Нина Васильевна Клепикова
Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ФФНР. Тема: «Экскурсия по Чите».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ФФНР. Тема
Тема : Экскурсия по Чите.
Цель: Закрепление произношения и различения звуков [Р] - [Л].
Задачи.
• Коррекционно-образовательные:
Упражнять в произношении слов сложной звуко-слоговой структуры, образовывать форму родительного падежа этих слов.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Упражнять в звуко-слоговом анализе слов.
Развивать навык словообразования существительных от существительных и страдательных причастий от глаголов.
Развивать навык подбора родственных слов.
Учить составлению рассказа «Случай на границе» по серии сюжетных картинок.
Упражнять в написании пропущенных в словах букв.
Профилактика нарушений зрения.
Коррекционно-развивающие:
Развивать внимание, память, мелкую моторику.
• Воспитательные:
Прививать любовь к Родине.
Формировать навыки сотрудничества, воспитывать доброжелательность.
Оборудование: мультимедиа-слайды с серией сюжетных картинок, мультимедиа-слайды с предметными картинками и буквами, предметные картинки, тетради, простой и цветные карандаши, пособие – объёмное дерево, карточки со слогами, разрезные азбуки, схема маршрута «экскурсии», очки.
Предварительная работа: экскурсия по Чите, обогащение лексики по теме: «Наша Армия».
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Введение в тему:
- Ребята, предлагаю вам отправиться на экскурсию по городу. Мы посетим школу, площадь им. Ленина, кинотеатр «Центавр». Согласны? На экскурсии в словах нам часто будут встречаться звуки [Л] и [Р]. Какие это звуки? ( Дети дают характеристику звукам речи: согласные, звонкие, твёрдые). Чем отличаются эти звуки при произношении? (Сравнение артикуляции звуков [Л] и [Р]).
2. Произнесение звука [Р] :
- Заведите мотор автобуса: Л - Л - Р- Р - Р…
3. Проговаривание слогов со звуками [Л] и [Р].
- Покупайте билеты на экскурсию. Цена билета – правильное чтение слогов. (Дети читают цепочки слогов на карточках).
- Поехали. Куда же мы приехали? (Дети читают на схеме – «школа».) Вот мы уже в школе. Вас встречает учитель младших классов - Марина Николаевна. (Логопед надевает очки для исполнения роли учителя).
4. Различение звуков [Л] и [Р] :
а) В названиях картинок.
- Здравствуйте, ребята. Я для вас проведу урок русского языка. Если в названии картинки есть звук [Л], положите на картинку букву Л. А если в названии картинки содержится звук [Р], то кладите на картинку букву Р.
б) В игре «Вставь букву».
- Дети, разомните пальчики, покатайте карандаш между ладонями. Теперь откройте тетради. Здесь напечатаны слова, в которых пропущены буквы Л и Р. Прочитайте эти слова и вставьте нужные буквы. ( Дети вставляют пропущенные буквы Л и Р в слова: марка, шар, лук, лыжи).
- А теперь раскрасьте окошечки в слове «марка». Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Что это значит? На какой гласный звук падает ударение? К какой слоговой схеме подходит слово «марка», к первой или ко второй? Покажите цифру.
1. __ | 2. | __ (Дети выполняют звуковой анализ слова, подбирают к нему слоговую схему).
5. Зрительная гимнастика. Физкультминутка.
- Дети, в школе, так же как и в детском саду, мы делаем зрительную гимнастику и проводим физкультминутку.
- Вытяните правую руку, посмотрите на кончик указательного пальца, посчитайте до 7. А теперь посмотрите в окно на крышу многоэтажного дома и тоже посчитайте до 7. Повторите ещё раз.
- А физкультминутка сегодня посвящена Дню Защитника Отечества:
Тыр-тыр – пулемёт,
Выше-выше – самолёт,
Бах! – артиллерия,
Скачет – кавалерия.
Ура! (проводится дважды)
- Поблагодарите Марину Николаевну за урок и попрощайтесь с ней. Куда наш путь лежит теперь? Правильно, на площадь им. Ленина. Заводите мотор.
6. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры. Словообразование.
- Вот мы и на месте. Сейчас здесь проходит парад разных родов войск. Знаете ли вы военные профессии?
- На танке едут… танкисты. В артиллерии служат… артиллеристы. В кавалерии служат… кавалеристы. Стреляют из автоматов… автоматчики. В ракетных войсках служат… ракетчики. На границе служат… пограничники. Из миномётов стреляют… миномётчики. На вертолётах летают… вертолётчики. На море служат… моряки. В десантных войсках служат… десантники. (На панно выставляются картинки – военные профессии).
7. Проведение дидактических игр «Что изменилось?», «Кого не стало?». Образование формы родительного падежа существительных.
- Посмотрите внимательно, что изменилось?
Дети:
- Артиллеристы поменялись местами с танкистами. (и т. д.)
- Военные постепенно уходят с площади. Закройте глаза, а теперь – откройте. Скажите, кого не стало?
Дети:
- Нет артиллеристов. Не стало автоматчиков. (и т. д.)
8. Составление слова по первым звуков слов. Подбор родственных слов.
- Ребята, посмотрите на слайд. Скажите, что подарили нам защитники отечества?
Дети:
- Мир.
- Посмотрите на дерево родственных слов. Какое слово расположилось в корнях дерева? (Мир). Подберите к нему родственные слова (Помириться, примирение, мирное, мирный, мирная).
9. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Вот мы и в кинотеатре. Как он называется? Правильно, «Центавр». Будем смотреть кино, но оно немое, то есть без звука. Будете его озвучивать? Станете звукорежиссёрами этого фильма?
Беседа по содержанию сюжетных картинок, образование причастий:
- Дети, кого вы видите в первом кадре?
- Что это на земле? Как вы думаете, кто оставил след?
- Как вы считаете, что было дальше?
- Ребята, что вы видите во втором кадре?
- А в третьем кадре что происходит?
- Пограничник и его собака задержали нарушителя, значит, он какой? (задержанный)
- Нарушитель границы лежит на земле, как его можно назвать? (лежащий)
- Шпиона укусила собака, значит, он какой? (укушенный)
- Дети, придумайте имя пограничнику и кличку собаке со звуками [Л] и [Р]. (Владимир, Мухтар).
- Какое название можно дать фильму? (Случай на границе. Враг не пройдёт! Граница на замке.)
- А вот теперь будете озвучивать фильм по «цепочке».
10. Составление рассказа детьми.
11. Рефлексия.
- Наша экскурсия подходит к концу, мы возвращаемся в детский сад. Заведите мотор: Р – Р – Р… Вот мы и в детском саду. Понравилась ли вам экскурсия? А что больше запомнилось вам? Какие звуки речи чаще других встречались на экскурсии? Поделитесь впечатлениями от фильма со своими родителями? Спасибо за внимание.