ольга михайлова
Конспект НОД «Юные экологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Юные экологи»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №233»
Конспект непосредственно- образовательной деятельности
«Юные экологи» в подготовительной группе детского сада.
Провела: воспитатель высшей квалификационной категории
Михайлова О. С.
НОД «Юные экологи» в подготовительной группе.
Цель: развитие экологического образования детей через опытно- экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Юные экологи“» размещена в разделах
1. Закрепить и продолжать знакомить детей со свойствами воды.
2. Развивать умение обобщать результат работы и делать выводы.
3. Подвести детей к пониманию того, что лед и пар- это твердое и газообразное состояние воды.
4. Познакомить со значением слова «конденсация».
5. Познакомить с фильтрацией воды.
Развивающие:
1. Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.
2. Прививать бережное отношение к воде.
Оборудование:
- прозрачные одноразовые стаканчики разного размера;
- мисочки для соли и речного песка;
- одноразовые ложечки;
- марля или ватные диски;
- воронки;
- стекло;
- электрический чайник;
- лед;
- картинка загрязненной реки и капельки;
- картинка чистой реки и капельки.
На столы детям:
-1 маленький одноразовый стаканчик и 4 больших стакана;
- бумажные и влажные салфетки;
- 2 миски (с солью и речным песком);
- 2 ложки;
- марля (бинт) или ватные диски;
- воронки.
На стол педагогу:
- лед;
- чайник с кипяченной горячей водой;
- стекло;
- все тоже, что на столах у детей.
На доске:
- магниты;
- картина грязной реки и капельки;
- картинка чистой реки капельки, рыбки.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, совсем недавно мы с вами говорили о том, что такое экология. Давайте вспомним (ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня стать учеными- экологами. Как вы думаете, чем занимаются люди этой особенной профессии?
Дети: Изучают, исследуют, создают науку экологию, решают вопросы и проблемы, которые помогают сберечь, защитить и охранять природу.
Воспитатель: Вы хотите стать учеными-экологами?
Дети: Да.
2. Введение в тему. Постановка вопроса для обсуждения.
Воспитатель: Чтобы быть зачисленными в группу надо пройти тест-разминку:
1) Что относится к живой природе?
2) Что относится к неживой природе?
3) Что лишнее и почему?
ДУБ, БЕРЕЗА, КАМЕНЬ, ЦВЕТОК.
Воспитатель: Молодцы! Вы зачислены в команду юных экологов. Теперь наша группа-лаборатория, а мы все научные сотрудники.
(дети рассаживаются по своим местам)
Воспитатель: А о чем будет сегодня наше занятие и наши исследования, вы узнаете, если внимательно послушаете мои загадки и отгадаете их:
1)в первой клеточке живет буква, которая спряталась в названии времени года, которое приходит после зимы и эта буква стоит на первом месте
В
2) вторая клеточка- первый звук в названии времени года, которое у нас сейчас
О
3) Третья клеточка- первый звук названия дерева, на котором растут желуди
Д
4) Четвертая клеточка- первый звук в названии врача, который лечил больных зверей
А
В О Д А
Воспитатель: Вы совершенно верно отгадали загадки. Сегодня наше занятие посвященно ее Величеству Воде. А давайте вспомним кому и для чего нужна вода? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, так что же такое «вода»?
Дети: Вода- это жидкость, ее можно наливать и переливать.
ОПЫТ №1.
Воспитатель: Какой формы вода? Для этого возьмем узкую баночку с водой и перельем ее в широкую баночку. Что происходит с водой, какую форму она принимает?
Дети: форму баночки.
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму той баночки, в которую ее налили. Какую же форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.
ОПЫТ № 2.
Какого цвета вода?
(проведение опыта)
Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили-
Чистая вода- прозрачна!
ОПЫТ № 3.
Имеет ли вода запах?
ОПЫТ № 4.
Имеет ли вода вкус?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «К РЕЧКЕ БЫСТРОЙ».
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно осветились.
(встряхиваем руками)
-Делать так руками нужно:
Вместе- раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой- это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель: Продолжаем наши исследования.
(встаем в круг)
ОПЫТ № 5.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза (по руке каждого ребенка проводится кусочком льда).
-Что вы почувствовали? (холод)
- Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашим ручкам? (чем-то мокрым, холодным, льдом).
- Возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить (лед начинает таять, превращается в воду)
-Так что же такое лед? (лед- это вода в твердом состоянии)
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «ХОРОШО- ПЛОХО».
- Для игры необходимо поднимать руку, если хотите сказать и отвечать полным ответом.
- Вода- это хорошо… почему?
- Вода- это плохо… почему?
- Вы должны подумать и правильно ответить полным ответом.
(воспитатель приглашает детей пройти за столы)
ОПЫТ №6.
Воспитатель: А теперь продолжим наши опыты с водой.
(в глубокую чашку наливаем закипевшую воду)
- Что поднимается над чашкой? (пар)
- Ребята, пар- это третье состояние воды. Изначально вода имеет жидкое состояние, но если ее охладить, то мы получим … лед, а если нагреть… пар.
- Мне очень хочется познакомить вас с очень интересным явлением, которое называется- КОНДЕНСАЦИЯ. Для этого нам понадобится стекло или зеркало (накрываем чашку с горячей водой стеклом и наблюдаем процесс испарения- КОНДЕНСАЦИЮ).
- Конденсация- это переход вещества в жидкое состояние из газообразного.
Я- веселая вода,
Я бегу туда- сюда.
Я и в ванне, и в реке,
И вблизи, и вдалеке.
Превращаюсь в пар и в лед,
А могу наоборот.
ОПЫТ №7.
Воспитатель:
- Дети, перед вами 2 стаканчика с чистой водой и 2 мисочки. Одна с солью, другая с речным песком.
- Давайте посмотрим, что станет с солью и речным песком, если мы их положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку соли и размешайте. Что получается?
(соль в воде растворилась)
- В другой стаканчик положите ложечку речного песка. Размешайте. Что произошло?
(речной песок не растворяется)
- С каким же новым свойством воды мы познакомились?
(в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем)
(переворачивается доска, где прикреплена картинка грязной реки и капельки)
- Ребята, к нам на занятие в нашу лабораторию пришла капелька. Только вот вода в реке и сама капелька какие-то грязные. Как вы думаете, что с ними произошло?
(кто-то загрязнял речку и капелька испачкалась)
- Ребята, а как вы думаете рыба в такой воде может жить? (нет)
- Вот капелька и просит помочь ей и речным жителям.
- Но как мы им можем помочь? (ответы детей)
Воспитатель:
- А сделать это мы можем с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать из марли (бинта, ваты или ватного диска.
- Возьмите фильтр и поместите в воронку. Давайте посмотрим, как работает наш фильтр.
- Я очень осторожно буду лить грязную воду в стакан через фильтр.
- Что мы видим? (вода очищается)
- Аккуратно возьмем фильтр. Посмотрите на воду. Какая она стала? (вода стала чистая, прозрачная)
- Куда делась грязь? (вся грязь осталась на фильтре)
- Теперь вы сами попробуйте сделать тоже самое.
ОПЫТ №8.
(проводится демонстрация более сложного фильтра для воды)
(на доске появляется картинка чистой речки и капельки, рыбки- они благодарят детей за помощь)
- Мы попробовали самый простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь и не загрязнять водоемы.
- Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Воспитатель: Наше занятие сегодня в лаборатории закончилось. Чем мы с вами сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось в лаборатории?
Воспитатель: Вода- самое удивительное вещество на планете. Вспомним еще раз чудесные свойства воды.
Дети: Вода-жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества, но не все. При охлаждении превращается в лед, при нагревании- в пар. Так же воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: А если вода из газообразного состояния переходит в жидкое, называется… КОНДЕНСАЦИЯ.
Воспитатель: Спасибо, вам большое. Я очень рада, что вы так много знаете о воде. Дружите с водой и берегите ее, ведь вы теперь юные экологи.
В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь :
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница- наша вода.