Людмила Александровна
Конспект образовательной деятельности «Что за невидимка, который нужен нам» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
«Что за невидимка, который нужен нам»
Приоритетная образовательная деятельность «Познание»
Интегрируемые образовательные области :
«Коммуникация»
«Социализация»
«Чтение художественной литературы»
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Что за невидимка, который нужен нам“ подготовительная группа» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Виды детской деятельности : игровая, познавательно- исследовательская коммуникативная, продуктивная.
Цель:
Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них- кислород.
Закрепить представление о роли кислорода (на основе опытов).
Расширять знания о значении воздушной оболочке для планеты Земля.
Воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.
Сформировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов).
Закрепить знания о Солнечной системе, о расположении планет.
Словарная работа: кислород, углекислый газ, атмосфера, воздушная оболочка, земное притяжение.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, посмотрите, в этой бутылочке есть что- нибуть?
Дети: Нет!
Воспитатель: Давайте проверим. Опустим её целиком в воду, что мы видим?
Дети: Из горлышка побежали пузыри.
Воспитатель: Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылочке?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Да, воздух. Без него не было бы жизни на Земле. Воздух состоит из разных газов: кислорода (им мы дышим, углекислого газа (мы его выдыхаем, азота и других.
Опыт 1.
Воспитатель: Кто хочет проверить можно ли хорошо чувствовать себя без воздуха? (Дети закрывают ладошкой рот и нос). Но кислород нужен нам не только для дыхания. Посмотрим, на блюдце я зажгла бумажку. Горит?
Дети: Горит.
Воспитатель: Накрою её стаканом. Раз, два, три- погасла! А почему? Ведь не вся бумага сгорела.
Дети: Нет воздуха.
Воспитатель: Точнее, нет кислорода, а без него нет огня. Дышат люди, звери, птицы- все вдыхают кислород. Трубы заводов, фабрик выбрасывают в атмосферу реки углекислого газа. Почему же мы не задыхаемся?
(Ответы детей)
Воспитатель: Углекислый газ необходим растениям. Все они от великана дуба до маленькой травинки, забирают углекислый газ, возвращают кислород. Нам нужно беречь зелё ные насаждения: чем больше вокруг зелени- тем чище воздух. Я хочу сегодня поговорить с вами о самом большом океане, он без воды и берегов по его просторам «проплывают» самолёты. Вы догадались, что это за океан? Верно, это воздушный океан. Мы постоянно, каждую минуту, купаемся в этом океане. Воздух здесь плотный, густой. Земля окутана тонкой воздушной оболочкой- атмосферой. Если Землю сравнить с яблоком, то её атмосфера будет не толще яблочной кожуры. Воздушная оболочка Земли- это удивительная «рубашка», которая помогает нашей планете не перегреваться от солнечных лучей, и не остывать от космического холода. Кроме того, воздушная оболочка защищает Землю от космических снарядов- метеоритов, когда они попадают в оболочку, замедляют полёт, раскаляются, наталкиваясь на оболочку и сгорают. Атмосфера имеет несколько слоёв, в самом нижнем слое образуются облака, рождаются грозы, ливни, снегопады, которые падают на Землю. А падают они на Землю потому, что у Земли есть гравитация, т. е. сила притяжения. Земля делает тяжёлым всё, что есть на ней. Посмотрите, как магнит притягивает к себе гвоздь. Как вы думаете, что было бы, если бы не было Земного притяжения?
Дети: Дома бы съехали со своих фундаментов, вода вышла бы из берегов, воздух мгновенно бы улетел в космос, нам нечем было бы дышать, мы сами бы превратились в космических странников.
Воспитатель: У Земли есть естественный спутник- Луна. Почему Луна не падает на Землю? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте покажем это на опыте. Вот Луна (небольшой шарик привязанный к нитке). Нитка- это невидимая часть силы притяжения. Я буду Землёй. Я тяну к себе Луну, но она сопротивляется (крутит шарик вокруг себя). Падает Луна на меня?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему? (ответы детей). Перестану крутить шарик, он упадёт. Так и Луна. Если она перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет её к себе силой притяжения, и Луна упадёт.
Ребёнок читает стихотворение о Луне.
Воспитатель: Луна не просто сияет, она всей водой на Земле управляет. У Луны тоже есть гравитация, но Земля больше размером, поэтому гравитация сильнее. Но когда Луна оказывается над океаном, притяжение у неё сильнее, поэтому бывают приливы и отливы в морях и океанах. Есть ли жизнь на Луне? Как вы думаете?
Дети: Нет, там не воздуха, значит, нет воды, растений. Поверхность Луны совершенно мёртвая, изрыта кратерами от вулканов, от метеоритов, поверхность покрыта белой пылью.
Воспитатель: В 1969 году там был американский космонавт, следы которого остались на Луне до сих пор. Луна- самый яркий объект на ночном небе. Она на столько ярка, что её иногда можно видеть днём. Но сама по себе она не светится, просто белая пыль на лунной поверхности хорошо отражает солнечный свет. Солнечная система состоит из центрального светила- Солнца, девяти больших планет, вращающихся вокруг него, их спутников, множества малых плане, комет. Кто знает, что такое Солнце?
Дети: Огромный вращающийся огненный шар горящих газов, звезда.
Воспитатель: А что такое звезда?
Дети: Огромные огненные шары раскалённого газа. Звёзды горят до тех пор, пока не закончится ядерное топливо.
Воспитатель: У Солнца тоже есть гравитация. Подумайте, у кого она сильнее: у Земли, или у Солнца?
Дети: У Солнца, потому что оно большего размера чем Земля.
Воспитатель: Да, Солнце больше Земли и сила притяжения у него больше, поэтому Земля вращается вокруг него. Кроме Земли, вокруг Солнца каждый по своей орбите вращаются ещё 8 планет. Какие планеты вы знаете?
Дети перечисляют планеты, показывают, читают стихи о планетах.
Воспитатель подводит итоги занятия.