ли их выдергивать из земли? (ответ). Почему? Давайте поищем грибы под листочками.
Игра на развитие речевого дыхания «Найди грибок»
(дети с помощью коктейльной трубочки дуют на тарелку с манной крупой, в которой спрятаны картинки).
Осень: Давайте соберем наши грибы в корзинку и будем рассказывать, кто сколько и каких грибов нашел. Я вот нашла три опенка (кладет в корзину). А вы?
Игра «Кто сколько грибов собрал?»
Осень: Пора нам прощаться с осенним лесом и отправляться дальше. Предлагаю побывать в огороде и посмотреть, как там дела? (берет «волшебный» листочек).
«Ты, листок, лети, лети, в огород нас приведи»
(на доску прикрепляется картинка с изображением огорода)
Детей встречает дед Назар (кукла, здоровается.
Осень: Здравствуй, дед Назар. Мы с ребятами решили побывать у тебя в огороде и хотим узнать, большой ли ты урожай собрал?
Дед Назар: Урожай-то я собрал большой, да вот только перепутал все овощи; сложил их вместе, в одну кучу, а надо было отдельно: те, которые растут на кустиках – в корзину, а которые в земле – в ящик.
Осень: Это не беда. Сейчас ребята помогут тебе рассортировать овощи.
Д/игра «Что ты сделаешь?»
(Ребенок берет овощ, говорит, где он растет и что он сделает с ним: сорвет, выкопает или выдернет. Н-р: «Помидор растет на кустике. Я сорву помидор». Затем кладет овощ в корзину или ящик).
Дед Назар: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли.
Осень: Дед Назар, а мы знаем, что твои внуки тоже вырастили урожай, наверное, ты их научил.
Дед Назар: Они тоже всегда помогают мне. А что же у них выросло?
Осень: Мы сейчас тебе расскажем и покажем.
Пальчиковая гимнастика «У Лариски – две редиски»
У Лариски – две редиски,
У Алешки - две картошки.
У Сережки-сорванца –
Два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
(дети поочередно загибают пальчики)
Осень: Ну что ж, ребята, давайте попрощаемся с дедом Назаром и продолжим наше путешествие. Приглашаю вас в осенний сад.
«Ты, листок, лети, лети, в сад осенний нас веди»
(на доску прикрепляется изображение сада)
Детей встречает бабушка Арина (кукла, здоровается
Арина: И я собрала урожай. Что я вырастила?
Дети: Фрукты.
Арина: Я сделала из фруктов много запасов: и варенье, и компот… Хочу вас угостить (раздает картинки с изображением фруктов)
Д/игра «Какое варенье ты съел? Какой компот выпил?»
(дети составляют предложения типа: «Я съел грушевое варенье», «Я выпил вишневый компот» в зависимости от того, что изображено у них на картинке; затем прикрепляют прищепкой свою картинку к одной из двух больших, на которых нарисована вазочка или стаканчик).
Осень: Спасибо тебе, бабушка Арина. А нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие подошло к концу.
«Ты, листок, лети, лети, в детский садик нас верни»
- Ребята, вам понравилось путешествовать вместе со мной? И мне было очень интересно с вами. Но, к сожалению пора мне уходить, я прощаюсь до следующего года.
(Звучит музыка, логопед снимает корону Осени)
Логопед: Наше занятие подошло к концу. Но Осень оставила нам листочки – веселые и грустные. Если вам понравилось все, что было сегодня, выберите себе веселые листочки, если нет – грустные.