Лиля Ахмадуллина
Конспект НОД в старшей группе «Чистая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по теме «Вода – это жизнь»
Автор : Ахмадуллина Лилия Раисовна, воспитатель МБДОУ «Бирюлинский детский сад «Белочка» Республика Татарстан.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно- образовательной деятельности для детей старшей группы. Этот конспект позновательно- иследовательский, направленный на развитие любознательности.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Чистая вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чистая вода. Экология воды
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Ключевая задача: Дать детям представления о роли воды в природе, о её свойствах, воспитывать бережное отношение к воде.
Утренний сбор.
Содержание: Приветствие.
Игра: «Сколько капель – столько хлопков»
Гимнастика для рук: «Родничок»
Презентация центров
Материал: Карточки с изображением разного количества капелек воды
Центр изодеятельности
Содержание: Изготовление плакатов на тему «Берегите воду»
Аппликация «Вода в нашем доме»
Материал: Краски, альбом, цветная бумага, клей
Центр манипулятивных игр
Содержание: Измерение воды
Решение задач
Счет капель воды
Дидактическая игра: «Кому нужна вода?»
Материал: Баночка с водой, мерки, карточки с заданиями, секундомер, дидактическая игра
Центр науки
Содержание: Экспериментирование с водой:
1. определение прозрачности воды
2. бесцветность воды
3. очистка воды
Материал: 2 стакана с чистой водой, набор
мелких предметов, баночка с землей, фильтры, лист бумаги
Центр литературы
Содержание: Чтение рассказов познавательного характера (О. Новиковская)
Беседа о воде
Составление рассказа «Капелька
Материал: Картинки с изображением воды, энциклопедия, бумага, карандаш
Центр кулинарии
Содержание: «До чего вкусна вода!»
Материал: Фильтр «Аквафор»
Центр песок и вода
Содержание: Взаимодействие воды с другими веществами
Материал: 5-6 стаканов с чистой водой, сахар, песок, дерево, краска, металл
Центр строительства
Содержание: Строим чистое водохранилище
Материал: Лего, набор мелких игрушек, пленка голубого цвета
Открытая площадка
Содержание: Наблюдение за облаками.
Подвижная игра: «Мы капельки».
Утренний сбор. Приветствие
Гимнастика для рук:
Ключик, ключик- родничок,
Чистая вода-
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьет со дна.
Игра с карточками.
Презентация центров.
Центр науки: Дать детям представление о свойствах воды.
1. Прозрачность.
Цель: подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная - непрозрачная".
2 стакана с чистой водой, коробка с камешками, пуговицами, баночка с землей.
Дети рассматривают воду в стакане - предложить доказать, что вода в стакане прозрачная. Опустить в стакан мелкие предметы – предметы видны. Чистая вода прозрачна, через неё видны предметы.
В другой стакан с водой опустить кусочек земли, размешать и опустить мелкие предметы. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Мутная вода непрозрачна. Прозрачна ли вода на нашей Казанке, озере, море?
Вопросы для рассуждения: что можно сделать, чтобы вода в водоёмах была
чистая?
Как вы думаете, в какой воде лучше жить водным обитателям: грязной или чистой?
2 Бесцветность
Цель: показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.
1 стакан с чистой водой, 1 стакан с молоком, лист бумаги.
Сравнить две жидкости, поместить за стаканами лист бумаги, что изменилось? Сделать вывод: чистая вода не имеет цвета, она бесцветна.
Поместить за стаканом с водой лист бумаги с изображением любых мелких предметов. Открытие детей: нарисованные предметы увеличились в размере, следовательно, стакан с водой можно применять как лупу.
3. Способность воды отражать окружающие предметы
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы
Тазик с чистой водой.
Предложить детям рассмотреть, что отражается в воде. Попросить найти свое отражение, вспомнить, где еще они могут его увидеть.
. Вывод: в воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала. Можно ли увидеть отражение в мутной воде?
.
. 4. Очистка воды.
Цель: познакомить со способами очистки загрязненной воды с помощью фильтров.
Стакан с грязной, мутной водой, сито, песок, марля, активированный уголь.
. Предложить рассмотреть баночки с водой. Спросить, как ее можно сделать чистой. Предложить профильтровать воду через сито, песок, вату, марлю; спросить, где получилась самая чистая вода, а где осталась мутной.
Вывод: качество очистки воды зависит от материала, из которого изготовлен фильтр.
Рассмотреть в энциклопедии процесс очистки питьевой воды.
Вопросы для рассуждения: какая вода поступает к нам из крана? Почему надо экономить воду?
Центр песок и вода. Уметь рассуждать, делать выводы.
Взаимодействие воды с другими веществами.
Цель: познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.
6 стаканов с водой, сахар, соль, краска, песок, дерево, металл.
Продемонстрировать опыты, показывающие взаимодействие воды:
- с песком (песок не растворяется в воде,
- с деревом (дерево плавает на поверхности воды,
- с металлом (металл опускается на дно,
- с краской (краска полностью растворяется, окрашивая воду в свой цвет,
- с сахаром (сахар растворяется,
- с солью (соль также полностью растворяется в воде).
Вопрос для рассуждения: бесконечен ли процесс растворения соли и сахара, как долго можно добавлять эти вещества в воду? Выслушать ответы детей и продемонстрировать опыт: взять стакан воды и поместить в него стакан сахара (или соли); растворяемое вещество полностью не растворилось. Выяснить, почему процесс не дошел до конца (количество воды было недостаточным для растворения этого количества сахара или соли, для полного растворения нужно добавить еще воды).
Вывод: вода взаимодействует с разными веществами по - разному: растворяет одни (соль, сахар, краска, и не растворяет другие (песок, металл, дерево и др.); способность воды к растворению зависит от количества взятого вещества.
Вопросы для рассуждения: что будет, если фабрики и заводы будут сливать неочищенную воду в реки и моря? Что случится с нашим озером в поселке, если сбрасывать туда мусор?
Центр литературы. Воспитывать у детей бережное отношение к воде
Чтение стихотворения:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдет немного лет —
И нет водицы — нет, нет, нет.
(С. Погорельский)
Беседа о роли воды в природе.
Вопросы для рассуждения: как вы думаете, почему мелеют реки и моря?
Почему воду надо беречь? Как мы с вами можем ее сберечь? Что случится, если в кране кончится вода?
Составление рассказа «Капелька». Рассказы детей записать для последующего книгоиздательства.
Центр манипулятивных игр. Умение логически рассуждать.
Банка с водой, мерки, карточки с заданиями, бумага, карандаш
Решение задачи: сколько воды тратит ребенок утром, если для умывания необходимо- 2 стакана воды, зубы почистить- 1 стакан, выпить чая – 1 стакан? Решить задачи с последующим измерением жидкости.
Сосчитать, сколько капель накапает с крана за одну минуту. Данные записать на листке.
Вопросы для рассуждения: что случится, если у каждого в доме будет не плотно закрыт кран?
Дидактическая игра: «Кому нужна вода?».
Центр изодеятельность. Приучать детей экономно использовать воду.
Вопрос для размышления: как можно сберечь чистую воду в кране?
-Не лить воду зря и плотно закрывать водопроводный кран.
Предложить изготовить плакаты на тему «Берегите воду»
Аппликация «Вода в нашем доме».
Центр строительства. Уточнить и расширить представления о значение воды.
Строим из лего водоем, «запускаем» рыбок и других водных обитателей. Вокруг водоема «сажаем» деревья, цветы.
Вопросы для размышления: для чего нужна вода? Что будет с водными обитателями, если загрязнится водоём?
Центр кулинарии. Уточнить значение очистки питьевой воды.
Фильтр «аквафор», стаканы для питья очищенной воды.
Вопрос для размышления: почему необходимо очищать водопроводную воду?
Открытая площадка. Подвижная игра «Мы капельки».
У детей коронки с рисунками капельки у одной девочки- с рисунком тучи. Она туча – мама, а дети- её детки-капельки. Дети окружают маму тучку, прыгают вокруг неё, водят хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, даёт наставления вести себя хорошо, полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. По команде ручейки соединяются вместе (двойные ряды,образуя реку река впадает в океан- дети делают широкий круг. Мама- туча напоминает им, что они- капельки, и зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замыкается.