Светлана Воронцова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в общеразвивающей подготовительной к школе группе по правовому воспитанию «Путешествие в сказочную страну»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность», «Музыка», «Художественное творчество».
Цель: Развитие основ правового сознания у дошкольников.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Путешествие в сказочную страну“» размещена в разделах
1. Закрепить представление о правах человека в соответствии с возрастными особенностями детей.
2. Формировать гражданско-патриотические чувства
3. Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека.
4. Направить работу на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в социуме на основе литературных произведений с последующим обсуждением.
5. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
6. Активизировать мыслительную деятельность детей.
Предварительная работа: чтение произведения В. Катаева «Цветик-семицветик», сказок, в которых нарушены права сказочных героев, рассматривание иллюстраций к сказкам, заучивание стихотворений; совместная с педагогом деятельность по формированию у детей первоначальных знаний о правах ребенка.
Материал: слайды, иллюстративный материал, лепестки цветика – семицветика, эмблемы на каждого ребенка.
Ход:
Под фонограмму песни дети входят в зал. Психоэмоциональный настрой: Ребята, дружно за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь, подарите улыбку и добро всем нашим гостям.
Далее предлагаю детям присесть, читаю присказку (можно под тихую музыку)
В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказках может все случиться, наши сказки впереди,
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке – заходи! Воспитатель показывает детям письмо:
- Кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите, – письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
- От кого же это письмо? Адресовано детям 14 группы детского сада «Калинка». Кому это письмо, ребята? Обратный адрес: сказочная страна «Правдилия». Давайте поскорее откроем конверт и прочитаем его.
Текст письма
Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, девочка Женя, обращаюсь к вам за помощью. Я как всегда считала ворон и заблудилась, попала в сказочную страну. Сильный ветер сорвал с цветика-семицветика все лепестки, на которых были записаны права жителей сказочной страны. И теперь их права постоянно нарушаются. Ребята, может быть, вы попробуете собрать заветные лепестки? Мы будем вам очень благодарны! Ваша Женя.
- Ну что, ребята, поможем Жене и ее друзьям собрать заветные лепестки с правами всех детей?
Дети: Да
Воспитатель: Но для того чтобы их найти, вы сами должны очень хорошо знать эти права. Вы уверены в себе?
Ответы детей.
Нас на пути могут ожидать испытания, трудности, вы согласны их преодолеть?
- Тогда пора отправляться в сказочную страну, где сбываются все мечты и случаются самые необыкновенные чудеса!
Ребенок: - А как же мы туда попадем?
Воспитатель: - А как вы думаете, как может называться вид транспорта, который доставит нас в страну «Правдилию»? ответы детей правомобиль, правобенс, и др.
Вот на нем мы и отправимся в путешествие. Вставайте друг к другу плотнее
поехали.
– Встречает девочка Женя
- Здравствуйте!
Спасибо, что в помощи не отказали,
Мы с нетерпением вас ожидали!
Воспитатель: Женечка, мы получили твое письмо и сразу поспешили к тебе на помощь. Наши ребята, обязательно постараются выполнить твою просьбу, так что ты не расстраивайся.
- Ребята, времени у нас не так много, так что за дело!
А вот и первый лепесток. На экране лепесток красного цвета с изображением солнца.
Что же это за право, которое обозначено солнышком?
Ребенок: это право на жизнь.
Воспитатель: Это главное право любого человека. Вспомните сказки, в которых нарушено право сказочных героев на жизнь? («Колобок», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).
Дети рассказывают кто и какие права нарушил.
Воспитатель: Важнейшее право, которое имеют все дети на Земле – это право на жизнь. Вы успешно справились с первым заданием.
Чтобы найти второй лепесток, отгадайте загадку:
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
- Правильно, это имя.
- А когда дают ребенку имя? (когда он рождается).
Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя».
- Значит, какое у вас есть право? (право на имя).
Лерочки и Сонечки, Дамиры и Маришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки.
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пеленок человек получает право на имя.
Дети, имена – это слова, но слова особые. Они значат очень многое. На Руси верили в могущество имен и к выбору имени относились очень внимательно. Наши предки считали, что с именем человека связана его дальнейшая судьба. Им хотелось, чтобы их дети росли сильными, смелыми. Вот и имена им давали такие же.
Имя дает нам отраду,
Дарит счастье и удачу.
Оттого узнать бы надо, что же имя ваше значит?
Воспитатель просит детей рассказать, что означают их имена.
- Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня вы еще не слишком большие, и имена у вас еще маленькие, а когда вы станете взрослыми, вас будут называть по имени отчеству. Кто знает свое полное имя?
Беседа «Полные имена, имя и отчество»
Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к его имени прибавляем отчество, тем самым проявляя к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени и отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца. Приводятся примеры.
На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые. Вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим. Людей с одинаковыми именами называют «тезками».
- Как называют людей с одинаковыми именами?
А знаете ли вы, какой документ получает ребенок сразу после рождения?
- Правильно, свидетельство о рождении. В нем записаны имя, фамилия, отчество, родители и гражданином какой страны является ребенок. (На слайде Герб РФ и паспорт).
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
- А мы с вами граждане какой страны?
Дети: России.
Над полями, над лугами
Песня льется в синеву.
Нет земли родней, желанней,
Ведь в России я живу.
- А (имя ребенка) сейчас вам расскажет, почему нашу страну так называют – Россия.
- За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
- Ребята, раз мы живем в России, значит мы?
-Россияне.
- Значит, какое право вы все имеем, живя в России?
Дети: - Право на гражданство.
Воспитатель: - Правильно, мы все являемся гражданами Российской Федерации, а жители сказочной страны являются гражданами страны «Правдилии», у них тоже есть такое право. Вот мы и отыскали вторую подсказку.
Воспитатель: Значит под вторым лепестком скрывалось право на гражданство и имя.
Воспитатель: Можно ли придумывать человеку клички? Какое право мы нарушаем?
- Ребята, вы уже знаете, что каждое имя может прославить или обесславить человек, который его носит. Каких людей, прославивших свое имя, вы знаете?
Ответы детей.
- Старайтесь так жить, чтобы прославить свое имя.
Давайте закрепим ваше право на имя. Вот здесь на столе лежат эмблемы в виде цветка, возьмите каждый и напишите в серединке свое имя.
(Дети встают, берут фломастеры и пишут)
Теперь видно, что у каждого из вас есть имя.
Игра «Назови соседа ласково» (дети стоят в кругу и называют соседа по имени в уменьшительно – ласкательной форме).
Берем третий лепесток. Какого он цвета? На магнитную доску крепится ребус
Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7Я
- Какое право зашифровано в этом ребусе?
Дети: - Право на семью.
Ребенок:
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: -А для чего человеку нужна семья?
Ответы детей.
Дети: Каждый ребенок имеет право жить с родителями, иметь семью.
Воспитатель: Героям каких сказок мы могли бы помочь? Вспомните сказки, в которых нарушается право героев на воспитание в семье?
(«Дюймовочка», «Мальчик с пальчик», «Белоснежка», «Дикие лебеди»). Составление макета семьи.
Физкульминутка.
Как вы думаете, какое право изображено на этом лепестке? На экране зеленый лепесток, символ – дом.
Неожиданно вбегают дети, переодетые в зайца и лису.
Заяц: помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята, со мной беда приключилась! Попросилась ко мне лиса погреться, меня же и выгнала. (плачет).
Лиса: а что, я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной. Где мне теперь жить? Выгнала? Да, выгнала, подумаешь, какой? Другой дом себе найдешь.
Заяц: но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). Не имеешь права меня выгонять.
Лиса: я в лесу хозяйка. На все имею право.
Заяц: а - я, а - я, вот позову медведя, волка, петуха, выгоним лису, дадим ей трепку.
Воспитатель: подожди, заинька, успокойся, ты прав, каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Ребята, а как вы думаете, это правильно гнать, бить лису? Давайте рассудим сказочных героев.
Высказывания детей.
На слайде изображение Буратино, Незнайки, пятый лепесток, символ – книга.
Звучат строки из песни «Чему учат в школе» .
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем говорить с вами сейчас?
- О праве на образование.
А где получает человек образование?
- В детском саду, школе, университете.
-Вспомните, по какой причине эти герои все время попадали в неприятные истории?
Дети: -Не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей…
- Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?
Ответы детей.
А вы в детском саду, чем занимаетесь?
- Вот сейчас и проверим, чему вы уже научились, ведь вы уже почти школьники.
Воспитатель читает загадку в стихах:
Уложив тетрадки, книжки,
Пошли в школу ребятишки.
Две девчонки впереди,
А мальчишки позади,
Дружных пять идут ребят.
Если двое впереди,
Сколько было позади?
Дети: (3).
- Молодцы, справились с заданием.
- А вот следующее задание.
Игра «Доскажи словечко»
(игра проводится с мячом в кругу)
Воспитатель начинает, дети заканчивают:
Самолетом правит… (летчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку - (машинист).
Стенку выкрасил… (маляр).
Доску выстругал… (Столяр).
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто все знает - (молодец!
Все молодцы, но для того, чтобы хорошо учиться надо быть внимательным, слушать взрослых, применять знакомые правила, чтобы не попадать в неприятные ситуации.
Дети садятся.
- Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили?
Ответы детей.
- А вот и новая подсказка.
Педагог размещает на магнитную доску картинку с доктором Айболитом.
- Что это за сказочный персонаж?
Ответ детей.
Ребенок читает:
- Да, ребята, врачи оказывают всем нам медицинскую помощь.
- О каком праве пришла пора нам говорить?
Дети: - О праве на медицинское обслуживание.
А я боюсь ходить к врачам. Подумаешь – болит. Так пройдет.
Может и не нужны нам никакие врачи?
Ответы детей
- Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?
- Молодцы, а вы знаете самое главное правило про домашнюю аптечку?
Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред.
- Но лучше всего не простужаться и не болеть. А что для этого нужно делать?
Дети: - Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.
А вот и новая подсказка
На магнитной доске иллюстрации из сказок
Двенадцать месяцев,
Крошечка – Хаврошечка.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации и скажите, какое право сказочных героев в них нарушено?
Дети: - Право на отдых.
Воспитатель: - А в каких еще сказках нарушалось это право?
Ответы детей (Золушка, Морозко).
Воспитатель: - Мы с вами тоже сегодня много трудились, хотите воспользоваться своим правом на отдых?
Воспитатель: - Ой, мне на ладошку сел солнечный зайчик. Какой он теплый, ласковый! Возьму зайчика и посажу на ладошку Маше. Посмотрите, а этот солнечный зайчик залез за воротник к Андрюше!
Игра «солнечный зайчик»
- Давайте соберем всех солнечных зайчиков и отпустим, пусть всем от их яркого света будет тепло.
- Какие дружные солнечные зайчики. Собрались все солнечные зайчики вместе, и получилось яркое солнышко.
Дети садятся.
Воспитатель:
Хорошо отдохнули? А вот и последний лепесток. Он символизирует право на отдых. А в каких сказках нарушены права на отдых? «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Морозко»
-Вот мы и собрали все лепестки на цветке счастья. Ребята, обратите внимание, у вас на груди висят такие же точно цветочки. Сколько в них лепестков?
Дети: 7
- Значит, у вас тоже есть ваш цветик-семицветик, как у девочки Жени из одноименной сказки, который может исполнить ваши желания, главное, чтобы эти желания были растрачены не впустую.
Женя, теперь в вашей сказочной стране снова воцарится порядок, ведь все права снова на месте.
- Ребята, а где у нас в стране собраны все эти права? В каком документе?
Дети: - В конвенции о правах
Педагог показывает детям и Красной Шапочке брошюрку.
Воспитатель: -Для чего же нужны вам эти права?
Ответы детей.
(Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок)
Сегодня мы вспомнили с вами важные права. Если их нарушают, то дети растут несчастными. Поэтому и необходимо не нарушать права друг друга ведь мы все с вами люди и все имеем равные права и свободы. Пора возвращаться в наш любимый детский сад.