Вероника Игнатьева
Конспект НОД «Выпаривание соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
В подготовительной группе:
Тема: Выпаривание соли
Выполнила: Тапханаева В. А.
Оса 2016
Цели. Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию.
Материал. Картинка с изображением моря, реки, соляного озера; соль пробирка, спиртовка.
Методические указания
Публикация «Конспект НОД „Выпаривание соли“» размещена в разделах
Воспитатель. Ребята, помните наш опыт с капелькой одеколона? Что произошло с этой капелькой? (Она испарилась.) Что значит - испарилась? (Исчезла.) Да, она исчезла, но не сразу. Она становилась все меньше, сначала была большая, а потом испарялась, испарялась и совсем исчезла. А что еще может испариться? (Вода. Жидкости.) Правильно, все жидкости могут испаряться: чем вода, которая течет из крана, отличается от воды в море? (вода в море соленная.) Правильно, вода в море соленная, и если попробовать ее на вкус, то мы почувствуем соль. А вот вода, которая течет из крана, - несоленая, и ее можно пить. Вода в речке тоже соленная. Но мы с вами знаем, что людям нужна соль - ее добавляют в пищу, чтобы было вкусно. Вы, наверное, замечали, что когда ваша мама готовит, то она солит суп, котлеты, пельмени и другие блюда, а иначе будет невкусно есть. Откуда же берется соль? Существуют соляные озера, вода в которых очень соленная. (показывает иллюстрацию.) Когда вода испаряется, соль, которая в была воде, остается. Посмотрите на картинку : соль лежит по берегам озера… Эту соль можно собирать и добавлять в пищу Но можно и самим получить соль. Давайте проведем опыт и получим из соленной воды соль.
У меня стакан с водой, а в банке-соль. Попробуйте ее на вкус - соленная? Я кладу соль в воду, размешиваю. Видите в стакане с водой соль? Может она исчезла – ее же не видно? Как доказать, что она никуда не делась? Да, она осталась в воде – вода стала соленная. (пробует воду на вкус, морщится.) Какая соленая! Кто хочет попробовать? Эта вода очень соленная, потому что в ней есть соль. Но мы эту соль не видим. Перед нами сложная задача: у нас вода с солью, то есть соленная вода. А можно обратно отделить соль от воды? Кто знает?
Важно стимулировать умственную активность детей и получить от них разные ответы, а затем подвести к выводу: «Воду нужно нагреть».
Воспитатель. Хорошо. А если воду нагреть, то что получиться?
Дети. Вода улетит, а соль остается.
Воспитатель. Очень интересная идея. Давайте проверим – действительно ли, если сильно нагреть воду, удастся отделить соль отводы. Чтобы получилось из соленной воды соль, надо из соленой воды соль, надо соленую воду выпарить, т. е испарить. Вода испарится, а соль останется. Как можем испарить воду? Что надо для этого сделать?
Дети. Нагреть воду.
Воспитатель. Сейчас проведем опыт. Нагреем соленую воду и посмотрим, что будет.
Воду наливают в пробирку или столовую ложку и нагревают на пламени спиртовки. Через некоторое время вода закипает, появляется пар.
Педагог спрашивает: «Ребята, видите, вода испаряется – уже появился пар. Вода превращается в пар».
Через некоторое время на дне пробирки начинает появляется соль.
Педагог спрашивает: «Ребята, видите, что там на дне появилось белое? Что это? (соль.) Да это соль. Значит, правы были те, кто сказал, что нагреем воду и выделим соль. А куда же делась вода? Ведь сначала у нас были вода и соль, а теперь соль есть, а вода исчезла. Правильно, вода испарилась, а соль осталась.
Воду из пробирки выпаривают почти до конца, пока на стенках и на дне пробирки не будет хорошо видна осевшая соль.
Воспитатель. Воду мы нагревали и она (испарилась). Вода превращается в (пар). Очень хорошо!