Наргиза Гарипова
Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литератур в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Чтение русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк».
Цель: Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка сестричка и серый волк».
Программное содержание:
I. Образовательная область : «Чтение художественной литературы»
1) продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмыслить характеры и поступки персонажей. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.
II. Образовательная область : «Коммуникация»
Публикация «Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литератур в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
1) пополнять и активизировать словарь детей: коромысло, улучила, полегоньку, не ворохнется.
2) совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их.
3) упражнять в подборе прилагательных.
III. Образовательная область : «Социализация» :
1) формировать умения чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
2) развивать пантомимические и имитационные навыки
IV. Образовательная область : «Познание» :
1) расширять представления детей об окружающем мире.
2) развивать умения из частей собирать целое.
Материал: магнитофон, звукозаписи, художественная книга, иллюстрации к основным сюжетам сказки, разрезные картинки, дуга с колокольчиком, тазик с водой, синяя ткань, макет речки и проруби, шапочки лисы и волка.
Предварительная работа
1) опыты со снегом и водой;
2) наблюдения на участке;
3) дидактические игры: «Что изменилось?», «Времена года».
4) беседы с детьми: «Зачем человеку нужна вода? «Какую пользу она приносит людям? «В каком виде может быть вода?»
5) чтение художественной литературы : р. н. с. «Снегурочка», З. Александрова «Дождик», Л. Толстой «Хотела галка пить…», загадки о воде и снеге.
6) Рассматривание фотоиллюстрации различных водоемов.
Ход занятия:
Дети заходят в группу. На столе стоит ларец. Воспитатель обращает внимание :
- Вот и мой ларец. В нем я храню мою любимую книгу. Сегодня я вам хочу из нее прочитать очень интересную сказку. Хотите послушать? (ответы детей)
Ой, что это? А где, же книга?
А что это вместо нее лежит? Тут что-то написано, прочитаем.
Записка: «Надоело мне лежать в этом ларце, никто меня не читает. Я обиделась и исчезла. А найдете вы меня тогда, когда побываете в одной из моих сказок.
Воспитатель:
- А вы согласны отправится в сказку? (ответы детей).
- Но только на чем мы туда поедем? (ответы детей).
- А я предлагаю вам отправиться в сказку на санях.
- А вы хотели бы? (ответы детей).
А почему на санях? (зима)
Под веселую музыку ребята “садятся” на сани, и едут. Остановившись, закрывают глаза и хором произносят: “Раз, два, три, в сказку попади”.
Подъезжают к проруби.
- Вот мы и приехали в сказку. (Макет речки и проруби).
- Что это перед нами? (прорубь)
Магнитофонная запись: Ага, вот вы и появились в моей сказке. Зачем пожаловали? (ответы детей)
Я помогу вам, если вы отгадаете мои загадки.
1) Серый злой
Зимой голодный
Весь замёрзший
И холодный
Он зубами «щелк-щелк-щелк»
Кто же это?
Это … (волк)
2) Одурачит ловко
Рыжая плутовка,
Длинным хвостиком махнёт,
Зубки хитро облизнёт,
Не успеешь оглянуться –
Вокруг пальца обведёт! (Лиса)
Прорубь: Молодцы дети. А может, вы знаете, как называется сказка, где герои волк и лиса? (ответы детей).
Если дети угадают, то прорубь улыбается (светиться огоньками). Если нет, то воспитатель сам говорит. «Прорубь, не эта ли сказка…«Лисичка сестричка и серый волк» (прорубь улыбается)
Прорубь: Хочу, чтобы вы прочитали мою сказку. А храню эту сказку под сугробом. (дети находят книгу).
Воспитатель: Дети приглашаю вас пройти к стульчикам. В этой сказке есть незнакомые слова.
Воспитатель показывает коромысло.
- Дети, вы знаете, как называется этот предмет? (ответы детей)
Для чего его используют? (при помощи него носят воду)
улучила – нашла подходящее время;
полегоньку – не спеша, осторожно.
не ворохнется – без движения лежать, не шевелиться.
А сейчас сели удобно и послушаем русскую народную сказку «Лисичка сестричка и серый волк». Чтение сопровождается серией иллюстрации к сказке.
Воспитатель: «Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец»
Беседа по содержанию:
1. Кто же главные герои в сказке? (дед, волк, лиса)
2. Кто вам понравился больше всего в сказке? Почему?
3. Какой вам показалась лиса в сказке? (хитрая, рыжая, жадная, безжалостная, обманщица)
4. Какой показался вам волк? (глупый, сердитый, злой, голодный, доверчивый)
5. Чем закончилась сказка? (Лиса опять обманула волка, и на избитом волке в лес ехала)
Воспитатель: Дети вы не замерзли? Погреемся. Прорубь совсем заморозила.
Физминутка
Это речка? Не река
Это прорубь в нем вода.
Подошла к нему напиться
Хитро – рыжая лисица.
Носик в воду опустила,
Но воды не ощутила.
Жаль, что в проруби вода
Вдруг, замерзла вот беда!
Садитесь, давайте сейчас поиграем.
-Каким голосом говорил волк, когда просил у лисы рыбу? (ласковым, нежным, добрым)
- Каким голосом говорил волк, когда хотел проучить лису? (зло, сурово)
- А лиса, когда ехала на спине у волка? (с насмешкой)
- А как она говорила? (битый небитого везет, битый небитого везет) – хором.
- А бабы, когда увидели волка у проруби? (кричали, визжали)
- Как они кричали? (Волк, волк! Бейте его! Бейте его)
Воспитатель надевает маску волка. А в кого я превратилась? (волка). А ты Кира будешь лисой?
Теперь попробуем изобразить, как лиса учила волка ловить рыбу.
(инсценировка отрывка из сказки «Лисичка сестричка и серый волк».)
Давай лисонька я выберу волка, а ты лису. 1,2,3 волчок будешь ты.
.Упражнение (пантомимический этюд).
А сейчас встанем в круг и изобразим, как дед горевал (подставляют ладоши к щекам, прикрывают глаза, вздергивают брови под углом, опускают голову);
Хитрая лиса (прищуривают глаза, делают повороты туловищем).
Волк голодный (поглаживают по животу, облизывают губы языком);
Волк злится (одна рука согнута в локте, другая сжата в кулак, брови нахмурены, сердитое выражение лица).
Воспитатель: посмотрите, как прорубь улыбается.
Прорубь: Понравились мне как вы слушали мою сказку и играли в игры. За это я вам дарю картинки.
Воспитатель высыпает картинки на ковер.
– Что это за картинки?
- Что с ними делать? (дети собирают пазлы)
- Из какой сказки эта картинка?
- Кто сочинил эту сказку? (народ)
Воспитатель:
Поблагодарим прорубь. Спасибо тебе прорубь, что нам помогла. А нам пора домой.
Дети «садятся» в сани произносят слова: “Раз, два, три, из сказки выходи”.
Итог занятия: Воспитатель: Вот и побывали мы в сказке. А вернулась ли моя любимая книга? Давайте посмотрим. Спасибо дети, что вы помогли мне вернуть мою книгу. Теперь мы ее будем постоянно читать, чтобы она на нас не обижалась.