СафуановаТатьяна Александровна
Конспект НОД в старшей группе «Есть у каждого свой дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Есть у каждого свой дом
Цель:
1. Способствовать формированию понятия «природа» как общего дома, навыков разумного поведения и бережного отношения к ней;
2. Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды;
3. Учить понимать и ощущать красоту природы через поэзию, музыку, игру;
4. Совершенствовать речь детей;
5. Развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.
Оборудование: макет дома символизирующего природу, макет ракеты, дерева, рисунки.
План проведения:
1. Путешествие на ракете.
2. Стихотворение Л. Дайнеко «Вот на земле огромный дом»
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Есть у каждого свой дом“» размещена в разделах
3. Стихотворение Н. Рыжовой «Вы, слыхали о воде?»
4. Сценка по стихотворению Э. Мошковской «Море копило воды»
5. Загадки о жителях воды.
6. Миниатюра «Озеро и рыбки».
7. Загадки о жителях земли.
8. Скороговорка «Жук жужжит».
9. Игра «Я найду цвета везде».
10. Стихотворение Э. Мошковской «Давайте оставим немного земли».
11. Превращения детей в жителей леса.
12. Сценка по стихотворению Э. Мошковской «У дедушки дерева добрые руки».
13. Песня «Золотило солнышко лес» музыка Алпаровой.
14. Викторина для двух команд: девочки и мальчики.
15. Рассказ о Красной Книге.
16. Выставка рисунков.
17. Стихотворение «Что мы сажаем, сажая леса».
18. Сценка «Рассвет».
19. «Заключительная песня» музыка Алпаровой.
ИГРА
Я найду цвета везде Вы не слышали такого?
И на небе, и воде, Вы не видели такого.
На полу, на потолке, Не беда, играем в краски,
На носу и на руке. Не беда, играем в краски.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал, где в центре
-макет ракеты
-рядом полукругом стульчики для детей.
Ведущий: Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в космическое путешествие. Давайте представим, что находимся на космическом корабле, закройте глаза, сядьте удобнее, начинаем отсчет. 5, 4, 3, 2,1…Пуск!
/Звучит космическая музыка/
Мы поднимаемся высоко в небо и любуемся нашей прекрасной планетой. А какую форму имеет наша земля?
Дети: круглую
Ведущий: Земля –это огромный шар и с высоты он кажется голубым. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что большая часть поверхности земли голубая.
Что на карте обозначается голубым цветом?
Дети: реки, моря, океаны.
Ведущий: но кроме голубого, есть еще и зеленый, коричневый, желтый.
Что они обозначают?
Дети: зеленый – лес, коричневый и желтый – горы.
Ведущий: Находясь высоко над землей, мы видим и моря, и леса, и горы и города. Но больше всего нам хочется увидеть наш город Сим, свой родной дом, почувствовать его тепло. На занятиях вы мне говорили, что вам очень нравится ваш дом, что он красивый и уютный, правда?
А какие правила нужно соблюдать, чтобы в нем всегда было уютно и хорошо, но не только вам, а всем, кто живет рядом с вами?
Дети: Нужно убирать в доме, помогать друг другу, хорошо относиться к близким.
Ведущий: Правильно, нужно быть аккуратным, внимательным и заботливым. Но, переступая порог своего дома, мы оказываемся в другом большом, общем для всех людей, животных, растений доме. Это очень важный и в то же время необычный дом. У него разноцветные окна, разные стены, причем они и не из дерева, и не из кирпича, и необыкновенная прозрачная крыша. Посмотрите, может она вам что-то напоминает?
Дети: Небо.
Ведущий: Вы хотите познакомиться с этим домом поближе? Для этого наш космический корабль должен вернуться на землю. А пока он будет приземляться, постарайтесь догадаться, как называется этот дом.
/Звучит космическая музыка/
Ведущий: Ребята, как же называется этот дом?
Дети: Природа.
Стихотворение «Вот на земле огромный дом»
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
/В доме загорается голубое окно/
Ведущий: Ребята, о чем мы сейчас будем говорить?
Дети: О воде.
Стихотворение «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам посмотреть, откуда море берет воду?
Сценка «Море копило воды»
Море копило воды,
И проходили годы.
И огорчился один ручеек:
- А я домой, заварю чаек,
Ведь я напрасно, напрасно тружусь
И морю я больше не пригожусь!
Маленький дождик решился спросить:
- Может быть больше не моросить?
Зачем вам какие-то капли?
Ведь вы же море, не так ли?
Да, я море, и этим горжусь,
Но от капель не откажусь.
Капля по капле сделали море,
Не так ли?
Ведущий: Вода нужна всем: и человеку, и животным, и птицам. Но она просто необходима тем, кто в нем живет. Послушайте загадки о жителях этого прекрасного голубого дома и отгадайте их.
Ползает наоборот,
Задом наперед.
Все под водой
Хватает клешней. /Рак/
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. /Щука/
Водяные мастера
Строят дом без топора.
Строят домик у пруда,
Вход туда из-подо льда. /Бобры/
Ведущий: А сейчас я приглашаю вас в гости. А вот куда мы пойдем, вы узнаете, отгадав загадку.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, поправляя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется? /Озеро/
Ведущий: Ребята, а вы знаете, какие животные и птицы живут рядом с этим прекрасным домом? /ответы детей/
А вы знаете, что может случиться с жителями озера, если люди будут загрязнять воду?
Миниатюра «Озеро и рыбки»
/Ведущий читает текст, дети изображают с помощью пластики рук маленьких рыбок/
«В одном красивом голубом озере жили маленькие рыбки. Они весело плескались в чистой прозрачной воде. Но люди часто не понимали, как замечательно жить в таком прекрасном доме. Поэтому вода в озере вскоре стала мутной и грязной. Рыбкам стало трудно дышать, они не могли больше плескаться, так как раньше. И им пришлось покинуть это озеро, чтобы найти другой дом, где вода чиста и прозрачна».
И хотя на нашей планете много воды, мы должны бережно относиться к ней, чтобы ее хватило для всех и надолго. Без воды все живое может погибнуть, а земля без нее заболеет. А ведь она тоже является для кого-то домом. Может он вам покажется мрачным, сырым и неуютным, но он очень нравится его жителям. А вот кто они, постарайтесь отгадать.
Что за кочки возле дома?
Кем ископан огород?
Эти кочки роет кто? /Крот/
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Остренькие зубки. /Мышь/
Живу я под землею,
Ходы и норки рою.
Без рук, без ног,
А земле помог. /Червяк/
Ведущий: Крот и червяк живут в земле, а вот мышь-полевка делает в ней свой дом – норку. И так же, как мы оберегаем свой дом, делаем все, чтобы в нем было хорошо, так и животные оберегают свои дома.
Скороговорка «Жук жужжит»
/Ведущий рукой изображает змею, а дети – жука, который защищает своего жучонка/
«Жук жужжит, жук жужжит,
Жук жучонка сторожит».
Музыкальная игра «Я найду цвета везде»
Ведущий: Да, ребята, земля бывает разной – желтой, коричневой, черной. А вы слышали такое слово – чернозем? Чернозем – это богатая, плодородная земля. И эту землю мы должны сберечь, чтобы через 100 и тысячу лет в ней жили жучки, кроты, червячки, чтобы в ней расцветали прекрасные сады, зеленели леса.
Стихотворение «Давайте оставим немного земли»
Улице надо в костюм нарядиться,
Жить без костюма?
Нет, не годится!
Будет в асфальте она щеголять,
Выйдут машины, будут гулять.
Мы нарисуем цветы на асфальте!
Только знаете что, давайте…
Давайте оставим немного земли,
Чтобы забыть мы ее не могли!
Ведущий: Обратите внимание на наш дом, в нем загорелось зеленое окно. Как вы думаете, кто приглашает нас к себе в гости?
Дети: Лес.
Ведущий: Давайте сейчас превратимся в лесных жителей.
/Дети под музыку изображают зверят/
Ведущий: А кого мы по праву можем назвать главным жителем леса?
Дети: Дерево.
Сценка «У дедушки дерева добрые руки»
/Дети одевают облака/
Ведущий: У дедушки дерева добрые руки.
Большие зеленые добрые руки.
1 птица: Какая-то птица в руках суетится.
2 птица: Какая-то птица на плечи садится.
Белки : Дедушка дерево добрый такой
Белок качает большущей рукой.
Жук: Жучище примчался и сел и качался
И все восхищался, и все восхищался.
Стрекозы: Стрекозы примчались и тоже качались.
1 пчела: Дедушка дерево пчел подхватил.
2 пчела: И на ладони свои усадил.
Хором: И все свиристели в пуховой постели,
Смеялись, качались, качались, свистели.
Ведущий: Дерево очень доброе. Посмотрите, сколько животных, птиц и насекомых оно укрывает, а для некоторых оно служит домом. Например, для белочек, которые строят в нем свое дупло. Но в лесу много и других жителей. Давайте мы споем о них.
Песня «Золотило солнышко лес»
Ведущий: А сейчас я предлагаю провести викторину о жизни животных и растений. В ней будут участвовать команда девочек и мальчиков.
Вопросы девочкам:
Какой цветок превращается в шар?
Роза
Одуванчик
Ромашка
Для чего заяц с приходом зимы меняет шубку?
Чтобы всех удивить
Потому что любит наряжаться
Хочет быть незаметным для волка и лисы
Кит – это животное, насекомое или птица?
Для мальчиков:
Зачем зайцу большие уши?
Чтобы лучше слышать
Чтобы не перегреться
Для торможения на поворотах
Зачем змея язык показывает?
Дразнится
Ищет добычу
Регулирует температуру своего тела
Зачем страус прячет голову в песок?
От страха
Освобождается от паразитов
Разыскивает пищу
Ведущий: Большое спасибо всем за участие.
Очень хорошо, что вы так много знаете, потому что оберегать природу, ничего о ней не зная, просто невозможно.
Лес – это дом для животных, птиц и насекомых. Но люди так жестоко к нему иногда относятся. Сегодня я хочу показать вам Красную книгу и рассказать о ней. Люди назвали ее так не случайно, ведь красный цвет – это цвет тревоги. Люди обеспокоены тем, что некоторые виды растений и животных исчезают с нашей планеты. Их названия заносятся в Красную книгу, и это означает, что все они находятся под защитой людей и государства. Посмотрите, какая она толстая, как много растений и животных в беде. На занятиях мы познакомимся с ней поближе.
Беда приходит в наш общий дом потому, что человек часто, не задумываясь, губит природу. Вы же в своих рисунках показали, как человек должен заботиться о ней. Большое вам за это спасибо.
Для того, чтобы наша планета стала еще прекраснее, нужно научиться беречь природу и преумножать ее богатства.
Стихотворение «Что мы сажаем, сажая леса»
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса.
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса.
Свежесть лесную и влагу и тень –
Вот что сажаем в сегодняшний день.
Ведущий: И каждый день наш начинается с рассвета. А вы знаете, как сделать прекрасным рассвет? А мы знаем.
Сценка – этюд «Рассвет»
Чтобы сделать волшебным рассвет,
Надо долго, долго идти.
И охапку сияющих желтых лучей
Самому на дороге найти.
И добавить к сияющим желтым лучам.
Охапку зеленых веток,
Краешек неба и пенье ручья,
И маленьких птиц всевозможных расцветок.
Все это перемешать,
И почти не дышать,
Клянусь, это будет чудесным рассветом.
Если никто не забудет при этом
Крикнуть: «Доброе утро, солнце!
Доброе утро, небо!
Доброе утро, птицы!
Доброе утро, цветок!
Доброе утро, кошка!
Доброе утро, земля!»
Песня «Заключительная»
Ведущий: Давайте никогда не забывать о том, что без нашего внимания и заботы этот удивительный прекрасный дом не сможет существовать.