Наталия Ригина
Конспект НОД учителя-дефектолога с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД учителя - дефектолога с детьми среднего дошкольного возраста
Подготовила:Учитель - дефектолог Ригина Наталия Валерьевна
Используемые технологии: игровая технология, элементы ТРИЗ, технология сотрудничества, педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды.
Публикация «Конспект НОД учителя-дефектолога с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация».
Цель: Формирование и расширение предметных представлений по теме «Посуда».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Активизировать словарный запас по теме «Посуда»;
- Формировать умение детей отвечать на вопросы взрослого полным ответом;
- Формировать понятия: сервиз, кухонная посуда;
- Закрепить знания и представления детей о посуде;
- Развивать умение детей выделять посуду из множества предметов;
- Развивать умение детей классифицировать посуду (столовая, чайная);
- Продолжать расширять знания детей об окружающем.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Работать над развитием зрительного и слухового внимания;
- Развивать навыки речевого общения;
- Развивать внимание, мышление, память;
- Развивать навыки ориентировки в пространстве относительно себя.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, дисциплины;
- Формировать навыки сотрудничества со взрослыми;
- Стимулировать познавательную активность;
- Воспитывать выдержку и усидчивость во время совместной деятельности.
Оборудование:
- Различные предметы (игрушки, посуда);
- Раздаточный материал - цветные изображения чашек и блюдец;
- Контрастный фон;
- Коробки;
- Раздаточный материал: заготовки для аппликации - чашка, геометрические фигуры, образец аппликации чайник заварочный и сахарница;
- Клей, клеенка, кисть для клея, тряпки;
Предварительная работа:
- Формирование представлений о посуде;
- Выделение характерных признаков отдельных предметов посуды;
- Использование аналогичных видов деятельности (беседа, рассматривание, аппликация, соотнесение) на предыдущей лексической теме;
- Закрепление сформированных представлений о посуде в самостоятельной и совместной деятельности детей (лепка, аппликация, рисование, сюжетно-ролевые игры);
- Активизация словаря по лексической теме «Посуда».
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Педагог: Поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте.
Педагог: Ребята, сегодня я пришла в группу и ничего не понимаю, кто-то навел беспорядок в наших коробках. Вы поможете мне его разобрать?
Дети: Да
Педагог: Вот коробки, в них должно лежать то, что изображено. Что должно лежать в этой (силуэтное изображение продуктов).
Дети: Продукты (йогурт, молоко и т. д.).
Педагог: Молодцы. Что должно лежать в этой коробке (силуэтное изображение овощи? Дети: Овощи.
Педагог: Молодцы. Что должно лежать в этой коробке (силуэтное изображение фруктов?
Дети: Фрукты.
Педагог: Правильно. Что должно лежать в этой коробке (силуэтное изображение посуды?
Дети: Посуда.
Педагог: Правильно посуда. Теперь разложите все предметы по нужным коробкам.
Дети раскладывают по коробкам предметы, соответствующие силуэтному изображению на ней.
Педагог: Молодцы. Справились хорошо. Теперь давайте с вами посмотрим, какую посуду мы с вами сложили в коробку? Какую посуду из той, которая здесь есть, вы знаете?
Дети: Кастрюля, чайник, кружка, ложка и т. д.
Педагог: Молодцы. А какую из этой посуды мы называем чайной?
Дети: Кружка, блюдце.
Педагог: Почему вы так решили?
Дети: Потому что из нее мы пьем чай.
Педагог: Правильно, молодцы. А какую из этой посуды мы называем обеденной?
Дети: Тарелка (плоская и глубокая).
Педагог: Почему вы так решили?
Дети: Потому что из этой посуды мы едим.
Педагог: Правильно, молодцы. Назовите, какие предметы остались?
Дети: Сковорода, кастрюля.
Педагог: Как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: Кухонная посуда.
Педагог: Правильно. А для чего она необходима?
Дети: Для того, что бы в ней готовить.
Педагог: Хорошо справились вы с этим заданием. Теперь сядем на свои места.
Дети садятся на свои места, где перед ними лежат наборы чашек с блюдцами.
Педагог: Посмотрите, что на ваших фланелеграфах?
Дети: Чашки и блюдца.
Педагог: Вот только незадача-то, они все перепутались и надо найти каждой чашке ее пару (блюдце).
Дети выполняют задание, выкладывая на индивидуальном фланелеграфе цветные силуэты чашек и блюдец.
Педагог: Давайте с вами проверим что получилось. Какого цвета блюдце вы подобрали к красной чашке?
Дети: Красное блюдце.
Педагог: Правильно. Какого цвета блюдце вы подобрали к желтой чашке?
Дети: Желтое блюдце.
Педагог: Правильно. Какого цвета блюдце вы подобрали к зеленой чашке?
Дети: Зеленое блюдце.
Педагог: Правильно. Какого цвета блюдце вы подобрали к синей чашке?
Дети: Синее блюдце.
Педагог: Правильно. Молодцы. Теперь давайте поиграем с наши кругом, где изображены предметы посуды.
- Найдите глазками в центре круга стол.
- Справа от стола глазками найдите блюдце.
- Найдите глазками тарелку.
- Найдите глазками вилку.
- Теперь найдите глазками ложку.
- Найдите глазками чашку.
Молодцы. Теперь выходите к серединке.
Зрительная гимнастика.
Дети в центре группы становятся полукругом, напротив фланелеграфа на котором выставлены изображения посуды.
Педагог: Какие предметы изображены на фланелеграфе?
Дети: Тарелка, кружка, сковорода, чайник.
Педагог: Правильно. Сейчас мы поиграем с нашими глазками. «Детки глазки закрывайте с нами в прятки поиграйте».
Пока детки зажмуривают глаза, педагог убирает, добавляет, меняет местами одно-два изображения.
Педагог: Открываем глазки. Посмотрите, что изменилось?
Дети: Не хватает изображения кастрюли.
Педагог: Правильно, (педагог возвращает изображение на место) «детки глазки закрывайте с нами в прятки поиграйте».
Открываем глазки. Посмотрите, что изменилось?
Дети: Не хватает изображения чайника.
Педагог: Правильно, «детки глазки закрывайте с нами в прятки поиграйте».
Открываем глазки. Посмотрите, что не так?
Дети: Не хватает изображения чашки.
Педагог: Правильно, (педагог возвращает изображение на место) «детки глазки закрывайте с нами в прятки поиграйте».
Открываем глазки. Посмотрите, что не так?
Дети: Вместо сковороды грузовик.
Педагог: А грузовик нам подходит или нет?
Дети: Нет.
Педагог: Почему нам не подходит грузовик?
Дети: Потому что грузовик это транспорт, а все остальное - посуда.
Педагог: Правильно, (педагог убирает лишнее изображение) «детки глазки закрывайте с нами в прятки поиграйте».
Открываем глазки. Посмотрите, что изменилось?
Дети: Поменялись местами изображения чашки и сковороды.
Педагог: Правильно, (педагог возвращает изображения на места) «детки глазки закрывайте с нами в прятки поиграйте».
Открываем глазки. Посмотрите, что не так?
Дети: Два лишних изображения.
Педагог: Каких?
Дети: Помидор и яблоко.
Педагог: А нам подходят они или нет?
Дети: Нет. Потому что яблоко это фрукт, помидор это овощ, а все остальное - посуда. Педагог: Молодцы. Хорошо мы с вами поиграли, глазки наши отдохнули Теперь давайте немного отдохнем и подвигаемся.
Динамическая пауза.
Дети выходят к центру группы, воспитатель проводит динамическую паузу. Воспитатель: Сейчас мы свами попробуем изобразить посуду.
- Покрутились вправо, остановились, сомкните руки над головой, получилась ложка.
- Покрутились влево, остановились, правая рука в сторону, левая на поясе, получился чайник.
- Покрутились вправо, остановились, чуть присев, руки на поясе, получилась сахарница.
- Покрутились влево, остановились, немного присев одна рука на поясе получилась чашка.
- Покрутились вправо, остановились, взялись за руки и сделали большой круг, получилась тарелка.
- Молодцы. Поиграли, отдохнули. Садимся на свои места.
У детей на столах подготовлено все для аппликации: клеенка, кисть, заготовки геометрических фигур, заготовки чашки, образец для аппликации - чайника и сахарница на фланелеграфе. Столы ставятся двумя полукругами, перед каждыми из них - фланелеграф с образцом.
Воспитатель: У вас есть образец, который украшен геометрическими фигурами. Какими?
Дети: Круг и треугольник.
Воспитатель: Правильно. А как они расположены?
Дети: Они напоминают узор.
Воспитатель: Действительно. Но у каждого свой узор. Сейчас внимательно рассмотрите, какие узоры и выложите также на чашку.
Помним о правилах поведения во время работы с кисточкой и клеем.
Приступаем к работе.
Дети выполняют аппликацию. Педагог подходит для помощи к каждому ребенку. Воспитатель: Какие вы молодцы. Какие красивые работы у вас получились. А кто знает, как называется набор одинаковой чайной посуды?
Дети: Сервиз.
Итог совместной деятельности с детьми.
Воспитатель: Что мы называем посудой?
Дети: То в чем готовят, из чего мы пьем чай и кушаем.
Воспитатель: Какие предметы посуды мы с вами знаем?
Дети: Кастрюля, чашка, блюдце, сковорода, чайник, сахарница.
Воспитатель: Молодцы. Спасибо.
Используемая литература
1. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С., Программа воспитания и обучения в детском саду. - М. Изд. «Мозаика-Синтез», 2008г.
2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М. Изд. «Мозаика-Синтез», 2011г.
3. Л. И. Плаксиной, Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Программы работы в детском саду. - М. Изд. «Экзамен», 2003г.