Анна Пушкарева
Конспект НОД «Игрушки наших прабабушек» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умений выполнения изделия по замыслу путем изготовления тряпичной куклы-пеленашки в соответствии с традиционной русской народной игрушкой.
Задачи:
Обучающие: показать последовательность изготовления простой тряпичной куклы Пеленашки. Учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу, скатывать ткань рулончиком, завязывать тесьму в узелок.
Развивающие: развивать творческие способности, воображение, фантазию при изготовлении куклы.
Воспитательные: воспитывать интерес к народным традициям, аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
Темочки:
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материалы для занятия: презентация, лоскут ткани для туловища светлого цвета (розового, белого цвета, лоскутки ткани квадратной формы, размером 8x8см 2 штуки, тесьма, готовые куклы, изготовленные педагогом, куклы и выставка современных кукол.
Ход НОД:
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много к нам сегодня пришло гостей! Давайте с ними поздороваемся. Я приглашаю вас посетить выставку современных кукол. (Дети с воспитателем подходят к куклам)
Воспитатель: Это куклы, в которые вы играете каждый день, и дома, и в детском саду. Ваши прабабушки тоже любили играть с куклами. Только таких кукол у них не было и в магазине они не продавались. Хотите, я вам расскажу, в какие куклы играли наши прабабушки? (Да.) Тогда внимание на экран.
Рассказ воспитателя с показом презентации «Игрушки наших прабабушек».
Воспитатель: Давным-давно, когда люди еще не умели изготавливать таких красивых кукол, дети играли деревянной куклой. (На экране появляется кукла, сделанная из полена.) Полено заворачивали в тряпочки и давали играть детям. Называется такая кукла Колодней.
Воспитатель: (На экране кукла «десятиручка».) Потом люди стали делать кукол из соломы. Чтобы сделать такую куклу, солому сначала варили, скручивали, связывали нитками, украшали. Эта кукла называется «Десятиручка». Называется она так, потому что у нее 10 рук, такую куклу дарили молодой девушке, чтобы она успевала делать работу по дому.
Воспитатель: Игрушки делали из разного материала и делали в каждой семье сами. В народе считалось, что кукла принесет ребенку здоровье и благополучие. К куклам относились бережно, дети их не разбрасывали, а хранили в сундуках. И у меня есть такой сундучок.
(Звучит музыка и воспитатель обращает внимание детей на сундучок, подводит к нему.)
Воспитатель: Чтобы его открыть нужно сказать волшебные слова. Послушайте какие – «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты, сундучок-сундучок, открывай свой бочок». Давайте вместе скажем эти слова, только ласково. В старину люди ласково разговаривали с вещами. Хорошо?
(Воспитатель открывает сундучок и достаёт тряпичные куклы,вместе с детьми рассматривает их.)
Воспитатель: Прошло немало лет и люди придумали другую куклу, тряпичную. В тряпичных куклах проявлялась фантазия и мастерство русских людей. Кукол наделяли волшебными свойствами: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Крупеничка – внутри куклы мешочек с крупой. Всю зиму куклу давали играть детям, а весной высаживали зерна в землю. Считалось, от детских рук урожай был богаче.
Куклу Травницу делали, когда в семье кто-то болел. Ее клали у изголовья и люди верили, что так кукла помогала скорее излечиться.
Подорожница – защищала человека в пути. В небольшой мешочек Подорожницы клали горсть земли с родных краев – считалось, что это дает человеку силу. Добавляли зерна или хлебные сухарики – благодаря этому путник никогда не голодал.
Воспитатель: Куклу делали с большим старанием, наряжали ее, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими, так как в неё, по русским поверьям могла вселиться злая сила. Вот какие мастера были на Руси.
Физкультминутка
Собрались все куклы тут.
В хоровод они зовут!
Перед всем честным народом
Мы станцуем хороводом!
(Дети танцуют хороводом под русскую народную мелодию.)
Воспитатель: Первая кукла ребёнка была кукла Пеленашка. Её клали в люльку, в кроватку к ребёнку, чтобы ребенок крепко спал и не болел. А хотели бы вы сами сделать такую? (Да.)
Воспитатель: Я приглашаю вас в творческую мастерскую и научу вас делать куклу Пеленашку. Проходите к столам, садитесь удобно.
(Рассаживаются за столы.) Нужно размять пальчики перед нашей работой.
Пальчиковая игра «Куколка»
Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло. (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)
(Изготовление куклы-пеленашки.)
Воспитатель: Кукла Пеленашка очень простая куколка – младенчик в платочке, запелЁнатый в пеленку. Куклу Пеленашку делали из нескольких лоскутков ткани: (показываю) прямоугольный лоскут ткани туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине, сверху завязывали платочек, а потом пеленали. Получалась куколка.
Воспитатель: Вот какие красивые куколки у нас получились. Давайте мы с ними поиграем. Встают в круг, в руках у каждого ребенка своя кукла.
Игра «Тихо, куколка…» (автор Железнова Е. С).
Итог:
Воспитатель: Вот подошло к концу наше занятие. Что нового мы узнали?
Дети: Мы узнали, какие куклы раньше делали, наши бабушки. Научились делать куклу Пеленашку.
Воспитатель: Вы все такие молодцы. Куколку возьмите себе, и можете положить ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны. Давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем им: «До свидания».