Наталия Московцева
Конспект НОД «Сороки. Прилет птиц». Праздник на улице для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Московцева Наталия Валентиновна
ГБДОУ № 33 Кировского района Санкт-Петербурга, музыкальный руководитель
Конспект НОД
«Сороки. Прилет птиц».
Праздник на улице для детей 4-7лет
Праздник проводится как игра по станциям. Каждая станция – уличная беседка, оформленная в стиле русской народной избы, горницы или двора.
Цель: Расширение культурного поля дошкольников и их родителей.
Задачи:
- приобщение к русской народной культуре;
Темочки:
- День птиц. 1 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
- знакомство с русскими народными традициями, приметами, пословицами, поговорками, закличками, прибаутками, играми;
- прививать любовь к народным праздникам;
- сплочение родительского коллектива;
- укрепление связи между поколениями;
Предварительная работа:
- изготовление атрибутов к конкурсам и играм;
- разучивание русских народных пословиц, закличек, прибауток, хороводов;
- беседа с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей;
- изготовление элементов русского народного костюма.
Ход праздника:
Дети собираются на общей площадке перед сценой. Под русскую народную музыку выходит Ведущий праздника :
«Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…»
Алексей Плещеев
Ждем мы Весну красную, ждем, а она все не приходит. Уже отступит, казалось бы, Зима холодная, да и снова морозцем пугает. Может быть мы как-то неправильно Весну зовем? И сегодня, уважаемые мамы, папы и их веселые детки-малолетки, я приглашаю вас всех встретить Весну красную так, как ее встречали в старину, в те давние времена, когда люди жили в деревнях большими семьями, держали домашний скот и выращивали урожай. Мы пойдем от горницы к горнице, от хозяйки к хозяйке и узнаем, как зазывали Весну, что для этого нужно было. (Воспитателю каждой группы дается маршрутный лист, в котором указано, к какой «горнице», в какой «двор» данной группе направляться. В каждой «горнице» гостей встречает Хозяюшка (Хозяин).
Первый двор. Навстречу гостям выходит Хозяюшка (свой рассказ она сопровождает показом иллюстраций).
Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, располагайтесь. Послушайте, о чем я вам поведаю… Издавна отмечался на Руси 22 марта весенний праздник «Сороки», праздник прилета птиц. А почему он так называется? Люди ждали прихода Весны и верили, что ее принесут из дальних краев птицы- жаворонки.
Жаворонок- не просто птица, а память о погибших воинах. Очень- очень давно один из военачальников приказал своим воинам принести в жертву богам одного из воинов, чтобы бой был успешным, чтобы победить в битве. Воины были очень дружны и отказались это делать, и за это были убиты. А народ любил своих солдат-защитников. И люди стали верить, что 40 человек воинов не погибли, а превратились в 40 жаворонков. С тех пор в этот день вспоминают всех погибших воинов и ждут птиц, которые должны привести за собой Весну. И первыми из дальних стран возвращаются кулики и жаворонки. Не даром половицы гласят: «Как птицы прилетят, так и тепло придет», «Жаворонки все по дорожкам идут, перелетывают по проталинкам». Жаворонка создал Бог. Он подбросил к небу кусочек земли, из которой и появилась эта серая, как земля, мелкая птичка. Зимует жаворонок высоко в небе, ангелы держат его в руках, нежат и ласкают.
Русская народная игра «Подбрось жаворонка» (кто выше подбросит жаворонка)
Жаворонок — из чистых, божьих птиц. Русские запрещали ее употреблять в пищу, а убивать считалось грехом.
Хорошо, ребятки, играли, слушали внимательно и за это получайте первую птичку- жаворонка.
Второй двор. Навстречу детям выходит Сказочница:
Вы уже узнали, когда празднуется весенний праздник «Сороки»? Правильно, 22 марта. А сейчас вы узнаете- почему именно в этот день. Послушайте мою сказку, «Как Машенька Весну искала» (спектакль показывается на ширме, куклы Би-ба-Бо).
- Жила- была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала: «Когда весна придет, а по лужкам разольется вода, напеку я тогда куликов с жаворонками и побегу на пригорочек Весну- красну встречать». А Зима не уходит, сосем наскучила. Собралась Машенька и пошла Весну искать, села на пригорочек и зовет:
«Солнышко, солнышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!» (дети все вместе повторяют песню-закличку)
Выглянуло Солнце из-за горы, Машенька и спрашивает:
«Видело ли ты, Солнышко, Весну-красну?»
Солнце: «Не встретило я Весну, а видела Зиму, как она, лютая от Весны бежала, холод на землю трясла.
Пошла Машенька дальше Весну искать. Долго шла, встретила Землю-матушку:
«Земля- матушка, не встречала ты Весну- красну?»
Земля:
- Меня Весна разбудила, к новой жизни пробудила.
И пришла Весна- красавица и коромысло на плече держит: с одной стороны- темное ведерко, а с другой светлое. Кто знает почему ведра разного света? Темное ведро- это ночь, а светлое- день. И сейчас эти два ведра уравновешены, потому что день равен ночи. И называется день 22 марта- день весеннего равноденствия. Понравилась вам моя сказка? Тогда поучайте птичку куличка и ступайте на следующий двор.
Третий двор.
Хозяйка-рукодельница выходит под русскую народную мелодию, в руках рукоделье:
- Люди верили, для того, чтобы птицы прилетели, их надо хорошенько позвать. По традиции нужно было украсить обрядовое дерево лентами или бумажными цветами.
Давайте вырежем цветы и украсим ими дерево, птицы увидят, что их ждут, прилетят и приведут с собой Весну.
Дети с Хозяйкой-рукодельницей вырезывают из цветной бумаги цветы (или склеивают из ранее приготовленных деталей) и украшают ими дерево. Хозяйка отмечает слаженную работу детей и дарит им птичку-перепела.
Четвертый двор.
Выходит Хозяйка в фартуке:
- На «Сороки» пекли хозяюшки маленьких птичек из соленого теста, чтобы дети их взяли, поднялись высоко на пригорок, подняли птичку повыше и стали звать птиц. А мы с вами посоревнуемся, кто быстрее сделает птичку.
Игра «Собери птичку» (дети делятся на 2 команды и собирают птичку-скворца из приготовленных деталей).
Замечательных скворушек собрали. Получайте за это скворца.
Пятый двор.
Девица-красавица:
Здравствуйте, ребятки, отгадайте-ка мои весенние загадки.
Вы знаете, какие птицы зимовали здесь с нами, а какие улетали в тепле края? (дети перечисляют зимующих и перелетных птиц).
Давайте позовем птиц :
Жавороночки-перепелочки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну теплую, лето жаркое.
Нам зима-то надоела,
Весь хлебу нас поела. (дети повторяют закличку вместе с воспитателем)
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это что за время года? (весна)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (весной)
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла… (весна)
Хочет-прямо полетит,
Хочет-в воздухе висит.
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет. (жаворонок).
Кто такой весенним днем
Сплел рукавичку над окном?
Вывел в ней новых жильцов?
Маленьких таких птенцов? (ласточка).
Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь.
Кто по пашне скачет? (грач).
Как дружно звали весну и загадки все отгадали! За это вам птичка- грач.
Шестой двор.
- Здравствуйте, добрые молодцы и красны- девицы! Давайте вместе Весну закликать. Чтобы пришла она к нам скорее, обогрела Землю- матушку. Брали дети птичек и поднимали высоко, к солнышку. Какие заклички вы знаете? (дети произносят заклички с высоко поднятыми фигурками птиц).
- Мороз, красный нос,
На тебе хлеб и овес,
А нам весну отдай.
- Приди, Весна, с милостью,
С великою радостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким.
Жаворонок, жаворонок,
На тебе зиму, а нам – лето.
На тебе сани, а нам- телегу.
Едет весна, едет
На золотом коне. ,
На зеленом саяне,
На бороне сидючи,
Сыру землю аруючи.
Злато жито сеючи.
Развешивали птичек на деревьях (дети птичек развешивают на ветках кустов). Птицы улетали и, возвращаясь, приводили за собой весну (дети получают птичку ласточку).
Седьмой двор.
Хозяин: После того, как приходила Весна, начинались полевые работы, распахивали землю, бороновали, сеяли. И величали Землю ласково- земелюшка, Земля-матушка, земля-кормилица. И песни –хороводы водили, посвященные посеву, работе на земле, прославляли солнце, чтобы год был урожайным, сытым, богатым.
«Земелюшка-чернозем», русский народный хоровод.
«В темном лесе», русский народный хоровод.
Дети получают птичку- пеночку
Восьмой двор.
И после окончания полевых работ, начинались игры, которые предсказывали обильный урожай, плодородный год.
Русская народная игра «Идет матушка- весна»
Идет матушка-весна.
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел.
А за нам апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Сколько хочешь гуляй.
Русская народная игра «Жаворонок»
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет счастлив целый год.
Русская народная игра «Карусель»
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два.
Вот и кончилась игра.
Ведущий дает детям птичку- гуся.
Все группы возвращаются на центральную площадку, где их встречает Ведущая:
Что же за день сегодня такой необычный? Что нового вы узнали? И сколько птичек вы успели собрать пока ходили от двора к двору. Давайте этих птичек посадим на наше обрядовое дерево и еще раз покличем Весну:
Приди, Весна красная,
Приди, Весна ясная.
Вход Весны:
Пришла я к вам с радостью,
С великою милостью.
Хозяюшка и Весна угощают детей испеченными из соленого теста птичками.
Праздник продолжается с русскими народными играми.
Список использованной литературы
Используемая литература и интернет – источники:
1. Лаптева Г. Лучшие развивающие прогулки. Круглый год. Для
детей 5-6 лет. - ООО «Издательство "Речь"», 2012
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском
саду: Работа с детьми сред. и старших групп детского сада. –М
Просвещение, 1999
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
3. https://odogde.ru/fantazii-o-dozhde/dlya-chego-nuzhen-dozhd.html