Екатерина Логачева
Конспект НОД в старшей группе «Новогодние традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №6 «ЦРР- деский сад» г. Кингисеппа
НОД в старшей группе «Новогодние традиции»
Подготовила : воспитатель Логачева Е. П.
Цель: Формировать представления детей о новогодних традициях России, формировать гражданско-патриотические чувства.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Новогодние традиции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Формировать представления дошкольников о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение. Систематизировать знания детей о празднование Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес.
Развивающие:
Развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь.
Воспитательные:
Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, а также формировать у детей положительное и активное отношение к своему здоровью.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение.
Гуляет русская зима,
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой — бела земля.
Махнет другой - растут сугробы.
Белит деревья и дома.
Морозит устали не зная!
Гуляет русская зима,
Морозная, не злая!
В. Пашов
Воспитатель: Ребята, что такое праздник?
Дети: Люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие праздники мы отмечаем в течение года.
Дети: 8марта, 23февраля, 9 мая, дни рождения, Новый год.
Воспитатель: А как называется праздник в конце года, который мы отмечаем зимой?
Дети: Новый год.
Давайте послушаем песню про Новый год.
Воспитатель: Правильно этот праздник называется Новый год.
Наши предки, древние славяне, встречали Новый год в марте и отмечали его, как праздник весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая. Когда Русь приняла христианство, Новый год стали встречать 1 сентября. По указу Петра 1 началом Нового года повелевалось считать 1 января, как во всех европейских странах.
Многие народы, жившие на территории нашей страны в далеком прошлом, поклонялись дубу, жители Камчатки чтили березу.
У славян был обычай выращивать в кадках цветущие вишни. Именно вишня украшала новогодний праздник. Зацветет вишня на пересмене лет – быть Новому году цветущим, счастливым. Встреча Нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник проводится по-разному, основным ее украшением во многих странах является.
Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете, что же является украшением праздника:
Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (елка).
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка.
Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не «ставили», как водится сегодня, а подвешивали к потолочной балке, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья.
Обычай приносить елку в дом и украшать ее родился в Германии. Затем этот обычай переняли и в России. У нас это дерево украшают разноцветными новогодними игрушками - гирляндами, шарами. В других странах елку украшают фигурками ангелов, свечками, звездочками.
Игра «Наряди Ёлку»
Воспитатель: Послушайте загадку и отгадайте о ком она.
У этого дедушке много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат!
На улице дедушка к ним пристает –
За пальцы хватает, за уши дерет,
Кусается, щиплет, доводит до слез.
У внуков краснеют и уши и нос.
Но вечер приходит счастливый в году.
Сердитого дедушку в гости я жду
Подарки приносит он, добрый на вид
И все веселятся, никто не ворчит. (Дед Мороз)
Воспитатель:Когда появился образ Деда Мороза?
Славяне смогли персонифицировать практически все природные явления. Мороз также не был обделён такой честью. Его представляли как белобородого старика в шубе, который был хозяином стужи и зимнего холода. Услышать Мороза можно в зимнем лесу, когда он «потрескивает да пощёлкивает, перепрыгивая с ёлки на ёлку». Обычно он приходил с севера. Разные славянские племена по-своему называли Мороза: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и т. Д. Вообще, у славян Мороз был в почёте, ведь считалось, что холодная снежная зима обеспечит хороший урожай. Многие русские писатели 19-го века описывали этого персонажа в своих сказках, опираясь именно на славянскую мифологию. При этом с Новым годом или Рождеством он не ассоциировался, но кое-какие атрибуты современного Деда Мороза уже имел. В советском кинофильме «Морозко» можно увидеть непосредственно такого персонажа.
Но всё же, начиная со второй половины 19-го века Дед Мороз начал сопоставляться с новогодними праздниками. Так он стал исполнять роль «рождественского деда», который подобно Николаю Угоднику на Западе, дарил подарки послушным русским детям.
Физкультминутка
Давайте-ка разберёмся, как должен выглядеть именно русский новогодний Дед.
Борода
Длинная густая борода всегда была неотъемлемым атрибутом нашего Деда Мороза во все времена. Кроме того, что борода указывает на его возраст, она ещё и символизирует богатство и достаток.
Шуба
Дед должен носить красную шубу, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом. Не стоит забывать и об обязательном присутствии традиционного орнамента, например, в виде гуськов или звёзд.
Шапка
Дед Мороз носит шапку полуовальной формы, как у боярина, однако на её лицевой части должен быть треугольный вырез. Цвет, орнамент, оторочка – всё должно соответствовать шубе.
Обувь и прочие принадлежности
Это должны быть валенки или сапоги, шитые серебром. Пояс обязательно должен быть белым с красным орнаментом, что символизирует связь с предками. Варежки также должны быть белого цвета, символизируя святость и чистоту того, что Дедушка Мороз даёт из рук.
Посох
Славянский Морозко использовал палку, чтобы издавать характерный стук, позже посох использовался для сотворения холода и замораживания тех, кто не проходил проверку. Посох по канону должен быть хрустальным или хотя бы серебрённым под хрусталь.
Мешок с подарками
К детям Дед Мороз приходит не с пустыми руками, а с целым мешком подарков. Его цвет обычно тоже красный. По определению мешок волшебный, т. к. подарки в нём не заканчиваются, по крайней мере, пока он в руках у Деда.
Характер Деда Мороза
Дед Мороз не является заядлым весельчаком. Он довольно суровый, но одновременно добрый и справедливый. Дед Мороз по-прежнему любит испытывать людей и только потом одаривать подарками, однако он уже никого не морозит, а просто узнаёт, как вы вели себя в прошлом году, и просит рассказать стихотворение.
Чтение стихотворения про Деда Мороза.
Добрый дедушка Мороз
Дарит чудо нам из звёзд,
Волшебство из огоньков,
Белый снег из облаков!
Дарит ёлочку-красу
И снежинку на весу,
Дарит праздник ребятне,
Дарит радость в декабре!
Воспитатель: Дед Мороз приходит к нам не один. У него есть помощники. А что это за помощники мы узнаем после игры.
Игра «Помощники Деда Мороза».
Чтение стихотворения про Снегурочку
У Мороза Дедушки
Внученька-красавица!
Чудо, а не девочка,
Всем детишкам нравится!
Нет нигде Снегурочки
Нашей веселей,
Нет её прелестнее,
Нет её милей!
Воспитатель: Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг. Именно оттуда он спешит каждый Новый год в дом к детишкам, чтобы порадовать их подарками. Еще Дед Мороз читает письма детей, которые каждый год пишут ему тысячи ребятишек, и он обязательно исполняет их даже самые заветные желания.
Воспитатель: Новый год празднуют во всех странах мира. И везде по – особому. В Новогодний праздник россияне накрывают праздничный стол: зажигают свечи, гирлянды на елочке, накрывают празднично стол, готовят вкусные блюда. И около 12 часов ночью под бой самых главных часов (куранты)слушают поздравление президента России. На этом наше путешествие закончились. (видеопоздравление президента)
Но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед Новым годом прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше волшебное путешествие по новогоднему празднику? что вы нового для себя узнали? что особенно понравилось?
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю ввести с этого года нашу с вами традицию. Я предлагаю вам нарисовать что бы вы хотели получить в подарок от Деда Мороза на Новый год.