Ирина Моторина
Воспитание у дошкольников интереса к народным промыслам. Конспект НОД для детей старшей группы «Символ России — кукла Матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: дать представление о возникновении деревянной матрёшки и технологии её изготовления. Закрепить название профессий требующихся для создания матрёшки. Воспитывать любовь и уважение к русской культуре, к народным промыслам России.
Материал: игрушки - матрёшки (полхво – майдановская, семёновская, сергиев - посадская, мультимедийная установка, грамм запись народной музыки, полхво – майдановский платок, коробочка.
Фотографии процесса изготовления матрешек
***
Публикация «Воспитание у дошкольников интереса к народным промыслам, Конспект НОД для детей старшей группы „Символ России — кукла Матрёшка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Словарная работа: Матрёна, токарь, крестьяне, полая фигурка, промысел, поленница, эскиз, токарь, Фурукуджи, обозы, мастер, кладовщик, сколы, сучки, трещины, поленья, болванки, шлифовщик, грунтовщик, художник, пленэр, лоток, заготовка,роспись, творческая лаборатория много кукольная,цех.
Ход НОД:
(дети сидят полукругом, перед ними экран, стол накрытый платком. Входит под народную музыку воспитатель. На плечах её цветная полхво – майдановская шаль. В руках ярко украшенная коробочка)
Воспитатель: не случайно я надела яркую цветную шаль. В руках у меня загадка. Если её отгадаете, то узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Загадка.
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
Все одна в одной живу.
Ну! Скажи! Как их зовут
Дети: Матрёшки.
Воспитатель: правильно сегодня мы поговорим о простой деревянной игрушке – Матрёшке.
(1 слайд с изображением матрёшек)
А вы, знаете, как она изготавливается? Я вам расскажу и покажу. Внимание на экран.
Матрёшку считают исконно русской игрушкой. Придумал её художник Малютин, а выточил по его эскизу токарь – Звёздочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова. В большую полую фигурку были вложены другие матрёшки. Их было от 7 до 12 штук. Матрёшки раскрывались пополам и вкладывались одна в другую. Мастера заимствовали идею создания своей игрушки у японских монахов. Фигурка буддийского святого Фурукуджи разламывалась на две части. А ней находилась другая фигурка, только немного поменьше и т. д.
Художник Малютин нарисовал круглолицую деревянную девицу в цветастом платке, ярком сарафане, в белом цветастом переднике, с черным петухом в руке. Эту игрушку отправили в Париж, на выставку в 1900 году, где она завоевала бронзовую медаль. До того они понравились Европейцам, что вызвали настоящий матрёшечный бум. Так матрёшка стала визитной карточкой сувенирной России.
А почему у неё такое странное имя?
Дети: Матрешка – это ласковое имя Матрёны, как, например, Марина – Маришка, Ирина – Иришка, Таня – Танюшка.
Воспитатель: да и не только за границей понравилась Матрёшка. Это была одна из любимейших игрушек тогдашней детворы. На ярмарках большие обозы привозили в больших берестяных коробках деревянные изделия для торговли или обмена на нужный товар.
(2 слайд с изображением обоза)
Воспитатель: труден путь изготовления простой деревянной Матрёшки от чурочки до куклы!
(3 слайд с изображением деревянной поленницы)
Чтобы хорошо чурочка просохла, и не давала трещин, сушили их в поленнице (сложенной в ровные ряды). Мастера, кладовщики, токари отбирали поленья, чтобы не было сучков и трещин. Кто смотрит, чтобы чурочки были хорошо высушены?
Дети: токари, мастера, кладовщики. (спросить 2-4 детей)
(4 слайд с изображением резчиков по дереву)
Резчики по дереву в творческой лаборатории обдумывают образы деревянных изделий, формы, размера. Люди, какой профессии работают в творческой лаборатории?
Дети: резчики по дереву (спросить 2 3 детей).
(5 слайд с изображением склада для просушки)
Воспитатель: это огромный склад болванок для просушки. Посмотрите сколько рядов с болванками – заготовками. Склад должен быть сухим и проветриваемым. Как называются заготовки?
Дети: болванки.
(6 слайд с изображением токаря)
Воспитатель: на токарном станке токарь вытачивает матрёшек из деревянных чурочек. Сначала вытачивают самую маленькую, не разборную матрёшку. Кто вытачивает заготовки?
Дети: токарь.
(7 слайд с изображением шлифовщика)
Воспитатель: шлифовщик шлифует деревянные матрёшки, что бы они были гладкими. Кто шлифует деревянные изделия?
Дети: шлифовщик.
(8 слайд с изображением грунтовки матрёшек в цеху)
Воспитатель: покрывают выточенные фигурки специальной жидкостью – грунтовкой, что бы краска легла ровнее и лучше. Что делают грунтовщицы?
Дети: грунтуют, что бы краска легла ровнее.
(9 слайд с изображением художниц на пленэре)
Воспитатель: художницы придумывают узор из цветов и листьев. Для этого они всматриваются в цветы и листочки на пленэрах, экскурсиях и зарисовывают их в специальные альбомы.
(10, 11, 12, 13 слайд с изображением художественного цеха и росписью матрёшек)
Воспитатель: это художественный цех. В нём, по эскизам выполненными художниками творческой лаборатории, другие художницы расписывают матрёшек. У каждой лоток с заготовкой и расписанными игрушками. Художники расписывают матрёшек по разному. Каждая матрёшка не похожа друг на дружку. Цвет и цветы разнообразны. Двух одинаковых найти невозможно.
(14, 15 слайд с изображением цеха игрушек)
Воспитатель: на заводе в этом цехе расписывают не только матрёшек, но и детскую мебель, лошадки, деревянные игрушки качалки и многое другое.
(15 слайд с изображением художницы с 18 кукольной матрёшкой)
Воспитатель: Матрёшка – визитная карточка России и гордость декоративного искусства России, воплотившая в себя стиль и народный характер. А это художница Зинаида Максина со своей 18 кукольной матрёшкой.
Сейчас поиграем в игру на скорость. (открывает закрытый платком стол) Перед вами, на столе 3 матрёшки: Семёновская, Сергиев – посадская и Полхов – майдановская. Они разные по цвету, пяти кукольные. Кто быстрей соберёт матрёшку, тот получит её в подарок.
Игра "Кто быстрей соберёт Матрёшку"
Цель: учить детей подбирать по цвету и размеру части матрёшек. Развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.
Анализ занятия : закрепление названий профессий необходимых для изготовления Матрёшек, последовательность изготовления Матрёшки.
Рисование матрёшки на последующем занятии.