Виктория Митрофанова
Конспект НОД в старшей группе по формированию здорового образа жизни «Страна здоровых зубов»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал МБОУ «Онгудайская средняя общеобразовательная школа имени С. Т. Пекпеева» детский сад «Орешек»
НОД
по формированию здорового образа жизни
«Страна здоровых зубов»
в старшей группе
Митрофанова Виктория Владимировна
Онгудай 2021г.
Цель: Познакомить детей с правилами ухода за зубами; объяснить детям необходимость постоянного ухода за ними.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по формированию здорового образа жизни „Страна здоровых зубов“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Зубы, уход за зубами. Конспекты занятий, НОД
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Образовательные задачи : - Формировать представления детей о зубах, познакомить с элементами их строения, предназначении зубов. - Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога в целях профилактики зубных болезней).
Развивающие задачи: - Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение. - Формировать активное участие в игре с взрослым и сверстниками.
Воспитательные задачи: - Воспитывать желание ответственно и осознанно относиться к своему здоровью, потребность соблюдать личную гигиену. -Способствовать проявлению положительных эмоций; - Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Форма проведения совместной деятельности: мероприятие проводится в форме непосредственно образовательной деятельности.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», ««Социально – коммуникативное развитие».
Методы и приемы: Словесные: беседа и вопросы по изображению, загадывание загадок, художественное слово, словесная игра «Полезные и вредные советы». Наглядные: демонстрационный материал (картинки, плакаты). Практические:Дидактическая игра "Что полезно, а что вредно", физминутка, опыт «Как правильно чистить зубы».
Оборудование:макет воздушного шара, слайды с природой Алтая, музыка,плакаты с изображением зубов (здоровый и больной) и челюсти; посылочный ящик, фланелеграф с иллюстрациями сказки, зубные пасты, зубные щетки разного размера, расчески, вата, муляжи вредных и полезных для зубов продуктов, оборудование для физминутки «Паутина», эмблемы «Зуб» для каждого ребенка.
Ход занятия:
Организационный этап. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними.
Мотивационный этап.
Ребята, я сегодня утром получила необычное приглашение. Сейчас я вам его прочитаю.
«Здравствуйте друзья из детского сада «Карлагаш». Мы надеемся, что вы растёте здоровыми и любознательными, умными и воспитанными детками. Приглашаем вас к себе в гости. Мы надеемся, что вам у нас будет интересно. Отгадайте нашу загадку, и вы узнаете, кто мы. Желаем успеха! Жители волшебной страны!»
Белка ядрышки грызет,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей белке (зубки.) Правильно, а это значит, что мы с вами отправимся в сказочную страну Здоровых зубов.
Как и на чем можно путешествовать? Я предлагаю вам путешествие на воздушном шаре!
День наступает, природа оживает
Солнце встает, нам светло дает.
Мы собираемся, в долгий путь отправляемся. В путешествие в сказочную страну. (Садимся в корзину воздушного шара и под музыкальный видеоролик «летим».)
Вот и наша остановка. Давайте ка посмотрим, куда же нас принес воздушный шар. Сегодня мы поговорим с вами про зубы, про наших верных помощников, узнаем для чего они нам нужны и как за ними ухаживать. Тут какая то коробка …
Смотрите, в коробке лежит эмблемы с изображением зуба. Раз уж мы в сказочном королевстве, то нам надо стать похожими на жителей этого королевства… Раз, два, три – поворотились, в зубы все мы превратились! Раз, два, три – я повернулась, Зубною Феей обернулась!
Давайте займем места на стульчиках.
Практический этап.
Беседа «Зачем людям зубы?»
- Где находятся зубы, ребятки? (во рту). Правильно во рту. - А знаете ли вы, зачем вам зубы нужны? Чтобы кусаться? (Чтобы жевать, правильно говорить, улыбаться, откусывать, пережевывать, грызть.) - Молодцы, ребята! Правильно, зубы выполняют очень большую работу. Им приходится много пережевывать пищи. Если не пережевывать еду мы будем проглатывать еду кусками, а это очень вредно, может заболеть живот. - Давайте постучим языком по верхним зубам. Скажите: д-д-д. Какие зубы: твёрдые или мягкие? Да, ребята, зубы самые твёрдые части нашего тела.
- Ребята, давайте рассмотрим с вами зуб. (Картинка.) - Какого цвета зуб? (белого). - Правильно, он белый, одетый в красивую «рубашку» из эмали. Эмаль это тонкий слой, покрывающий верхнюю часть зуба. Эмаль защищает зубы от холода, от тепла, от ударов. - Кто мне скажет, чем покрыты зубы? - Верхняя часть зуба, ребята, называется коронкой (показываю - Как называется верхняя часть зуба? (правильно, коронка). - А в десне, ребятки, находится корень у зуба, посмотрите вот он какой. Это корень зуба. Что это? (корень - Корень находится глубоко в десне, мы его не видим. Корень крепко держит зуб. Зуб крепко держатся в десне с помощью корня и не падают и не шатаются. Что это, ребята? (корень) Где он находится? (в десне) Корень, что делает? (крепко держит зуб). - У маленьких деток зубы маленькие, их называют молочными, потому что они прорезываются в то время, когда ребенок питается только грудным молоком и не может есть твердую пищу. Молочные зубы выпадут и на их месте вырастут коренные зубы. У взрослых 32 зуба. - Какие у детей зубы? (молочные). А у взрослых какие? (коренные). - А сейчас, я предлагаю вам послушать одну историю.
Сказка на фланелеграфе «Зайка – Зазнайка».
Далеко – далеко в лесу, в самой чаще у зайчихи родились зайчата. Малыши быстро подрастали, и всем в лесу стало заметно, что они не похожи друг на друга. Первый зайчик был очень добрый и всегда стремился всем помогать: ежику донести грибочки, маме-зайчихе принести капусты, дяде Мише Топтыгину вытащить пчелиное жало из лапы. Зайчишку так и прозвали «Зайка – помогайка».
А второй любил хвастаться и часто обижал своих братьев. «Я быстрее всех бегаю и прыгаю, говорил он. - Я самый ловкий. Я самый умный». Его стали звать «Зайка – зазнайка». Зайчиха была очень заботливой и внимательной мамой. Каждое утро она выводила свое семейство на зарядку, приучала всех умываться и чистить зубы. Она повторяла:
- Зайцы должны иметь отличные крепкие зубы, иначе как вы будите грызть морковку и капусту? Берегитесь микроба Зубоеда. Первый зайка слушался маму и старался делать все, как она учила. Зайки-зазнайка же делал все наоборот.
- Не хочу умываться. Не хочу чистить зубы. Они у меня и так самые крепкие и самые беленькие.
Шло время, и наш зайчик продолжал зазнаваться и не слушаться маму. А коварный микроб не дремал. Он ждал своего часа.
И вот однажды вредный микроб Зубоед подкрался к глупому зайчишке и укусил его, когда он ел любимую морковку.
-Ой, ой, как больно!закричал Зайка-зазнайка и схватился лапкой за щеку. К зайцам в домик срочно вылетел доктор дятел.
- Так, так. Понятно. У вас кариес, голубчик. Надо срочно лечить, сказал доктор. Он быстро вылечил зубик зайке, но след от укуса микроба Зубоеда так и остался – маленькая пломба. С тех пор зайка перестал зазнаваться. Утром на зарядку первым выбегал и про зубки не забывал. И звать стали его, с тех пор Пушистиком, потому, что он больше не зазнавался. А микроб Зубоед до сих пор где-то прячется и ждет, когда появится еще какой-нибудь зазнайка, который не хочет чистить зубы.
- Какими были зайчата?
- Кто из них поступал правильно и кто неправильно?
- Почему случилась неприятность с Зайкой-зазнайкой?
- Надо ли слушаться старших? - А теперь встанем ребятки в кружок, немножко отдохнем.
Физкультминутка: Игравертелка «Спаси Зубик от Зубоеда». Молодцы, давайте сядем на стульчики.
Как называется заболевание зуба? (Заболевание зубов называется кариес. (Картинка.)
- Кариес – это разрушение эмали зуба. Эмаль зуба разрушается, образуется дырочка в зубе, и зуб начинает болеть.
-Что такое кариес, ребятки? (болезнь зуба, (дырочка в зубе).
- Как вы думаете, от чего может потрескаться эмаль зуба.
- Эмаль зуба может потрескаться от горячего или от холодного, если грызть зубами леденцы или орехи раскалывать зубами. На эмали зубика появляется трещинка, туда попадают бактерии и начинают портить зуб. И появляется вот такая дырочка в зубике. Это очень больно. А кроме того, больные зубы вредят другим органам – сердцу, глазам, почкам.
- Как появляется кариес? (разрушается эмаль зуба).
- Вспомним нашу историю про Зайку. Все могло закончиться очень печально, но на помощь пришли помощники.
- Как вы думаете, кто эти помощники?
- Послушайте загадку.
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит (зубная щетка).
- Правильно, на помощь пришли помощники, это зубная щетка и зубная паста. Кто мне скажет как надо правильно чистить зубы?
Опыт.
- Перед тем как чистить зубы нужно вымыть руки с мылом, вымыть щетку с мылом, положить немного пасты на щетину. Как почистили зубы, нужно снова вымыть щетку с мылом и поставить в стаканчик. Через каждые 3 месяца нужно покупать новую зубную щетку. (показ разных по размеру щетки)
- Есть еще один секрет, ребята: очень важно правильно чистить зубы.
Мы проведем опыт с расческами. Представим себе, что расчески – это наши зубы, а кусочки ваты– это остатки пищи, которые застряли между зубами.
- Ребятки, вам нравятся такие зубы, где много мусора? (нет).
- Вот так у нас после еды и сладостей собираются остатки пищи, на них появляются микробы, зубы начинают портиться.
- Попробуем почистить наши зубы. –Возьмем зубную щетку и проведем слева направо по расческе. Что получилось? (мусор остался).
- А теперь сверху вниз, и перевернем расческу снизу-вверх. Что получилось?
- Чистыми стали наши зубы?
- Кто скажет, как надо правильно чистить зубы? (сверху вниз верхние зубки и снизу-вверх нижние.
А теперь попробуйте вы почистить наши «зубы».
Как же удалить остатки пищи если нет под рукой щетки и пасты? Верно, прополоскать рот водой.
Подвижная игра. «Зубоед и Зубная паста».
Дидактическая игра «Полезные и вредные для зубов продукты»
Садитесь за стол. Вы видите на столе корзину с разными продуктами и 2 зуба. Чем отличаются зубы? Один болеет и потемнел, а другой белый и здоровый. Вам надо определить, какими продуктами питались эти зубы и как это на них повлияло. - Молодцы! Вы хорошо знаете, что полезно, а что неполезно для зубов.
Будут здоровыми зубы всегда, Если полезная в доме еда. Мясо, кефир и фрукты Очень нужные продукты. Сахар зубы разрушает, А яблоко укрепляет.
А сейчас встанем в круг и поиграем в игру «Полезные и вредные советы». Я буду давать вам советы. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет говорите: нет, нет, нет.
1. Чистить зубы надо каждый день: утром и вечером. 2. Можно пользоваться чужой зубной щеткой. 3. Есть овощи и фрукты. 4. Чистить зубы надо детским кремом. 5. После чистки зубов, зубную щетку промываем мылом. 6. Можно открывать зубами крышки бутылок. 7. Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад. 8. Ешьте молочные продукты. 9. Раскалывайте зубами орехи. – Молодцы.
Рефлексивно – оценочный этап Итог. Ребятки, понравилось вам сегодня играть? Если да, то улыбнитесь и покажите мне свои красивые зубки, а если нет – то грустное личико. Что вам понравилось больше всего?- На ваших лицах я увидела улыбку. А ведь улыбка – это залог хорошего настроения. С помощью улыбки мы дарим друг другу здоровье и радость. Помни правило такое:К стоматологу идёмВ год два раза на приём. И тогда улыбки светСохраним на много лет!
Заключительный этап.
Ну а теперь пора заканчивать наши волшебные превращения и возвращаться на нашем шаре в детский сад. А на память о путешествии вам в подарок по воздушному шару и зубику от ребят из детского сада «Орешек».
Список используемой литературы:
1. А. А. Вахрушев «Здравствуй, мир!».
2. О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания».
3. В. И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников.
4. «Дошкольное воспитание» № 12, 2012 год.
5. Интернет – ресурсы.