Яна Сергеевна Боровкова
Конспект НОД в старшей группе «Почва — живая земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе на тему :
«Почва-живая земля.»
Составила воспитатель Боровкова Я. С 2019г.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Почва-живая земля.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «почва», её составом на основе опытов и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;
ЗАДАЧИ :
Обучающие:
-Познакомить с основным свойством почвы-плодородием, в процессе опытов установить её состав.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Почва — живая земля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Способствовать проявлению и активизации собственной исследовательской деятельности в проведении опытов. Помогать устанавливать причинно-следственные связи и отношения;выделять существенные признаки,фиксировать и обобщать их.
Развивающие:
Развивать -мышление (умение сравнивать,обобщать,рассуждать, делать выводы, умение доказывать свою точку зрения. Совершенствовать связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать навыки коммуникативного общения,формировать доброжелательность в общении друг с другом, любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», картинки с изображением почвы «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев, фартуки,влажные салфетки (на каждого ребёнка); для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей) шапочки с изображением дерева-2 шт. ,шапочки с изображением червячков -2 шт. ,обруч-4 шт., сюрприз- яблоки.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы звери и леса,
Гром туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг (природа).
Мы пришли сюда учится
Не лениться, а трудиться
Чтобы больше нам узнать
Природу будем изучать.
В: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? ( ответ: земля, почва)
Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.
-Что же такое почва?
-Как вы думаете дети? (ответы детей).
Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»
-А что это означает? (ответы детей)
Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.
-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
-Кто живет под землей? (ответы детей)
Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассматривание иллюстраций, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.
В:Дети давайте мы с вами сейчас превратимся в червячков и немного отдохнём.
Физкульт минутка "Червячки"
Раз,два,три,четыре,пять
Червячки пошли гулять (шагаем на месте)
Вдруг ворона подбегает
головой она кивает (наклоны головы вперёд назад)
Каркает-вот и обед (хлопки вытянутыми руками с поворотами влево,вправо)
Глядь,а червячков уж нет (присели).
В:Молодцы дети,вот мы немного отдохнули.
В. : Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны; появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.
(Мультимедийная презентация. Почва.)
В:Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)
Почва состоит : из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух.
Сейчас мы с вами проверим это на опытах. Но сначала нам с вами нужно к ним подготовиться-надеть халаты и вспомнить правила поведения при проведении опытов.
ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира.
Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.
В:Дети,что вы видите (Ответы детей)
Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
ОПЫТ 2. Состав почвы
В:Возьмите палочку и размешайте почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод : Почва в своё м составе имеет: перегной, песок, глину.
ОПЫТ 3.(Проводит воспитатель-дети наблюдают) Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.
-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Воспитатель проводит опыт-Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло. Что вы видите дети (ответы детей).
Вывод: На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода.
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
Пришло время поиграть в игру.
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»
Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья (на голове у детей соответствующие шапочки с изображением дерева). Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.
-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей)
-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве).
Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)
Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня, Земля дарит вам сюрприз- целую корзину душистых, спелых, румяных яблок, за то, что вы заботитесь о ней, и она любит вас.