Лидия Каушьянова
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект НОД в старшей логопедической группе «Насекомые и цветы созданы друг для друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в логопедической группе по экологии подготовленный воспитателем Каушьяновой Л. Н. совместно с учителем-логопедом Качура О. М. на тему «Насекомые и цветы созданы друг для друга». Цель: учить детей составлять слово из звуков. Дифференцировать на слух шипящие и свистящие звуки. Выделять из ряда слов лишнее. Подбирать прилагательные-определения к существительным. Подбирать нужный по смыслу предлог. Отгадывать загадки о природе. При выполнении психогимнастики развивать навыки взаимодействия и сотрудничества.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Конспект НОД в старшей логопедической группе „Насекомые и цветы созданы друг для друга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Старшая группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Логопедические занятия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Показать закономерные связи в природе, рол насекомых в этом процессе. Вызвать интерес к окружающему миру. Формировать реалистические представления о природе.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Логопед :
Ребята, послушайте, правильно ли я сказала:
Солнце взошло потому, что стало тепло.
Солнце взошло, потому что раскрылись цветы.
Солнце взошло, потому что пчёлы вылетели из ульев. (ответы детей).
Логопед :
Ребята, назовите одним словом:
Утро, день, вечер, ночь … (сутки)
Одуванчик, ромашка, незабудка, маргаритка … (цветы)
пчела, шмель, оса, жук …. (насекомые).
Логопед :
Ребята, назовите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете, причё м называйте их ласково: муравейчик…
Логопед :
А теперь, отгадайте, кто это…
• В городочке у пня суета, беготня,
То народец рабочий снуёт и хлопочет. (муравьи).
• Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком. (пчела)
• Вьётся как веревка по листочку ловко.
Куколкой замрёт вся, бабочкой проснётся. (гусеница)
• Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Логопед :
Ребята, посмотрите на эту чудесную бабочку. Скажите, где она сейчас?. (Использование предлогов по показу действий).
Логопед :
А кто из вас знает кем была бабочка сначала? (Гусеницей). Давайте поиграем в «Гусеницу». Стройтесь в колонну. Между вами мячи. Удерживайте их животом и спиной. Мяч не ронять! Слушайте мои команды: гусеница ползи до стула, теперь вокруг мяча, до стола, вокруг меня, выползай к цветам на поляну. Легко было удерживать мячи? Что хотелось сделать, чтобы не уронить мяч?
Логопед :
Ребята, ответьте мне на вопросы:
Какая бабочка, назовите: лёгкая, ….
Муравей - ….
Жук - ….
Комар - ….
Таракан - ….
Муха - …
Оса - …
Стрекоза -,
Пчела - … .
Мелкая моторика рук «Пчела».
Пчела села на цветок, пьё т она душистый сок: ж-ж-ж.
«Комар».
Вот летит комарик злой, убегаем мы домой: з-з-з.
Логопед :
Ребята, угадайте по звукам, кто ещё находится на полянке:
«Ж», «У», «К» - жук;
«Ш», «М», «Э», «Л» - шмель;
«О», «С», «А» - оса.
Физминутка «Одуванчик и бабочка».
Как воздушный шар на ножке, - стоят на носочках, руки над головой
Одуванчик у дорожки. – два раза делают наклоны вправо-влево
Одуванчик – шарик белый - поднимаются на носочки
Дунул я. И улетел он… - дуют, округлив губы, бегут по кругу, Вот – он словно бант у дочки, машут руками
Бабочка – краса.
Кружит над цветочком, - кружатся на месте, взмахи руками,
Где, как мёд, блестит роса.
Воспитатель :
- Ребята, мы с вами ходили на прогулку в лес, гуляли на поляне. А кто-нибудь из вас слышал голоса цветов?. Послушайте стихотворение:
Я иду по зелёному лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго, и я слышу цветов голоса.
Они шепчут: «Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца отрада,
Украшенье родимой земли».
Как хорошо на зелёном лугу. Среди свежих трав пестреют яркие, душистые цветы. Над ними порхают мотыльки и бабочки, жужжат пчёлы и шмели. Кто посеял на угу столько цветов? Может быть семена разносят птицы, может быть ветер, может семена попали сюда с потоком воды. Только весной случается это чудо: из семян вырастают крошечные ростки с корешками и листочками. Благодаря солнцу и дождю ростки становятся всё больше и больше и превращаются в разные растения.
Мелкая моторика рук «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно под землёй дают корешки.
Воспитатель :
Ребята, внутри каждого цветка – запасы сладкого нектара. Именно за нектаром сюда собираются насекомые. Есть цветы, у которых нектар расположен близко, к ним летят жуки и мушки с коротким хоботком. Если нектар расположен глубоко, цветок окружают пчёлы, шмели, бабочки. Они высасывают нектар длинным хоботком, словно пьют коктейль через соломинку. В благодарность за вкусное угощение насекомые делают цветам очень доброе дело. Послушайте интересный рассказ В. Танасийчука.
В комнате моего приятеля в больших кадках росли два лимонных деревца. Расти-то росли и даже цветы летом были, а плодов не было. Но вот однажды кадки с лимонами вынесли на балкон. Было это рядом с большим парком и пчёлы быстро разведали, то на пятом этаже растут белые с узкими лепестками цветы, что они нежно пахнут и нектар дают хороший. Целый день копошились на цветах мохнатые сборщицы. А осенью оба дерева покрылись ярко-жёлтыми плодами.
- спасибо пчёлам, хорошо поработали!
- причём же тут пчёлы, они не растили лимоны?
- зато они опылили цветы, а без этого никаких лимонов не было бы.
Воспитатель :
Ребята, у кого и где росли лимонные деревья? Для чего их вынесли на балкон? За что пчёлам «Спасибо»?
Воспитатель :
Оказывается, когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, лапки и спину попадают мельчайшие частицы пыльцы. А пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились плоды и семена. Если бы не было насекомых, то не росли бы не яблони и груши, помидоры и арбузы. Цветы без насекомых не могут существовать. Поэтому растения привлекают насекомых яркими цветами, нежным ароматом. Различая ароматы, насекомые легко читают волшебную книгу запахов.
Воспитатель :
Кто из вас хочет побыть пчёлкой и отгадать по запаху растение?
Дидактическая игра «Угадай по запаху растение». (Роза, фиалка, огурец, клубника и др).
Воспитатель :
Ребята, вот так растения подзывают к себе насекомых, кормят их нектаром и пыльцой, а насекомые – опыляют растения. После того как на цветок попала пыльца с соседнего растения, на нём созревает плод с семенами. Придёт время, семена попадут в землю, прорастут и дадут жизнь новым растениям. И зацветёт луг опять прекрасными цветами.
Воспитатель предлагает детям алгоритм роста растений от семян до созревания плодов.