Надия Санджиева
Конспект НОД с детьми старшей группы «Животные нашего края»
▼ Скачать +Заказ
Непосредственно образовательная деятельность
Тема: «Животные нашего края»
Интеграция образовательных областей.
«Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура» «Музыка».
Цель:
• Расширить и закрепить знания детей о животном мире родного края.
• Развивать внимание, память, умение отвечать на вопросы.
• Продолжать обогащать опыт дружеских взаимоотношений со сверстниками.
• Воспитывать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе Калмыкии.
• Совершенствовать двигательные навыки детей.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшей группы „Животные нашего края“» размещена в разделах
• Формировать эмоциональный отклик при восприятии музыки.
Словарь: Красная Книга, заповедник.
Оборудование: Карта республики Калмыкия, компьютер, проектор, экран.
Картинки с изображением диких и домашних животных, картинки – пазлы с изображением диких животных, дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Фонограмма: П. Чонкушева «Степные эскизы»
Предварительная работа: беседы о природе родного края. Рассматривание иллюстраций диких и домашних животных. Разучивание загадок. Разучивание гимнастики «Дикие животные», физкультминутки «Конь» Ручной труд – оригами: «Верблюд», «Заяц»
Ход непосредственно образовательной деятельности
Упражнение «Доброе животное»
Дети встают в круг и берутся за руки. Вос-ль говорит: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох-все делают шаг вперед, выдох-шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце». Стук-шаг вперед, стук-шаг назад и т. д.
Дети садятся на стульчики. Вос-ль говорит: «Ребята посмотрите на карту. Это территория нашей Республики. А в какой Республике мы живем?» (Калмыкии, «Как называется страна, в которой мы живем?» (Россия, «Как называется наш район?» (Малодербетовский, «Как называется наше село?» (Малые Дербеты).
Что вы можете рассказать о нашей Республике? Какая наша Калмыкия? (Большая, красивая, чистая, солнечная, многонациональная, богатая, родная). В Калмыкии есть реки, озера, есть и море, но основная природная зона – степь. Ребята давайте уточним: Что такое степь? (Это огромное поле, равнина, в тёплые времена года растут травы, луговые и полевые цветы). Кто обитает в степи? (Насекомые, птицы, животные)
Ребята, хотите отправиться в степь и встретить диких животных нашего края? Но прежде чем отправится, давайте вспомним, каких домашних животных вы знаете? (Корова, коза, свинья, лошадь, кошка, собака, овца). А какую пользу людям приносят домашние животные? (Они дают нам мясо, молоко, шерсть).
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Вопросы по картинкам: Какое животное лишнее? Почему лишнее? Где живут остальные животные?
Как, одним словом можно назвать остальных животных?
Ребята! Какое сейчас время года? (Зима) Правильно зима, на улице холодно и чтобы отправиться в степь, надеваем тёплые сапожки на ноги, на головы шапочки, курточки. В дорогу мы отправляемся на лошадях.
Запрягли все своих лошадок. Расчесали гриву и хвост лошадям.
Физминутка «Конь»
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой - пышной, сказочной, красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду- полечу, (подскоки на месте)
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой, (подскоки на месте)
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)
Тпру-уу! Приехали!
Вос-ль: Ребята давайте снимем сёдла, пусть наши лошадки отдохнут, а мы присядем на седла и тоже отдохнем, чтобы не спугнуть животных. Закройте глаза послушайте музыку и представьте, светит солнце. Снег сияет, искрится, переливается на солнце. Мы вдыхаем свежий, морозный, чистый воздух. Нам хорошо приятно находиться в степи.
Ребята, я вам загадаю загадки о животных, которые обитают в нашей Республике. Если правильно отгадаете, то вы их увидите.
(Вос-ль загадывая загадки, показывает картинки на слайде).
Зубовато, серовато
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (Волк)
Что ищет волк днем и ночью? На какое животное похож волк?
Это рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко
За мышами лезет в норку
А на праздник Новый год
Веселиться к нам придёт
Очень любит чудеса
Это хитрая… (Лиса)
- Почему говорят: «Лиса – всему свету краса!»
- Как меняется лисий наряд к зиме?
Дети. Зимой у лисы шубка очень тёплая, а на её лапках обрастает густая шерсть, чтобы не холодно было бегать по снегу.
Зимой беленький,
А летом серенький,
Никого не обижает.
А сам всех боится (Заяц)
- Почему заяц меняет окраску на зиму? Каких животных боится заяц?
- Как заяц спасается от волков, лис, охотников? (меняет окраску, бегает, путает след).
Вос-ль: Ребята, отгадайте еще одну загадку:
С ветром мчусь я наравне
По родной стороне,
Пронесусь я без оглядки
Пахнет воздух пылью сладкой. (Сайгак)
Воспитатель: правильно ребята, сайгаки самые быстрые животные в степи. Дикие сайгаки, ещё их называют степные антилопы - гордость Калмыкии, потому что обитают только в степях Астраханской области и у нас в Калмыкии. Но они находятся на грани исчезновения из-за браконьерской охоты. Сайгаки, степной хорёк, тушканчики, хомяк, куница и другие редкие животные нашего края занесены в Красную книгу.
Что такое «Красная книга»? (Это документ списков редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, насекомых и птиц).
Вос-ль: В нашей Республике существуют несколько заповедников.
Что такое заповедник? (ответы детей.)
Воспитатель: Заповедник - это территория в которой охраняют и заботятся за редкими травами, птицами и животными.
Как вы думаете, только в заповедниках нужно защищать природу? (ответы детей.) Правильно охранять природу нужно в любом месте.
Вос-ль: А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение»
Заяц зимой белый, а летом? (серый)
У зайца хвост короткий, а уши? (длинные)
Лиса пушистая, а еж? (колючий)
У лисы шерсть мягкая, а у волка? (жесткая)
Молодцы! Но что-то холодно в степи, давайте встанем и немного согреемся.
игра «Дикие животные»
1, 2, 3, 4, 5. Как животных нам назвать?
С людьми они не знаются,
Живут в степи, скрываются.
По картинкам всяк их знает
Суслик, заяц, тушканчик, лиса, волк.
Дом их степи вольные
Вольные, просторные.
Воспитатель: Ребята, я вам раздам разрезные картинки животных, вы попробуйте их собрать и назвать. (Дети собирают картинки – пазлы.)
- Ребята покажите у кого на картинке травоядные животные?
- Хищники. Дети показывают.
Молодцы, все вы хорошо знаете животных степи. Помните ребята, что человек должен по-доброму относиться к животным. Все они имеют право на существование, как и человек.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Запрягли своих лошадок.
Сядем дружно на лошадок,
Цок-цок-цок,
И помчимся без оглядок
Цок-цок-цок,
Были мы в краю степном,
А теперь в саду родном!
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали? (в степи.)
Каких животных встретили в степи?
Все вы ребята молодцы!