Валентина Бажина
Конспект НОД в старшей группе «Поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает»
Конспект НОД в старшей группе по теме :
«Поет зима – аукает – мохнатый лес баюкает»
Воспитатель: Бажина В. М.
Программное содержание:
1. Продолжать учить различать виды хвойных деревьев (по коре, форме, длине игл, по шишкам).
2. Расширять представление детей о состоянии живой природы зимой.
3. Продолжать знакомство со свойствами снега, с его ролью в жизни растений в зимних условиях.
4. Побуждать детей строить предложения при ответе на вопросы.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает“» размещена в разделах
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес
- Зимний лес. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес, путешествие в лес. Конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
5. Активизировать словарь детей за счет слов хвоя, «хвойный лес», вечнозеленые растения, «певучая древесина», «снежный покров».
6. Развивать внимание, память.
7. Воспитывать чуткое, бережное отношение к родной природе.
Предварительная работа:
Чтение: А. Вахрушев «Звуки зимы», Н. Верзилин «В лесу», «Хрестоматия для детей» К. Г. Ушинский.
Дидактическая игры: «Кто живет в лесу? ,«Когда это бывает?», экскурсия в парк.
Ход НОД:
- Ребята, вы узнали, какая птица сидит на подоконнике за окном?
- Да, это сорока! Сорока прилетела неспроста: недаром ее называют «лесное радио» или «лесной почтальон»
Сорока: Последние новости! Последние новости! Спешите в лес!
- Ребята, вы хотите узнать, что происходит сейчас в лесу? Тогда в путь! А сорока нам покажет дорогу. Но помните, чтобы добраться до места, нужны ум, внимание, выносливость и доброе сердце.
- Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
(С. Погореловский)
- Эти лесные ворота называют опушкой леса. Видите, здесь на опушке нас встретили елочки. Они приглашают нас в свой дом. Лес – это дом для растений и животных.
Дети идут по дорожке, рассматривая заснеженный лес на иллюстрациях. Обращаю внимание на величавые, засыпанные снегом ели, на сосны, поднявшие свои пышные кроны высоко в небо.
- Ребята, как называется лес, где растут только сосны и ели? (Хвойный)
-Рядом с дорожкой растут две подружки маленькие.
Как называются эти деревья? (сосна и елочка).
- Ребята, вы знаете, что иголки у сосны и ели – это такие необычные…Верно, листочки.
-Для чего они нужны деревьям? Верно, с их помощью деревья дышат, берут у солнца тепло. Каждая иголка, хвоинка живет долго, несколько лет, а потом падает на землю.
-Ребята, а ели и сосны сбрасывают хвою полностью? Верно, нет. Как их можно назвать в связи с этим?
- Это вечнозеленые растения, иголки у них сменяются постепенно.
Посмотрите, чем отличаются иголки ели и сосны?
- Чем они похожи?
Дети: Похожи тем, что они зеленые, острые, узкие, колются. Не похожи длиной. У елки иголочки короче, у сосны длиннее
- Правильно, если внимательнее посмотреть, то можно, то можно увидеть, что у сосны хвоинки не только длиннее, но они прикреплены к ветке по две хвоинки сразу, а у елочки по одной.
Обращаю внимание детей на кору деревьев.
- Посмотрите на большую сосну и скажите, какой у нее ствол, какого цвета кора и какая она, а теперь сравним ее с корой ели.
- Дети: ствол у сосны толстый, прямой, высокий, кора золотого цвета, а внизу коричневая, толстая, шершавая. У елки ствол плохо виден под ветками, он весь коричневый.
Да, верно, подойдите поближе, потрогайте кору, понюхайте, сравните еще раз.
Проводится малоподвижная игра: «Найди по описанию»
- Ребята, обратите внимание на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нем – следы зайца и белки, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучочки, упавшие или кем – сброшенные шишки. Снег очень важен для всех растений в зимних условиях.
- Какие пословицы о снеге вы знаете? «Белее зима – зеленее лето!», «Снег холодный, а от стужи укрывает». Под снегом земля отдыхает, растения спят глубоким сном. Кого и чего укрывает снег?
- Дети: Снег укрывает от мороза растения, жучков, зверюшек в их норках. Под снегом тепло и уютно.
Вспомните, как мы раскопали снег на участке. Кто расскажет, что там оказалось? ( Дети: там оказались сухие листья и трава. Мы снова засыпали снегом землю, чтобы растениям было тепло до самой весны.)
- Предлагаю рассмотреть несколько шишек. Вот эти длинные, с какого дерева? (С ели). А небольшие, округлые? (От сосны)
Дети рассматривают, сравнивают по длине, размеру, цвету, запоминают.
- Посмотрите на большую ель, видите, как много на ней шишек? В каждой шишке много семян. Кто любит лакомиться семенами ели и сосны? Верно, лесные жители – клесты, дятлы, белки и мыши.
Спросите у белки и скажет она:
«Сосновая шишка отменно вкусна»
Спросите синицу, ответит синица,
Что с белкою можно вполне согласиться.
(Ю. Ефремов) Ребята, давайте соберем побольше шише для этих животных.
Дети собирают разрезные картинки с изображением сосновых и еловых шишек.
- Дети, хвойный лес зимой не только кормит зверей и птиц, но и спасает их от холода. Зимой в нем не бывает ветра. В морозы в гуще молодых сосенок тепло и тихо.
Сюда приходят погреться лоси. Здесь они кормятся молодыми сосновыми веточками.
Воздух в хвойном лесу всегда чистый, потому что запах сосны и ели убивает микробов. Из смолы хвои люди делают лекарства. Из толстых еловых бревен люди что строят? Дети : строят теплые деревянные дома, делают красивую мебель, бумагу для книг и тетрадей. (Показываю модели)
У ели самая звонкая и певучая древесина, поэтому из нее делают скрипки, балалайки и другие музыкальные инструменты.
Даже елки мы вначале
От сосны не отличали.
Раз торчат иголочки –
Значит – это елочка!
А когда на ветку ели
Мы получше посмотрели,
Оказалась, что она
Не такая как сосна.
(С. Погореловский)
Спасибо, сорока, мы многое узнали о твоем лесе. Нам здесь очень понравилось. Да, дети?
Давайте попрощаемся с лесом и отправимся в детский сад за сорокой – белобокой.
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес!
(С. Погореловский)
Ребята, а сейчас нарисуйте, что вам понравилось и запомнилось на нашей экскурсии в лес.
Дети отображают свои впечатления в рисунках.