Надежда Погодаева
Конспект НОД в подготовительной группе «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»
Надежда Погодаева
Конспект НОД в подготовительной группе
«Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»
Цель: Закрепить знания детей о том, что хлеб – основной продукт питания человека.
Задачи:
Обучающие:
Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.
Развивающие:
Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
Словарная работа. Закрепить слова: злаки, хлебобулочные изделия; активизировать в речи детей слова: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая.
Материалы к занятию:
Ёмкость с землёй, посылочная коробка, хлеб, мяч для игры.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.
Загадка:
Отгадать легко и быстро,
мягкий пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый.
Без него плохой обед
вкусней его на свете нет. (Хлеб)
- Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб. (Мягкий, пышный, черный, белый, подгорелый).
Хлеб - это продукт, который мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. Хлеб – это дар матушки-земли. Сегодня мы поговорим об этом даре.
Воспитатель ставит в центре ёмкость с землёй.
Дети поочерёдно касаются ладонями земли и затем все вместе ей кланяются.
- Вы потрогали землю руками, какая она? (мягкая, пушистая, тёплая, сухая)
В старину наши предки, прикасаясь раскрытыми ладонями к вспаханной борозде, определяли: пора ли начинать, сев? Если от земли исходил холод, то рано, а если веет теплом, то пора. Говорили так: «Всякое семя знает своё время!» А вы знаете, когда нужно сеять пшеницу, рожь, овёс?
Овёс сей, когда берёза распускается.
Пшеницу сей, когда черёмуха зацветает.
Комары появились, сей рожь.
А ещё в старину перед началом сева мужчины мылись в баньке. Надевали чистую рубаху, выходили в поле и кланялись земле-матушке в пояс. Зачем?
(просили землю дать хороший урожай)
А как ещё можно попросить урожайного года? (календарной песенкой)
Нива золотая,
Добрая, медовая
Принеси мне хлеба,
Стебелёк до неба.
Раздаётся стук в дверь, в группу приходит почтальон Печкин
Печкин: здравствуйте, ребята! Это детский сад? Группа подготовительная? Я почтальон Печкин, принес вам посылку. Вот, получите и распишитесь.
Читаю адрес на посылке.
- Эта посылка из сказочной страны. А как вы думаете, кто бы мог её прислать? (ответы детей)
А прислала нам её Василиса Премудрая. Что же может быть в этой посылке, как вы думаете? Как это можно определить? (посмотреть, потрясти, понюхать, потрогать)
Достаю из посылки хлеб.
- Вот что здесь! Смотрите, какой хлеб. С давних пор на Руси гостей встречают хлебом- солью. Ай да Василиса премудрая! Спасибо ей.
– А из чего делают хлеб? (Из муки).
– А какая бывает мука? (Пшеничная, ржаная).
– Какой хлеб получается из пшеничной муки? (Белый).
– А из ржаной (Темный). Раньше хлеб пекли только ржаной. Люди говорили: «Ржаной хлебушко - калачу дедушка». Было время, когда кусочек ржаного хлеба стоял дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной Войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды и т. д.
– А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, откуда хлеб попадает к нам на стол.
Воспитатель показывает репродукцию картины «На поле» (Кустодиев).
– Куда мы попали? (На поле)
- Что мы видим (Трактор пашет землю)
– Для чего он это делает? (Чтобы земля была мягкая и пушистая. Чтобы зёрнам было уютно, и они не оставались на поверхности.)
– Землю вспахивают, а потом что делают? (С помощью машин-сеялок зёрна сажают в землю).
– А теперь представьте, что зёрна пригрело солнышко, полил дождь, и наши зёрна превратились в колосья.
Склонила тяжёлую голову рожь.
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!
Я. Дягутите
- Наше путешествие продолжается, и мы с вами попадаем на поле, где уже созрела пшеница.
(Воспитатель показывает иллюстрацию, где изображено поле и комбайн убирает пшеницу)
-Что изображено? (Поле, комбайн)
- Кто убирает зерно? (Комбайнеры)
–На поле много колосков, а мы с вами рассмотрим один
(Иллюстрация колоска).
–Какой он? (Пузатый, колючий, много зёрнышек).
–А что делают с колосками? (Достают зёрна, молотят). Это делает специальная машина.
– А зачем зерна достают? (Из них делают муку, измельчают на специальных машинах).
– А что делают из муки? (Тесто и пекут хлеб).
– А как называют людей, которые пекут хлеб? (Хлебопеки).
- Ребята! Сейчас у людей очень много помощников-машин. Но было время, когда машин не было. Давайте с вами представим, что мы попали в старину. Как раньше выращивали хлеб и что людям помогало. Наши предки славяне, как и в наше время, еще зимой начинают подготовку к будущему урожаю. Они делают специальные снегозадерживающие заграждения, чтобы ветер не выдувал снег с полей и пшеница не вымерзала. А еще древние славяне обращались к природе со специальными словами - закличками. Послушайте одну из них.
Падай, падай, белый снег!
Хватит, хватит всем на всех,
Падай, падай на село,
На гусиное крыло
Поле белым накрывай,
Будет летом урожай.
(рус. нар. зимние потешки)
-Как только наступала весна, славяне плугом пахали землю и сеяли на неё зерна пшеницы или ржи. Зерна прорастали, тянулись к солнышку. А если лето было засушливым, то люди обращались к дождю.
Дождик, дождик, поливай.
Будет славный урожай.
Будет белая пшеница,
И в амбар пшено катится.
(рус. нар. потешки)
- Когда хлеб поспевал, в поле выходили жнецы. Они срезали колосья серпом. Посмотрим, как выглядит это орудие труда (Иллюстрация). Потом зерно попадало на мельницу, раньше эти мельницы были ветряными (Иллюстрация). Конечно сейчас у хлеборобов много помощников, но и в наше время труд хлебороба всегда в почете, т. к. это очень тяжелый, долгий и изнурительный труд.
– А теперь ребята давайте с вами немножко отдохнем.
Психогимнастика
-Представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (Присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли и стали колосками (Медленно поднимаем руки). Колоски тянутся к солнышку (Напрягаем руки, тянемся на цепочки). Сильно солнышко припекло, завяли наши колоски (Расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище опустите па пол). Но вот полил дождик, ожили колоски и снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (Улыбнитесь друг другу, садитесь.)
- Как много муки из них получится, а самое главное, что из муки выпекают пышный хлеб.
Игра «Сажи иначе»
• Хлеб по запаху (какой) пахучий, душистый, ароматный, приятный, аппетитный.
• Хлеб на вкус (какой) вкусный, сладкий, теплый, холодный, мягкий, черствый, свежий, хрустящий.
• Хлеб на ощупь (какой) мягкий, пышный, твердый, свежий, теплый, горячий.
• Выпекать хлеб – печь, готовить, стряпать.
• Хлебопёк – пекарь, булочник, стряпуха, кондитер.
- Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?
Только снег сошёл в апреле
И поля зазеленели
Мы говорим
Все Хлеб!
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим
Все Хлеб!
Вот зерно течет рекою,
Чтобы сделаться мукою
Мы говорим
Все Хлеб
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне
Мы говорим
Все Хлеб!
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился:
Все Свежий хлеб!
- Ребята, встаньте в круг.
Игра «Родственные слова»
Печкин тоже принимается в игру.
• Назови хлеб ласково – хлебушек
• Крошки хлеба – хлебные крошки
• Вкусный и полезный квас из хлеба - хлебный квас
• Посуда для хлеба – хлебница
• Человек, который выращивает хлеб – хлебороб
• Человек, который печет хлеб – хлебопёк
• Машина для резки хлеба – хлеборезка
• Магазин, где продают хлеб – хлебный магазин
• Завод, где выпекают хлеб – хлебозавод
- А теперь давайте послушаем стихотворение С. Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.
Три паренька по переулку,
Играя, будто бы в футбол,
Туда - сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Они её не покупали –
Нашли за домом, во дворе,
С земли её не поднимали,
И вот она уже в игре…
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят, почти не глядя,
К той булке руку протянул.
- Ты кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом,
И той особой теплотой
Которой, налиты под небом,
Моря пшеницы золотой.
- Так как же надо относиться к хлебу?
• Беречь хлеб, он дорого достаётся.
• Не оставлять недоеденных кусков.
• Никогда не бросать хлеб.
• Поднять брошенный кусок, отдать птицам, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд
• Продлить жизнь хлебу
- А как продлить жизнь чёрствому хлебу?
• Положить в целлофановый пакет на батарею
• Приготовить панировочные сухари
• Посушить гренки для супа
• Поджарить гренки к чаю
- Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе?
• Хлеб – всему голова
• Без хлеба нет обеда
• Щи да каша – пища наша
• Много снега – много хлеба
• Худ обед, коли, хлеба нет
• Хлеб в закромах – счастье в домах
• Не красна изба углами, красна пирогами
• Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах
• Будет хлеб – будет песня
• Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко
• Ржаной хлебушко – калачу дедушка
• Хлеб на стол - так и стол престол, хлеба ни куска – так и стол доска.
- Во всех пословицах встречалось слово хлеб, а в пословице «Щи да каша – пища наша» этого слова нет, почему мы её отнесли к пословицам о хлебе?
Кашу варят из крупы, а крупу делают из злаков.
Манка – из пшеницы. Перловка – из ячменя. Геркулесовая – из овса. Пшенная – из проса.
- Дети, что вкуснее всего на земле? Хлебушко!
Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей землёй.
Труд – его имя.
Мир – его отчество.
И для народа он самый родной.
Занятие окончено.