Ольга Степанова
Конспект НОД в старшей группе «Физика для малышей. Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с понятием «воздух» его свойствами, ролью в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
-Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
-Опытным путём знакомить с различными свойствами воздуха.
Развивающие:
-Развивать наблюдательность.
-Формировать умение мыслить логически, расширять словарный запас.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Физика для малышей, Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Физика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
-Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека и других живых существ на планете.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
-Формировать умение выполнять несложные эксперименты;
-Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Связь с другими видами деятельности:
Наблюдения на прогулке за природными явлениями;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание картин и иллюстраций по теме: «Воздух».
Дыхательная гимнастика
Материал:
Кукла «Знайка»
Сундучок
Д / игра «Сложи шар» - 2 шт. (красного и зелёного цвета).
Д / игра «Кому нужен воздух?»
Одноразовые стаканчики по 2 на каждого ребенка,
Стеклянный стакан, вода
Целлофановые пакеты по 2 на каждого ребёнка
Губка на каждого ребёнка
Трубочки для коктейля на каждого ребенка,
Шарики воздушные,Апельсин
Блоки Дьенеша
Мнемотаблица «Свойства воздуха»
Картинки со свойствами воздуха, красный фломастер
Мольберт
Большая прозрачная ёмкость, 2 кораблика.
Ход мероприятия:
Вводная часть
Ребята, вы помните, как называется наша группа? (ответы детей). Правильно, наша группа называется «Знайка», сегодня к нам в гости пришёл Знайка и принёс подарки. А подарки не простые – с помощью их мы сможем узнать много интересного и нового. Давайте посмотрим, что он нам принёс в сундучке.
Знайка: Ребята, сначала отгадайте загадку:
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка
Улетит за облака. (ответы детей)
Сейчас каждый из вас из сундучка вытащит часть картинки и попробует сложить воздушные шарики, один зелёного цвета, а другой красного цвета. Все, кому попались части картинки красного цвета. Дети собирают разрезные картинки. Посмотрите, мы с вами разделились на две команды, но сегодня мы не будем соревноваться, так вам будет удобнее играть в те игры, которые я сегодня для вас приготовил. Я для вас приготовил не только нарисованные шарики, но и настоящие. Воспитатель показывает детям надутые шары – красный и зелёный. Ребята, что нужно сделать, чтобы надуть воздушный шарик? (ответы детей). А почему его называют воздушным?
Воздух – это то, чем мы дышим. Давайте вспомним, кому ещё нужен воздух. Д\ игра «Кому нужен воздух?»
Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? (ответы детей). Он вокруг нас, но невидим. Давайте его поищем. В группе мы видим столы, игрушки, стены, за окном – дома, деревья, облака. У вас на столе лежат пустые пакеты, возьмите их и загляните внутрь. Что там лежит? (ответы детей) Возьмите пакет и положите в него кубики, обратите внимание, что мешок уже не плоский, а выпуклый, в нём что то есть. Теперь уберём кубики из мешка. Вы считаете, что он снова пустой? (ответы детей). А теперь скрутите верхнюю часть пакета, в нижней части он приобрёл выпуклость, следовательно в нём что то есть. Это что – то и есть воздух.
Воздух есть везде, и в пустом пакете, и в комнате, и на улице, хотя он и не виден, но обнаружить его можно повсюду.
А как вы думаете ребята, в самой воде есть воздух? (ответы детей). Давайте проверим. Возьмём стакан с водой и дадим ему немного постоять. На стенках стакана мы увидим пузырьки воздуха.
А теперь посмотрим, есть ли воздух в губке, возьмите губку и опустите в стакан с водой. Мы видим, что из губки выделяются пузырьки, значит и в губке есть воздух.
ВЫВОД: воздух есть в комнате, в стакане, в банке, в целлофановом мешке – воздух всюду вокруг нас.
А сейчас я предлагаю, вам ребята, провести физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Мы растём всё выше, выше
Сел на дерево скворец
Нашей песенке конец.
Основная часть:
Знайка: Предлагаю поиграть ещё в одну интересную игру. У меня в одинаковых конвертах лежат разные картинки, на которых изображено то или иное свойство воздуха. Выбрав картинку, мы с вами, будем исследовать это свойство воздуха с помощью различных опытов. Картинки будем закреплять на доске а в конце посмотрим какие опыты мы с вами провели. Хотите попробовать? (ответы детей)
ОПЫТЫ: Последовательность проведения опытов зависит от выбора детьми конверта с картинкой того или иного свойства воздуха.
Опыт № 1 Имеет ли воздух цвет?
Давайте выясним, какого цвета воздух. У каждого из вас есть прозрачный пакет, стакан, выберите, кому что нравится, как вы думаете в них есть воздух? (ответы детей). Теперь положите туда фигуру любого цвета, и посмотрите через пакет, стакан на свет. Вы видите какого цвета предмет? (ответы детей). Как вы думаете, если вместе с предметом в стакане, пакете есть воздух, то какого он цвета? (ответы детей). Вывод: Воздух невидимый, бесцветный.
Воспитатель: А толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно. Что вы видите вверху? (ответы детей - Небо). Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем.
Опыт № 2 Имеет ли воздух форму?
Возьмите в руки любую геометрическую фигуру. Какой она формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? (ответы детей)
ВЫВОД: Воздух форму не имеет.
Опыт № 3 Имеет ли воздух вкус?
Ребята, как вы думаете, как можно попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Так как воздух повсюду вокруг нас предлагаю лизнуть его и выяснить каков он на вкус?
ВЫВОД: Воздух вкуса не имеет.
Опыт № 4 Есть ли запах у воздуха?
Давайте проверим – имеет ли воздух запах. А раз воздух есть везде, то мы попробуем его понюхать. Что вы чувствуете? (ответы детей). Теперь закройте глаза. Воспитатель разрезает апельсин. А теперь вы чувствуете запах? (ответы детей). Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт № 5. Можно ли увидеть воздух?
А можем ли мы видеть воздух? Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку. Что появилось? Появляются пузырьки воздуха.
ВЫВОД: воздух не видим, пока не произведёшь какие либо опыты с ним. Он прозрачный. Ребята, а что ещё бывает прозрачным? (ответы детей – стекло, лёд и т. п.).
Опыт № 6 Упругость воздуха.
Возьмём пакет. «Поймаем в него побольше воздуха и плотно закрутим пакет. Что мы чувствуем, когда сжимает плотно закрытый пакет с воздухом? (Он упругий, как мяч, как воздушный шар). А когда выпускаем воздух? (Становится как прежде – невидимым и не ощущаемым).
А сейчас мы посмотрим ещё один опыт, который доказывает, что воздух упругий. Возьмём прозрачную ёмкость опустим в неё 2 кораблика. Один накроем перевёрнутым стаканом и будем погружать на дно. В пустом стакане находится воздух, он не даёт возможности воде замочить кораблик. Поднимаем стакан вверх, кораблик на поверхности воды. Потрогайте парус кораблика, он сухой или мокрый? (ответы детей)
ВЫВОД: Воздух упругий. С помощью упругости воздуха можно надуть шар, паруса, мяч.
Заключительная часть:
Итак, что же такое ВОЗДУХ? Давайте с помощью картинок вспомним, какие свойства воздуха мы сегодня исследовали. Показ мнемотаблицы «Свойства воздуха.
Вывод: воздух-не имеет цвета, вкуса, запаха, формы, он не видим и упруг.
Молодцы ребята! Вам понравилось проводить опыты и играть в игры? Что понравилось больше всего.
А сейчас на память о нашей встрече я хочу подарить вам воздушные шарики. Спасибо за внимание!