Вера Воробьева
Конспект образовательной деятельности «Снеговик ожидает гостей» в средней группе по теме недели «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование и систематизация знаний детей по теме «Посуда».
Расширять представления детей об окружающих предметах.
Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду.
Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением.
Задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие:
- формировать у детей умение различать и называть предметы посуды, совершенствовать умения находить сходства и различия между предметами;
- формировать культуру сервировки стола;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Снеговик ожидает гостей“ в средней группе по теме недели „Посуда“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Снеговик. Материалы про снеговиков
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
- формирование навыка сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии, бережного отношения к вещам
- развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
- воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.
- развивать навыки коммуникативной компетентности, вступление в диалог с взрослыми и друг с другом, внимательно слушать собеседника, не перебивать товарища.
2. Познавательное развитие:
- познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столовая, чайная, - закрепить знания об обобщающем понятии посуда, продолжать учить детей выделять существенные признаки посуды, различия, осуществлять классификацию посуды по назначению, частей, из которых она состоит.
- систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, материале, из которого она сделана;
3. Речевое развитие:
- развивать умение составлять описательный рассказ по предметной картинке,
- упражнять детей в словообразовании,
- развивать связную речь, фонематическое восприятие, речевой слух;
- развивать умение чётко и правильно отвечать на вопросы воспитателя.
- активизировать словарь – части посуды, закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда, образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительного,
- уточнение и расширение словаря по теме «Посуда».
- совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа).
- учить образовать прилагательные от существительных (из стекла – стеклянная).
- воспитывать активность в речевом общении с окружающими,
- развивать желание отгадывать загадки
4. Художественно-эстетическое развитие:
- развивать эмоциональную отзывчивость, логическое мышление, творческое воображение,
- закреплять навыки росписи тарелочек красками,
- формировать навыки работы кисточкой
- учить работать аккуратно, уметь пользоваться салфетками,
5. Физическое развитие:
- развивать образные движения, по средством игры, логическое мышление, память, воображение, зрительное восприятие, внимание, координацию речи с движением,
- совершенствовать навыки собирать из мелких частей целую картинку по представлению
- умение правильно выполнять упражнения
Оборудование и материалы:
- различные предметы кукольной и детской посуды,
- картинки с предметами посуды, разрезные картинки.
- конверт с письмом,
- предметные картинки с изображением посуды и продуктов питания,
- таблица к пальчиковой гимнастике и для составления предложений,
- кастрюля, чайник, два рисунка: кастрюля без ручки и чайник без носика;
- д\и «Найди пару» (посуда : кастрюля, чайник, чашка, тарелка, сковородка, сахарница, масленка, кофейник).
- мультимедийные технологии, презентация, музыкальное сопровождение, стихи, загадки, муляжи,
- краски, кисточки, баночки с водой, салфетки, бумажные салфетки по количеству детей,
-поощрительные призы
Предварительная работа:
- экскурсия с родителями в магазин посуды, на кухню детского сада,
- беседы о посуде, рассматривание иллюстраций, для чего нужна та или иная посуда, как она называется,
- разучивание стихов о посуде,
- отгадывание загадок на тему посуда.
- словарная работа по теме «посуда» : кастрюля, чайник, тарелка, сковорода, чашка, салатник, сахарница, масленка, молочник, салфетница
- дид. игра «Что для чего?»,
- составление рассказов-описаний о предметах посуды,
- разучивание слов к упражнению «Мамины помощники».
Ход занятия
Под музыку дети входят в группу, оглядываются вокруг.
1. Эмоциональное начало.
Воспитатель:
Дети, подойдите ко мне, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Молодцы!
Посмотрите вокруг. К нам пришли гости? Улыбнёмся им.
Ребята, вы любите сказки? (Да) А в гости вы ходить любите? (Да) Сегодня утром я получила необычное письмо с приглашением в гости.
Давайте я вам его прочитаю. (читает письмо от снеговика с просьбой о помощи)
Снеговик пригласил гостей, а как встречать и что для этого нужно он не знает. Он их хочет вкусно накормить, но какая посуда ему нужна для этого, он тоже не знает? Он просит помочь ему.
Поможем Снеговику?
Предлагаю вам сесть полукругом.
Садись и послушайте.
Воспитатель:
2. Есть одна игра для вас
Я прочту стихи сейчас
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка – там конец
Кто подскажет – молодец.
Суп нам варит в ней бабуля,
На столе стоит (кастрюля)
(на экране слайд, отгадка – кастрюля)
Кастрюля с крышкой.
Давайте вместе разберём, из каких частей состоит кастрюля? (стенки, донышко)
Дети показывают и называют.
(Повторение хором и индивидуально)
-Что это у кастрюли? (показываю на ручки)
Предлагаю показать и назвать детям.
-Для чего они нужны?
-А что ещё есть у кастрюли? (крышка)
Повторение слово хором индивидуально.
Дети показывают и называют.
-У крышки есть ручки. Для чего они?
Кастрюля сделала из металла.
-Из чего сделана кастрюля(3-4 ребенка)
-значит она какая? (металлическая)
(дети повторяют)
-Что можно приготовить снеговику в кастрюле?
(суп, кашку, картошку)
Для нас она необходима,
Ведь пищу из неё едим мы.
Глубокая и мелкая зовут её(тарелкою)
(на экране слайд, отгадка – тарелки)
из каких частей состоит тарелка? (стенки, донышко)
Дети показывают и называют.
Какие бывают тарелки?
Глубокие, мелкие, суповые.
Повторение слово хором индивидуально.
-Из чего сделаны тарелки(3-4 ребенка)
Тарелки сделаны из металла, фарфора
-значит они какие? (металлические, фарфоровые)
(дети повторяют)
-Для чего нужны тарелки?
(в них наливают суп, кашу)
На кухне ей всегда почёт.
Она и жарит и печёт.
Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды)
(на экране слайд, отгадка – сковорода)
Давайте вместе разберём, из каких частей состоит сковородка (стенки, донышко, ручка)
Дети показывают и называют.
(Повторение хором и индивидуально)
-Для чего они нужны?
-А что ещё есть у сковороды? (крышка)
Повторение слово хором индивидуально.
Дети показывают и называют.
-У крышки есть ручки. Для чего они?
Сковородка сделана из металла.
-значит она какая? (металлическая)
(дети повторяют)
-Что можно приготовить снеговику в сковороде?
(глазунью, картошку)
На плите – кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый (чайник)
(на экране слайд, отгадка – чайник)
-Что это у чайника? (показываю на ручки)
Предлагаю показать и назвать детям.
-Для чего она нужны?
Чайник сделан из металла.
-значит она какая? (металлическая)
(дети повторяют)
-Что можно приготовить снеговику в чайнике?
(чай, компот)
Среди ложек я полковник.
И зовут меня… (половник)
(на экране слайд, отгадка – половник)
Для чего нужен половник?
(Разливать суп, кашу, компот).
Из чего он сделан?
А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (чашку)
Для чего нужны чашки?
(пить чай, молоко, компот).
Из чего они сделаны?
(Фарфоровые, стеклянные, пластмассовые)
По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою, отправляю в рот.
(Ложка)
Для чего нужны ложки?
(ими кушают).
Из чего они сделаны?
(железные, пластмассовые)
Картинки с посудой выставляются на наборное полотно.
Воспитатель: Молодцы!
- Ребята, как одним словом назвать все эти предметы? (Посуда).
- А для чего нужна посуда? (Ответы детей).
- Какие ещё предметы посуды вы знаете?
- Где чаще всего можно увидеть посуду? (на кухне)
Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)
- В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т. п.)
- Как называется эта посуда? (Кухонная)
- Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник)
- Как называется эта посуда? (Чайная)
- А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу? (Столовая)
- Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка)
- Помогите мне расставить посуду по своим местам : отдельно столовую, кухонную, чайную.
3. Знатоки
А сейчас Маша покажет и расскажет, как мы хорошо знаем, что такое посуда и как она нам необходима. Она будет рассказывать, а мы внимательно слушать и наблюдать и если ей понадобиться помощь, то мы ей обязательно поможем.
Ребёнок (подходит к игровой зоне) – инсценировка стихотворения Е. Николаевой с показом.
Я сейчас готовить буду.
Соберу на стол посуду.
Вот, кастрюля, поварёшка,
Сковородка, вилка, ложка.
Небольшой столовый ножик
Мне понадобиться тоже.
Вот, с узорами тарелки,
Чашка с блюдцем на салфетке.
И, конечно, не случайно
На плите дымиться чайник.
4. Игра «Разбитая посуда»
- Дети, а в какой сказке говориться о посуде? (К. Чуковский. Федорино горе)
(Предложить детям самостоятельно собрать из предложенных фрагментов по образцу посуду.)
- Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить посуду, которую разбила Федора. (Детям выдаются разрезные картинки).
Итак, назовите, какую посуду вы склеили?
5. Игра «Назови, какая посуда»
- Если тарелка из пластмассы, то она какая? (пластмассовая)
- Если ложка из металла, она…
- Если чайник из глины, он…
- Если чашка из фарфора, она…
- Если стакан из стекла, он…
- Если половник из металла, он…
Молодцы, ребята! Правильно все сказали.
Проблемная ситуация.
Почему кастрюли и чайники не делают из бумаги или дерева? (ответы детей)
-Верно! Дерево и бумага горят. Бумага рвётся и мокнет.
Но прежде, чем мы продолжим рассказ о посуде, мы немного подвигаемся и поиграем.
6. Игра:
Дети образуют круг. Педагог в центре круга, читает текст и показывает движения, которые повторяют дети)
Тук – тук – тук,тук – тук – тук. (Стучат кулачками друг о друга).
Слышен звонкий перестук.
Слышен громкий перезвон. (Топают ногами, руки на пояс).
Динь- динь – дон, динь – динь – дон.
Это в кухне пляшут ложки,
Вилки, чашки,поварешки. (Накл. влево - вправо руки полочкой перед грудью).
Тра – та – та,тра – та – та
Вся посуда в пляс пошла! (Выполняют «пружинку», руки на поясе).
Чайник крышкой тук, тук!
Ложки в чашке – стук, стук!
А кастрюли – бом – бом! («Танцуют», попеременно выставляя вперед на пятку левую и правую ногу, руки за спину).
Сковородки – дон – дон!
Вот так пляска – красота!
Тра – та – та, тра –та – та! (Хлопают в ладоши).
Воспитатель : А теперь занимаем свои места и продолжим нашу беседу
слайд - беседа по слайду (назначение посуды)
- Посмотрите внимательно на экран.
- Давайте расскажем для чего нам нужны эти предметы. (ответы детей).
-Для чего нам нужна кастрюля?
- Для чего нужна сковорода?
- Для чего нужна сахарница?
- Для чего нужна конфетница?
-Для чего нужен чайник?
- Для чего нужны чашки?
- А что еще вы видите на экране? (Ножи,вилки, ложки)
- А кто знает как их еще называют?
Запомните! Вилки, ложки, ножи – это столовые приборы.
А как вы думаете, мы могли бы обойтись без посуды? А почему? (ответы детей)
Давайте послушаем стихотворение о том, чтобы мы делали, если б не было посуды :
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда :
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
Вот какая она помощница!
7. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Определи на ощупь, что это за название посуды? (чашка, блюдце, молочник, ложка, вилка, солонка, мелкая тарелка, глубокая тарелка, салфетница)
8. Дидактическая игра «Что лишнее?» (сопровождается показом картинок)
Кастрюля, сковородка, половник, стул.
Чашка, блюдце, ложка, платье.
Диван, стол, салатница, стул.
Чайник, валенки, сапоги, кроссовки.
Чайник, чашка, блюдце, пачка с чаем;
Кастрюля, сковорода, доска, стакан;
почему 4 лишний предмет? (слайд)
9. Физминутка
Вот большой железный чайник, ( надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются. (хлопают и приседают)
Вот серебряные ложки, (потянуть руки вверх, сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (легли на ковер, потянулись)
Он посуду нам принес.
На подносе карточки.
10. Какой детали не хватает?
- Я предлагаю определить, какой детали не хватает?
У кастрюли – крышки.
У чайника – ручки.
У чайника – носика.
У вилки – зубчиков.
У ножа – лезвия.
У чашки – стенки.
11. Игра «Разложи продукты на место»
- Ребята, посмотрите на предметы посуды, расположенные слева. Назовите их. Дети называют: сахарница, селёдочница, солонка, перечница, конфетница, молочник, маслёнка.
- Чего нет в сахарнице? (В сахарнице нет сахара)
- Чего нет в молочнике? (В молочнике нет молока)
- Давайте найдём недостающие продукты питания и положим их в кармашек напротив того предмета посуды, где они должны храниться
12. Упражнение на развитие внимания.
Давайте проверим насколько вы внимательны. И поиграем в еще одну игру «Чего не стало». (слайд)
13. Какая бывает посуда.
Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи.
Всегда всю посуду в порядке держи!
13. Пальчиковая гимнастика.
-Давайте покажем гномику,какие у нас ловкие шустрые пальчики.
"Помощники"
Раз,два,три,четыре, 1-2 хлопки,3-4 кулачками ударяем друг об друга
Мы посуду перемыли скользящие движения ладонями
Чайник,кастрюлю,ковшик загибаем пальца,начиная с большого.
Ложку и большую поварешку.
Мы посуду перемыли скользящие движения рук
Только чашку мы разбили загибаем пальцы на другой руке начиная с большого
Ковшик тоже развалился
Нос у чайника отбился
Ложку мы чуть-чуть сломали
Так мы маме помогали хлопки
Воспитатель: Молодцы, какие, а мне поможете разобрать на группы посуду? На первый стол поставьте столовую посуду, на второй – кухонную, на третий – чайную. Да смотрите, не ошибитесь!
(дети выполняют задание)
14. Игра с мячом
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т. д.
15. Загадки для гостей :
Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель.
Всё семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит, как паровик. (Самовар)
Чайника подружка,
Имеет два ушка
Варит суп для Юли -
Зовут её (Кастрюля)
Есть и ручка у нее,
Есть и стенки, есть и дно
Очень хрупкая бедняжка
Всем известно это - …. (чашка)
Я вас чаем напою
Лишь заварку заварю.
Дружат люди все со мной
Это …. (чайник заварной)
16. Игровое упражнение на развитие слухового внимания
Ребята, сейчас я вам буду называть различные слова, если вы услышите название посуды, хлопайте в ладоши, если название другого предмета топайте ножками. Посуда сделана из разных материалов. Из чего сделана посуда, в которой мы готовим еду? (Из металла.) А почему? (Металл прочный, посуду из металла можно ставить на огонь.) - А посуда, из которой мы едим, из чего сделана? (Если дети будут затрудняться ответить, воспитатель говорит, что эта посуда сделана из стекла - например салатница, или из глины.) - Как вы думаете, если посуда из глины упадет, она разобьется? (Да, разобьется.) Она не такая прочная, как посуда из металла, поэтому с ней надо обращаться очень бережно. Когда вы будите дежурить вспомните об этом.
Ну, вот мы и ответили на все вопросы снеговика. Мы разобрались с посудой, научились называть предметы посуды, научились определять части посуды, узнали, из чего сделана посуда.
Воспитатель:
- Ребята, а когда к нам приходят гости, что мы можем им предложить?
(Угостить чаем.)
-А как называется посуда для чая? (чайная)
А теперь поспешим на кухню и накроем стол к чаепитию для наших гостей, а то они уже заждались.
(Дети идут к игровой зоне и дружно накрывают на стол, а воспитатель называет действия :
- Рома,разложи пожалуйста, салфетки.
- Марк с Машей расставят блюдца с чашками.
- Эва, принеси пожалуйста, сахарницу.
- А ты, Денис, разложи чайные ложки.
- Дима,что еще нужно к чаепитию? (чайник с кипятком)
Ну и конечно же – угощения.
Ставьте их на стол (конфеты, печенье, булочки)
Слайд готовимся к чаепитию (сервировка)
Вот и все у нас готово. Давайте разольем чай по чашкам. А чай у нас такой ароматный, душистый, вкусный….
Вот как красиво вы накрыли стол. Сейчас поставим вазу с цветами, чтобы было красиво и салфетницу с салфетками. (Воспитатель ставит вазу и салфетницу.) Вам нравится, ребята? - Посмотрите внимательно на стол и скажите, есть ли на столе предметы, которые не относятся к посуде? (Предложения детей. Если дети не догадаются, то воспитатель предлагает им назвать предметы, из которых не едят и в которых не готовят еду.) Да, это ваза и салфетница
Все у нас с вами получилось, потому что мы все делали дружно.
Ребята, мы еще раз вспомнили с вами и рассказали все, что знаем о посуде нашим гостям. Вы знаете какая бывает посуда, для чего нам она нужна, где живет. И конечно же мы с вами все знаем, что нам без посуды не обойтись. Посуду нужно беречь и мыть, чтобы не приключилась с нами беда, как с бабушкой Федорой из нашей знакомой сказки «Федорино горе».
Итог занятия
- Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?
- Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
- Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
- Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.
У мамы на кухне много посуды :
Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо,
Кастрюли по росту на полках стоят,
Ковши и лопатки по стенкам висят.
Столовый сервиз приготовлен к обеду,
А чайный, красиво на полке стоит.
И в хлебнице хлеб под красивой салфеткой
Душистый и вкусный к обеду лежит.
Насыпана соль в расписную солонку,
Положено масло аккуратно в масленку,
В салатник нарезаны овощи все,
И супница пышет уже на столе.
В посуде еду и хранят и готовят,
Хозяйки посуду и сушат и моют.
И, как от Федоры, она не сбежит,
Если чистой на полке стоит.
Художественное творчество. (Разукрасить тарелочки красками)
Список использованной литературы: 1. Т. И. Подрезова — Материал к занятиям по развитию речи. Одежда. Посуда. Продукты питания 2. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Посуда. Продукты питания С. А. Васильева, В. И. Мирясова Издательство: Школьная пресса 2004г. 3. Посуда и столовые принадлежности. Какие они? К. П. Нефедова Издательство: Гном, 2010г