Татьяна Борисова
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Загадки для Федоры»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ:
1. Упражнять детей в отгадывании загадок, образовании прилагательных, существительных Р. п., ед. ч
2.. Формировать умение различать и называть предметы посуды: кухонной, столовой, чайной.
3. Развивать пространственное ориентирование.
4. Упражнять детей в составлении описательного рассказа с опорой на мнемосхему.
5. Развивать физиологическое дыхание.
6. Развивать психические процессы: мышление, воображение.
7. Упражнять в нахождении общих частей предметов посуды.
8. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим
Оборудование:
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной группы „Загадки для Федоры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
• Видеозапись «Федора»;
• предметные картинки с изображением посуды;
• набор предметов посуды;
• мяч;
• одноразовые стаканчики, трубочки для коктейля,
• мнемотаблица на слово «чашка»;
• мнемотаблицы на слова «ложка, сковорода, кастрюля».
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Дети: “Здравствуйте!”.
Воспитатель: Меня зовут Татьяна Васильевна.
По дорожке к вам снежной спешила
Любовалась, как жизнь хороша,
Мне казалось, что солнце светило
И моя улыбалась душа.
И своим хорошим настроением я хочу поделиться с вами. Я буду очень рада, если и вы улыбнетесь мне.
Организационный момент.
Дети садятся возле экрана.
Введение в тему занятия.
Восп-ль. Ребята сегодня пришло видеописьмо от «Федоры». А вы знаете, кто это такая?
«Видеосообщение от «Федоры» : От нее убежала вся посуда, Федора искала ее, но не смогла найти. Посуда сообщила мне, что «вернется, если я выполню все ее задания которые находятся в конверте», (после этих слов Федора начинает плакать) :
- Как же я выполню задания? Я же старая, в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнить, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить?
В: Ребята, давайте поможем Федоре?
Достаю конверт. Здесь какие - то загадки. (Читает) :
«ЗАГАДКИ»
Садитесь поудобнее, будем их отгадывать.
(отгадки выкладываю на мольберте)
1. Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая. (Чашка)
2Из горячего колодца.
Через нос водица льется. (Чайник)
3Из песочницы песок
Сыплют в чай, в кефир и в сок. (Сахарница)
4Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
5На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса. (Вилка)
6Хлеб бережет, черстветь не дает
7Она бывает глубока, она бывает мелка.
Однако, это не река. А что это? (Тарелка)
8И оладьи, и омлет, И картошку на обед,
А блины – вот это да! Жарит всё. (Сковорода)
9Новая посуда, а вся-в дырках. (дуршлак)
10Чайника подружка.
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (Кастрюля)
- Как одним словом назвать все эти предметы?
- О чем мы будем сегодня говорить?
Введение в тему
- Мы сегодня будем говорить о посуде, о ее назначении, материалах, из которых ее делают; о частях, из которых она состоит.
- Да, мы будем играть в игры, составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки о посуде.
Давайте посмотрим следующее задание.
Игра «Накрой на стол»
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продается разная посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.
Чайник, чашка, сахарница.
Какая это посуда?
К завтраку все чашки, блюдца
Вместе утром соберутся
К чаю вовсе не случайно
Есть сервиз, какой же (чайный)
- (верно) Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют (?) чайная посуда.
- Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.
Тарелка, нож, вилка, хлебница.
Как называется эта посуда?
И к обеду, и на ужин
Нам набор посуды нужен.
Может - старый, может - новый,
Ставь на стол набор.
(столовый)на стол набор.
Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой.
- И, наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.
Кастрюля, сковорода, дуршлаг.
- Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют (?)кухонная посуда.
(картинки снять, достать посуду)
Давайте поставим кухонную посуду на плиту, столовую - на стол, а чайную - на полку. (Дети рассказывают, как должна стоять посуда.)
(картинки плиты, стола, полки)
Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож - как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).
В последнюю очередь проверяется чайный сервиз.
В: Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому?
Д: Сервиз, чайный сервиз.
В: Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает?
Д: Набор посуды
В: (Уточняет) А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?
Д: Накрывали.
В: Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т. е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть
Д: Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).
В: Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание. (Достаю из конверта след. задание)
Игра «Что из чего»
В: (Объясняет) Чтобы выполнить это задание нужно встать в круг, а еще нам понадобится мяч.
Воспитатель называет предмет, кидает мяч ребенку, ребенок, возвращая мяч должен назвать прилагательные: хлебница из пластмассы - пластмассовая хлебница,
Стакан из стекла - … (стеклянный) Ваза из хрусталя - … (хрустальная)
Ложка из дерева - … (деревянная) Нож из стали - … (стальной)
Вилка из металла - … (металлическая)
Кастрюля из алюминия – (алюминиевая)
Кувшин из глины - … (глиняный)
Упражнение «Вода кипит».
Пока мы с вами играли в мяч, в стаканчиках вода закипела. Подойдите к столу, возьмите стаканчик и трубочку, опустите ее в стаканчик и подуйте в него не раздувая щеки так, чтобы вода «закипела». Вдох носом.
(Воспитатель раздает детям игрушечные пластмассовые стаканчики, наполовину наполненные водой, и короткие изогнутые соломинки для коктейля.) Дети выполняют упражнение 3-4 раза.
Игра «Чего нет?» – образование Р. п., ед. ч.
Рассмотрите и назовите предметы посуды. Постарайтесь запомнить их, потому что сейчас я уберу картинку, раздам вам другие. Рассмотрите свои картинки и подумайте, чего здесь не хватает. Кто догадается, скажет так – н-р (У меня нет чашки.)
(Давайте посмотрим следующее задание).
Следующее задание Д/И «Закончите предложение».
Что может произойти если:
Если к обеду не раздать ложки, то …
Если суп налить в мелкую тарелку, то …
Если к обеду вместо столовой посуды подать кухонную, то …
Если после еды посуду не вымыть, то …
Если металлическая ложка упадет на пол, то …
А вот еще одно задание.
Работа с мнемотаблицей «Чашка».
Упражнение на пространственное ориентирование.
Рассмотрите пожалуйста таблицу.
Какой предмет находится в центре? (чашка)
Назовите предмет, который находится справа от чашки. -
Назовите предмет, который находится в верхнем левом углу.
Какой предмет находится над чашкой? Между буквой Ч и листиком? И т. д.
Давайте представим, что мы с вами писатели и нам нужно составить рассказ о чашке, как вы думаете, о чем мы будем говорить глядя на эту картинку? (показываю каждую картинку)
Кто хочет попробовать стать писателем? И сможет придумать рассказ о чашке.
Рисунок 2
5 – Чашка.
7 – Ч – первый звук в слове «чашка».
3 – Из чашки пьют чай.
2 – Чай в чашку наливают из чайника.
8 – Под чашкой блюдце.
1 – Чашку ставят на стол.
6 – Чашка бывает разного цвета.
4 – На чашке рисуют цветочки, чай может иметь запах цветов.
9 – На чашке рисуют листочки, для заваривания собирают лист чая, сушат. Физкультурная минутка.
Посуда.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный,
Как начальник. Надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута – «носик».
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки. Присели, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются. Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке. Руки сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
Ложатся на ковер, вытянулись.
Мы с вами уже отгадывали загадки, но здесь по- моему снова для нас приготовлены загадки. Давайте посмотрим.
Отгадывание мнемозагадок.
Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.
Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.
Кастрюля, ложка, сковорода.
(Если дети затрудняются, даю образец рассказа.)
Это кастрюля. Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней можно варить суп.
Рисунок 5
Это ложка. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью можно есть.
Рисунок 6
Это сковорода. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Она железная. В ней можно пожарить картофель.
Игра «Теремок»
Каждый ребенок получает рисунок, помните сказку Теремок»? давайте поиграем в нее в измененном виде. Н-р – кастрюля – хозяин теремка находится в теремке (на коврике)
Каждый играющий по очереди стучится и спрашивает-
Кто- кто в теремочке живет?
(я, кастрюля, а ты кто? Я – чайник, пустишь меня в теремок?
Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. (гость должен сравнить два рисунка и назвать общие признаки).Вот и сказочке конец,кто играл в нее - молодец!
Ребята, вам понравилось играть в «Теремок» ?
Вот мы и выполнили все задания, которые посуда приготовила для Федоры. А какие задания вам больше всего понравились?
Федора благодарит детей за помощь и дарит ДЕТЯМ НАБОР ПОСУДЫ.
)