Виктория Шабалина
Конспект НОД по реализации ОО «Художественное творчество» с детьми с ТНР (заикание) «Веселые матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Скоро праздник - Первомай! Предлагаю вашему вниманию НОД "Веселые матрешки". Матрешка давно стала сувениром для всех народов мира, как выражение дружбы и любви к людям других стран.
Конспект НОД с детьми с ТНР (заикание) «Веселые матрешки»
(область: художественное творчество)
Программное содержание:
1) учить рисовать растительный узор в стиле полхов-майданской росписи, используя восковые карандаши и акварель.
Публикация «Конспект НОД по реализации ОО „Художественное творчество“ с детьми с ТНР (заикание) „Веселые матрешки“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
2) закрепить представления детей о декоративно-прикладном искусстве, об особенностях росписи семеновских матрешек (колорит, композиция, элементы).
3) сравнить семеновскую и полхов-майданскую матрешек, определить различия в росписи.
4) развивать наблюдательность.
5) вызывать интерес к работе народных мастеров, интерес к различным видам росписи.
6) воспитывать у детей желание самим создавать прекрасное.
Пропедевтическая работа:
НОД
(познание, коммуникация, художественное творчество «Семеновская матрешка»); рассматривание и описание семеновских матрешек;
дидактические игры «Опиши матрешку», «Ростом разные подружки»; раскрашивание в книжках-раскрасках;
составление и отгадывание загадок о матрешке; посещение художественно-творческой мастерской;
хороводная игра «Мы – матрешки»; подвижные игры с матрешкой;
использование матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей.
Рассказ воспитателя об истории семеновской матрешки:
В начале XX века в Нижегородской губернии Семеновского района наладилось производство матрешек. В Семенове издавна существовал токарный промысел. Вытачивали токари из дерева игрушки, потом расписывали их красками и покрывали лаком.
Как-то один мастер привез с Нижегородской ярмарки деревянную куклу – матрешку. И решил такую же куклу сделать сам. Выточил он из липы куклу, нарисовал круглолицую румяную девушку в цветастом платке, в сарафане и переднике, в блузке с вышивкой на рукавах, с букетом цветов в руке. Получилась самая настоящая деревенская Матрена, а ласково – матрешка. Изготовлению и раскрашиванию матрешек мастер научил соседей и всех жителей окрестных деревень. Вскоре этим народным промыслом начали заниматься и в городе Семенове. Здесь матрешек изготовляют и сейчас.
Семеновские мастера сделали на матрешке своеобразную роспись и придали ей несколько иную форму. Семеновская матрешка – стройная, вытянутая, относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. На удлиненном лице – высоко поставленные глаза, дугообразные брови, рот "бантиком", малиновый румянец. Колорит семеновской росписи сочетает яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, васильковый, лиловый, зеленый. В ее правой руке всегда букет ярчайших цветов и трав, который служит украшением передника. Семеновские мастера изображали матрешек нарядными, веселыми, задорными, бойкими девушками в ярких платках.
Материал и оборудование:
семеновские матрешки, образцы матрешек Полхов-Майдана,
иллюстрации с изображением матрешек;
на каждого ребенка –
шаблон матрешки (детям из 2 подгруппы – лист-раскраска с изображением матрешки Полхов-Майана, простой карандаш, ластик, восковой карандаш черного цвета, акварель, кисти, палитра, фломастеры, емкость для воды, салфетки для работы.
Музыкальное сопровождение:
аудиозапись русских народных мелодий.
Ход НОД.
– Отгадайте загадку, дети.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
– Что это? (ответы детей).
– Правильно, это матрешка.
Воспитатель выставляет на стол семеновских матрешек из одного набора:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
На столе у нас живут -
Всех матрешками зовут.
Эта игрушка с сюрпризом.
Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечка богата?
У матрешки-невелички
Есть веселые сестрички.
– Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям.
А через некоторое время появились и у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки, кокошники. Этих кукол назвали Матренами, ласково – матрешками. Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. Их делают до сих пор: и под Москвой – в Сергиевом Посаде (городе Загорске, и около Нижнего Новгорода – в городе Семенове, и недалеко от города Мурома – в Полхов-Майдане.
У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер.
– Где сделаны эти матрешки? Как вы догадались?
(выслушиваются ответы детей о семеновской матрешке: по форме, композиции, колориту)
Словно репка она круглобока,
И под ярким платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
– Вы правильно узнали, все верно сказали.
Музыкальная разминка.
Дети выполняют движения, соответствующие тексту.
Мы – матрешки, вот какие крошки,
Посмотрите – у нас чистые ладошки.
Мы – матрешки, вот какие крошки,
Посмотрите – у нас новые сапожки.
Мы – матрешки, вот какие крошки,
Посмотрите – у нас вот как пляшут ножки!
Воспитатель выставляет полхов-майданские матрешки.
– Сегодня мы с вами поближе познакомимся с полхов-майданскими матрешками. Недалеко от города Мурома, в селе Полхов Майдан издавна точили удлиненные маломестные или даже совсем неразъемные матрешки с маленькой длинной головой (более похожие на кегли). Лицо полхов-майданской матрешки несколько скорбно. Полхов-майданские мастера не изображают рук, цветы располагают просто в передней части игрушки. На голове у них – яркие шали и кокошник-полуцветок, поверх сарафана – фартучек, да не простой. Передняя часть сарафана украшена цветами, которые нередко чередуются с красными точками ягод. Размер цветов более крупный, чем у семеновских матрешек. Цвета необыкновенно декоративны и своеобразны, в окраске одежды господствуют малиновая и фиолетовая краски. Посмотрите, каким узором украсили матрешек художники Полхов-Майдана?
Дети: Цветы, листочки, ягоды, бутоны.
– Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Эти матрешки похожи на букеты цветов, из которых выглядывают лица. Есть у мастеров Полхов-Майдана секрет – сначала рисуют они контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по всему фартучку матрешки – в цент-ре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать прозрачными яркими красками – алой, лиловой, зеленой, желтой и оранжевой, заливая контуры рисунка цветом.
В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики.
Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс.
Пальчиковая гимнастика.
Мы матрешки, мы сестрички, энергичное сжимание в кулак
Мы толстушки-невелички, и выпрямление пальцев обеих рук.
Как пойдем плясать и петь, последовательное соединение пальцев
Вам за нами не успеть. обеих рук с большим пальцем.
– Сегодня вы станете мастерами-художниками и сами распишете матрешек! (воспитатель раздает шаблоны матрешек и листы-раскраски).
– Сначала нарисуйте все детали узора простым карандашом, обведите их восковым карандашом, а затем разведите на палитре необходимые акварельные краски и сделайте матрешек цветными, яркими. Чем вы будете прорисовывать мелкие детали после высыхания красок?
Дети: Фломастерами.
(Воспитатель показывает прием рисования Полхов-Майданских маков и роз.)
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе.
Во время рисования обращать внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках матрешек.
По окончании работы оформляется выставка матрешек.
Анализ работ.
– Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые.
А вам нравятся ваши работы?
Какая матрешка вам больше всего понравилась? Почему?
Расскажи, чем тебе понравилась работа. (Ответы 2-3 детей).
– Молодцы, ребята. Матрешка давно стала сувениром для всех народов мира. Как выражение дружбы и любви к людям других стран везде гостит российская матрешка. Сегодня мы еще раз встретились с нашей любимой матрешкой, побывали полхов-майданскими мастерами, вы замечательно справились со своей работой.
Список использованной и рекомендуемой литературы.
1. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. // Москва: ТЦ «Сфера», 2007.
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Назарова В. И. и др. // Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
3. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности. Учебное пособие. Потаповская О. М. // Москва: Школьная пресса, 2009.
4. Фольклор и родное слово. Грехнева Г. М., Корепова К. Е. // Нижний Новгород, 1994.
5. Дидактические игры в детском саду. Бондаренко А. К. // Москва, 1991.
6. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. Казакова Т. // Москва, 1996.
7. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Комарова Т. С. // Москва, 1991.
8. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Швайко Г. С. // Москва, 2000.
9. Раскраска «Матрешки». ООО «Хатбер пресс»//Москва, 2006.