Наталья Федосеева
Конспект образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» в средней группе «Любимая сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема осваиваемой социокультурной категории : Труд души
Тема НОД : «Любимая сказка».
Образовательная область : социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности : коммуникативная, речевая, познавательная, игровая.
Формы реализации детских видов деятельности : беседа, ситуативный разговор, создание игровой ситуации, рассматривание картин.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по программе „Социокультурные истоки“ в средней группе „Любимая сказка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Форма организации: подгруппа 8-10 человек.
Программное содержание :
1. Первоначальное знакомство детей с социокультурной категорией «Труд души».
2. Развивать умение работать в паре.
3. Формировать эмоционально-выразительную речь детей.
4. Воспитывать у детей интерес и любовь к сказке.
5. Упражнять детей в применении произведений устного народного
творчества на практике; использовать заложенные в сказках ценности русского народа в воспитании у детей лучших нравственных качеств (доброты, взаимопомощи, сострадания, взаимопонимания и т. д.).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, беседа по ним, организация выставки книг «Любимая сказка».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Дидактические игры: кубики с персонажами сказок, серия развивающих игр «Мои любимые сказки» (разрезные картинки, пазлы «Герои русских сказок», игра с карточками «В мире сказок» и др.
Театрализованные игры детей по мотивам русских народных сказок.
Привлечение родителей к изготовлению шапочек и атрибутов для обыгрывания народных сказок.
Разучивание хороводной игры «Волк и козлята», физминуток: «Колобок», «Репка», «Машенька»
Материалы к занятию: театральная ширма, атрибуты для инсценировки сказки «Заюшкина избушка», сундучок, корзинка, клубок, мешочек, ключ, конверты, разрезные картинки : «Кот,петух и лиса», «Три медведя», «Снегурочка», «Крошечка- хаврошечка», «Колобок»; стрела, скалка, щука, репка, яичко, пирожок, топор, колобок
Место проведения: групповая комната
Присоединение к теме.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте пожелаем им доброго утра и подарим им наши улыбки.
Дети:
Доброе утро птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели,
Солнце встает и идет по делам,
Доброе утро всем нам и гостям!
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Почему вы их любите?
Дети: Любим, они интересные, в них всегда побеждает добро.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными Дети: потому что, их сочинил народ
Воспитатель: Сказки передавались от одного человека к другому. В нашей группе тоже живут сказки
Тише, детки, не шумите,
Наши сказки не спугните.
Здесь бывают чудеса…
Сказка спряталась пока!
Не грусти, улыбнись,
Сказка дарит нам сюрприз!
Воспитатель: Ребята, я принесла вам волшебный ключ, который откроет дверь в мир чудес и добра. Он лежит в этом сундуке. Посмотрите, какой он красивый! (открываю, выясняется, что ключ исчез).
Дети: А ключа нет?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчез ключ?
Дети: Потерялся, украли.
Воспитатель: Смотрите, здесь лежит какой-то конверт. Это письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти волшебный ключ в мир добра и чудес? Это я, Баба Яга, попросила Кощея Бессмертного сломать ваш ключ на мелкие кусочки и разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Ключ соберите- сказку оживите. Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все части ключа, чтобы открыть ним дверь в мир добра и оживить сказку. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь?
Дети: Надо спросить у кого-нибудь дорогу
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаем один моток и при этом называем русскую народную сказку. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки» : дети передают клубок друг другу, наматывая нить и называя сказку.
Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой?
Дети: У него теперь много сил, мы назвали много сказок.
Воспитатель: Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. Но сначало произнесем волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»
Воспитатель и дети: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»
(клубочек покатился к корзинке).
Воспитатель: Вот мы и в Стране сказок. А это что за корзинка? Здесь для нас задание. «Вы,ребята не спешите, дело доброе свершите. У меня корзинка есть, в ней вещей не перечесть. Поспешите угадать, что в ней и откуда? Тогда и получите часть ключа. Баба Яга»
Игра «Из какой сказки предмет?»
Воспитатель: Ребята, давайте узнаем из каких русских народных сказок эти предметы.
Дети: Стрела - «Царевна-лягушка»
Скалочка- «Лисичка со скалочкой»
Щука - «По щучьему веленью»
Репка - «Репка»
Яичко - «Курочка Ряба»
Пирожок - «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»
Топор - «Каша из топора»
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот и первая часть волшебного ключа.
Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся части ключа!
(Клубок катится к столу)
«Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну часть ключа! Баба Яга.»
Игра «Собери сказку»
Ребята, работать будем парами. Вам необходимо собрать картинку и назвать сказку и героев, которым вы помогали. Договоритесь в своей паре, кто из вас будет отвечать.
Дети: «Маша и медведь» - Маша, медведь
«Гуси-лебеди» - Маша, Ваня
«Три медведя» - Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка, девочка
«Крошечка- хаврошечка»- Крошечка- хаврошечка, корова
Воспитатель: Вот и еще одну часть ключа нашли. Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок пусть отдохнет.
Физминутка.
Колобок, колобок, колобок – румяный бок (руки на поясе, идут по кругу)
По дорожке покатился, (руки на поясе,бег по кругу)
и назад не воротился (руки на поясе, идут по кругу на носочках)
Встретил: мишку, волка, зайку (идут,изображая животных)
Всем играл на балалайке (изображают игру на балалайке)
У лисы спел на носу (приседания)
Больше нет его в лесу (разводят руками)
Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катится. Давайте посмотрим куда он нас поведет.
(катится к доске)
Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки,то баба Яга вернет нам еще одну часть ключа. Слушайте внимательно:
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь –
Песню мамину пропел.
И потом козляток съел!
Дети: «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Ребята, какими были в этой сказке козлята?
Дети: любят маму, послушные
Воспитатель: А волк?
Дети: обманщик, злой, хитрый
Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?
Дети: нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым
Воспитатель: У брата с сестрою
Несчастье большое,
Но им не откажут в подмоге
Волшебная печка,
Молочная речка
И яблонька в трудной дороге.
Дети: «Гуси лебеди»
Воспитатель:
Ребята, почему Гуси-лебеди унесли братца?
Дети: потому что за ним никто не смотрел
Воспитатель: Почему Аленушке помогали печка, яблоня и речка?
Дети: потому что она была доброй и вежливой
Воспитатель:
Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял.
Дети: «Лиса и волк»
Воспитатель: Ребята, кто пострадал в этой сказке?
Дети: Волк
Воспитатель: Какая лиса в этой сказке?
Дети: обманщица, хитрая, воровка, жадная
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Вот и еще часть ключа нашлась. Клубок зовет нас вперед. Осталось найти последнюю часть и мы сможем собрать волшебный ключ. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся) .
Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь?
Игра «Помогите!».
Воспитатель:
Ребята,вам необходимо не только назвать тех, кому нужна помощь, но и сказать из какой они сказки.
«Помогите, за мной гонятся три медведя!»
Дети: помощь нужна девочке из сказки «Три медведя»
Воспитатель: «Помогите! Я сломал домик зверей!»
Дети: помощь нужна медведю из сказки «Теремок»
Воспитатель: «Помогите! Я превратился в козленочка!»
Дети: помощь нужна Иванушке из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Воспитатель: «Помогите, у меня оторвался хвост!»
Дети: помощь нужна волку из сказки «Лисичка сестричка и серый волк»
Воспитатель: «Помогите! Я превратилась в облачко!»
Дети: помощь нужна девочке из сказки «Снегурочка»
Воспитатель: Какие вы молодцы! Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят! А вот и последняя часть ключа. Теперь превратим наш ключ в настоящий, который откроет дверь в сказку. И поможет нам волшебный сундучок. Положем в него все части ключа и скажем волшебные слова: «Снип, Снап,Снуре!».А чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
удивиться, руки развести в стороны;
«Снип, Снап,Снуре!».
Воспитатель:
недовольно, топаем ногами;
Дети:
«Снип, Снап,Снуре!».
Воспитатель:
весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.
Дети: «Снип, Снап,Снуре!».
Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какой ключ мы смогли с вами собрать! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. А вот и послание от Бабы Яги:
«Ключ скорее заберите
И подарок мой примите
Сказку вам, друзья, дарю!
И немного вас люблю.
Буду с вами я дружить
Людям всем добро дарить!
Ключ возьмите- сказку оживите.
Ваша Баба Яга.»
Это,ребята, маски для сказки «Заюшкина избушка». Давайте ее оживим.
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Ресурсный круг
Воспитатель: Давайте встанем в круг. Ребята, у каждого из вас есть любимая русская народная сказка, которую вам рассказывали или читали взрослые. Слушая сказку, вы представляете себя такими же храбрыми и добрыми, как ваши любимые герои. У меня есть яичко, которое поможет вам рассказать «Чему учит нас любимая сказка?».
Дети: добру, дружбе, послушанию, заботе
Рефлексия
Вот и закончилось наше путешествие в сказку. Волшебный ключ мы возвратили, дверь в мир доброты открыли. Ведь недаром в пословице говорится, что «Добро всегда побеждает зло».
Пусть миром правит доброта,
И все подвластно ей
Дари добро, твори добро
На благо всех людей.