Любовь Пятыгина
Конспект НОД в старшей коррекционной группе «Мы все разные, но мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей коррекционной группе
Тема занятия: «Мы все разные, но мы вместе»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Цель: Развитие представлений о человеке в истории и культуре.
Задачи:
I Развитие представлений о человеке в истории и культуре:
1. Закрепить знания детей о том, что на Южном Урале – в городе Аша живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские.
Публикация «Конспект НОД в старшей коррекционной группе „Мы все разные, но мы вместе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
2. Познакомить детей с историей башкирского, татарского, русского народа: место проживания, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство, с предметами быта (одежда, обувь, головные уборы, посуда и т. д., с традициями и обычаями разных народов.
II Речевое развитие детей:
1. Способствовать расширению словарного запаса, развивать интерес к различным жанрам литературного творчества (заклички).
III. Физическое развитие детей:
1. Поддерживать интерес к подвижным играм народов (татарских, башкирских, русских).
VI. Социально-эмоциональное развитие:
1. Развивать эмоционально - познавательный интерес детей.
2. Способствовать развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, языка, пола и возраста.
Предварительная работа: Беседы о дружбе, народах родного края, их культуре. Чтение художественной литературы разных народов. Изобразительная деятельность - роспись орнаментов характерных народам башкир, татар, русских костюмов, кукол в национальных костюмах, посуды. Разучивание народных игр, знакомство с песнями, музыкальными инструментами, участие в народных гуляньях.
Предполагаемый результат: Дети имеют представление о народах, населяющих наш край, их культуре; интересуются новым, неизвестным в окружающем мире.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите вы любите играть?
Игра на развитие эмоционального настроя «Улыбка»
Представьте себе, что вы видите перед собой красивое, яркое солнышко, которое вам улыбается. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще радостнее. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
Воспитатель: Сегодня наше занятие я хочу начать со стихотворения.
«Лучше нет родного края»
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
(П. Воронько)
Воспитатель: А вы дети, знаете, что такое родной край? Да, это край где мы с вами живём. А кто знает, как называется наш край? Урал, уральский край (слайд 1).
«Наш край» (слайд 2).
Всё вокруг своё родное, горы, степи и леса
Рек сверканье голубое, голубые небеса.
Каждый край, нам сердцу дорог.
Дорог каждый дом родной.
С добрым утром, край родной!
(Г. Ладонщиков)
Воспитатель: Есть северный Урал (слайд 3, средний Урал (слайд 3) и Южный Урал (слайд 4). Мы с вами живём на Южном Урале. Урал – это уникальный географический регион, по которому проходит граница двух частей света – Европы и Азии. Название «Урал» по-башкирски означает — пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан снял и растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет, наши Уральские горы (слайд 5).
Воспитатель: Ребята мы с вами очень счастливые люди, потому что живём в красивом городе. А как он называется? (слайд 6) «Уральской Швейцарией» называют его земляки и гости нашего города (слайд 7).
Цветет над тихой речкой яблоня, сады задумавшись стоят.
Какая Аша нарядная, как дивный сад.
Воспитатель: Наш город находится на берегу реки. Как она называется? (слайд 8, название реки происходит от татарского слова «усем», что означает «водорослевая».
Воспитатель: Ребята, вы знаете, какие народы живут в Аше? (русские, башкиры, татары, морийцы, украинцы, азербайджанцы и др.). Вот видите, сколько много разных народов проживает в нашем городе. А народа, какой национальности больше всего проживает в нашем городе?
Дети: Русских.
Воспитатель: Вот и давайте поместим карточку с изображением представителей русского народа на нашу схему, на большую ее часть (слайд 9, показ по очереди). А представителей этих двух народов поместим на другую часть нашей схемы. А вы узнали эти народы?
Дети: Да, это татары и башкиры.
Воспитатель: Вот об этих трех народностях мы сегодня и побеседуем, приготовьтесь к серьезной работе.
И русские, и татары, и башкиры поселились в нашем городе очень-очень давно. Какое место выбирали они для поселения?
Дети: Они селились на полях, у леса.
Воспитатель: (слайд 10)Почему русские старались селиться на полях?
Дети: Они занимались земледелием, выращивали хлеб.
Воспитатель: Хорошо. Чем еще занимались русские?
(Дети называют вид труда : разводили скот, охотились, рыбачили, занимались сбором ягод показ по очереди на слайде)
Воспитатель: А почему татары селились на полях?
Дети: Они разводили скот. Поля служили пастбищами.
Воспитатель: Чем еще занимались татары?
(Дети называют вид труда: пчеловодство, охота, сбор ягод и грибов, рыболовство - показ по очереди на слайде)
Воспитатель: А почему башкиры селились на полях? Чем они занимались?
Дети: Башкиры тоже разводили скот, охотились, рыбачили, занимались сбором ягод и грибов, пчеловодством - показ по очереди на слайде.
Воспитатель: Молодцы! А какая основная трудовая деятельность была у русских? (земледелие) А у татар и башкир? (скотоводство). Кто занимался одинаковым трудом? О труде и русские, и татары, и башкиры сложили немало пословиц и мы с вами некоторые из них учили. Кто вспомнит пословицы о труде русского народа? Татарского? Башкирского?
(Дети читают пословицы о труде)
Воспитатель: Мы немножечко устали и пора нам отдохнуть.
Физ. минутка:
Раз подняться, подтянутся, два согнуться, разогнуться
Три в ладоши – три хлопка, головою три кивка
На четыре руки шире, пять руками помахать
Шесть на стульчик сесть опять.
Воспитатель: Как трудились народы, мы узнали, а теперь давайте узнаем, как они жили и сравним. Какие дома были у русских? Дома были деревянные, сделаны из дерева (слайд 11, показ по очереди)
Воспитатель: А у татар дома были сделаны из соломы и глины. Они назывались – саманы.
Воспитатель: Башкиры летом жили в юртах, а зимой строили временные деревянные дома. Башкиры строили времянки или юрты, потому, что они постоянно переезжали с одного пастбища на другое. Кочевали.
Воспитатель: Какое убранство было внутри дома у русских? (Печь, лавки, стол, полати)
Воспитатель: А у татар? (Печь, нары, стол). Дом был разделен на мужскую и женскую половины. А у башкир, только нары. На них и спали, и ели. Дом был также разделен на две половины.
Воспитатель: Чьи дома похожи между собой по убранству? (Татар и башкир) Правильно! И татары, и башкиры, и русские не только трудились, но и любили веселиться. Давайте вспомним некоторые праздники этих народов.
Воспитатель: У всех трех народов был праздник птиц. Русский народ отмечал такой праздник - Благовещенье. Закликали жаворонков, проводили игры. Сейчас мы с вами поиграем.
Русская народная игра «Колпачок (паучок)» (выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. На голову водящему одевают колпак. Остальные играющие ходят вокруг него. Взявшись за руки и поют:
Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки.
Мы тебя поили, мы тебя кормили, на ноги поставили, танцевать заставили.
(все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь! (меняются местами)
Воспитатель: У татар - Грачиные каши. Этот праздник посвящен птицам, закликали птиц, ставили тарелочки с кашей для птиц. У башкир - Воронии каши или Каргатуй. (чтение детьми закличек)
Воспитатель: А какой еще был праздник только у башкир и татар? (Сабантуй – слайд 12, показ по очереди) Праздник плуга. Сабан – плуг, туй – праздник. Он проходил на большом поле (майдан). Гуляли всей деревней, селом, или аулом. Соревновались в скачках на лошадях, в бое мешками, в лазанье по столбу, в беге с ведрами и т. д. Дети играли в разные игры.
Воспитатель: А поиграем мы в башкирскую народную игру «Юрта».
Вот какой платок у меня:
Разноцветный, расписной, необычный, непростой.
Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!
Башкирская подвижная игра «Юрта».
Дети делятся на две подгруппы, каждая образует круг по углам зала. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все два круга идут и напевают:
Мы веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под музыку идут в один общий круг, заводят хоровод. Музыка закончилась — бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты.
Воспитатель: На праздники и гуляния народ всегда надевал красивую одежду, национальный костюм - это старинная одежда. Когда-то, 200 и больше лет назад так одевался народ.
Что же одевали русские? (слайд 13, показ по очереди)
Дети: Женщины – сарафан, рубаху, кокошник. Мужчины – рубаху, штаны. Девушки – сарафан, рубаху, ленту или венец.
Воспитатель: Что носили на ногах? (Летом – лапти, зимой – валенки).
Воспитатель: Что носили татары? (Женщины – юбку с оборками, рубаху, камзол, на голову калфан. Мужчины – штаны, рубаху, камзол или халат, а на голову надевали летом – тюбетейку, зимой – малахай. На ногах носили кожаные сапожки с узорами - ичиги).
Воспитатель: Что же носили башкиры (Мужчины – штаны, рубаху, камзол, халат, на голову тюбетейка. Женщины – платье однотонное, камзол, нагрудник, на голову шапочки с узорами, платки)
Воспитатель: Национальный костюм каких народов похож?
Дети: Татар и башкир.
Воспитатель: Правильно! На всех праздниках были и свои национальные кушанья (слайд 14, показ по очереди) Что было у русских?
Дети: Щи, каша, пироги с ягодами, квас.
Воспитатель: У татар какие национальные блюда были? (Балиш (пирог с мясом и картошкой или рисом, чак-чак (медовые шарики, напиток – айран (кислое молоко с водой)
Воспитатель: А у башкир? (картошка с бараниной, чак-чак, хворост, напиток – айран)
Воспитатель: Посмотрите еще раз на нашу схему (слайд 15) Труд, жилье, одежда, кушанье каких народов больше похожи?
Дети: Татар и башкир.
Воспитатель: Правильно! Традиции, культура и жизнь этих двух народов очень похожи. А вот у русского народа есть отличия в жизни, быте и культуре, но есть и много общего. И это не случайно (слайд 16). Ведь мы все жители Южного Урала. И живем рядом. И независимо, какие мы: русские или татары, башкиры - мы все многонациональная семья. Все мы – дети нашей прекрасной голубой планеты Земля! И наш Урал, наш город – кусочек этой планеты. Нам есть чем гордиться! Мы все разные, но мы вместе!
В заключение нашего занятия я хочу угостить вас национальным сладким блюдом – чак - чак.
Приложение: ЭОР «Многонациональный Урал».
Дальнейшие задания на закрепление: Викторина в слайдах «Что? Где? Когда?»