Елена Омельченко
Конспект НОД «Рассказ о Пушкине»
▼ Скачать + Заказать документы
«Рассказ о Пушкине»
Возрастная группа: подготовительная
Образовательная область: речевое развитие
ОД: развитие речи
Тема: Рассказ о А. Пушкине.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с биографией и творческой деятельностью
А. С. Пушкина;
Развивающие: вызвать интерес к личности поэта;
Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству Пушкина и поэзии в целом.
Публикация «Конспект НОД „Рассказ о Пушкине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Материалы и оборудование: портрета А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам.
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель читает отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина :
Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха сидит под окошком,
На чё м свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись…Поклонись…»
Воспитатель:
- Ребята, кто узнал сказку, отрывок из которой я вам прочла? (ответы детей)
- Кто написал эту сказку? (ответы детей)
Воспитатель:
- Да, «Сказку о рыбаке и рыбке» написал Александр Сергеевич Пушкин -
это великий русский поэт.
(показ портрета А. С. Пушкина)
Основная часть
- Давным-давно, 220 лет тому назад в Москве, в небогатой дворянской семье родился мальчик Саша. Дата его рождения – 6 июня 1799года.
Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышлёного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. С раннего детства Саша был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботилась о нём его няня – Арина Родионовна. Она была мастерица петь песни и рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню, любил слушать её необыкновенно простые и волшебные сказки. А саму Арину Родионовну он часто ласково называл «мамушкой». Когда Саша подрос, он и сам стал сочинять сказки, стихи. Подробнее о жизни А. С. Пушкина вы узнаете в школе. Я хочу вам сказать, что у Пушкина была большая семья : красавица жена, Наталья Николаевна и четверо детей. Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто проводил с ними своё время: читал им свои стихи, играл, нежно называл их «детушки». А. С. Пушкин был честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал глупцов, злых и нечестных людей, поэтому у него было много врагов. Александр Сергеевич не мог терпеть и прощать оскорблений. Однажды он стрелялся на дуэли, чтобы защитить свою честь и честь своей жены. Во время этого поединка Пушкин был тяжело ранен и умер. Но имя великого русского поэта и его творчество не забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих городах установлены памятники Александру Сергеевичу Пушкину. А его произведения мы читаем и любим до сих пор. Творчество Александра Сергеевича Пушкина так полюбилось, что его произведения не только знают, но и читают наизусть как в России, так и за границей. Мы с вами тоже читали сказки Пушкина. Отличаются они стихотворной формой, красотой русского языка. А насколько вы их хорошо знаете, мы сейчас проверим.
Кто назовёт сказки, которые написал А. С. Пушкин?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка о попе и работнике его Балде»).
Динамическая пауза
(Игра с мячом «Назови героев сказок Пушкина»)
Литературная викторина
1. Из какой сказки Пушкина этот отрывок?
В свете ж вот какое чудо
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поёт,
Да, орешки всё грызёт,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
2. Как начинает А. С. Пушкин «Сказку о царе Салтане?
(Три девицы под окном, пряли поздно вечерком. // «Кабы я была царица, говорит одна девица)
3. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(Жил старик со своею старухой // У самого синего моря)
4. Что кричал Золотой петушок, когда приближался враг?
(Кири-ку-ку. // Царствуй, лёжа на боку)
5. Из какой сказки этот отрывок?
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
6. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?
(Свет мой, зеркальце, скажи // да всю правду доложи // Я ль на свете всех милей)
7. Из какой сказки этот отрывок?
Призадумался поп,
Стал себе почёсывать лоб.
Щёлк щелчку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось…
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
8. С какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
(Смилуйся, государыня рыбка)
9. Какая сказка А. С. Пушкина начинается этими словами?
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить;
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя…
(«Сказка о Золотом петушке»)
Дидактическая игра «Третий - лишний»
(Воспитатель предлагает найти лишнюю картинку среди предметных картинок с персонажами сказок Пушкина и других авторов).
Дидактическая игра «Продолжи цепочку слов»
( например: царь – Дадон – мудрец –петушок – спица)
Дети обыгрывают отрывки любимых сказок А. С. Пушкина (заранее подготовленные дома).
- Ребята, ваши ответы показали, что вы хорошо помните сказки А. С. Пушкина. Но Александр Сергеевич был поэтом и писал не только сказки. Он писал и стихи, и поэмы о любви, о дружбе, о природе. Любимым временем года Пушкина была осень. И сейчас мы послушаем отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень». (читает ребёнок)
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы
- Ещё одно стихотворение Александра Сергеевича. (читает ребёнок)
«Волшебница-зима»
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы
Заключительная часть (рефлексия)
- Ребята, о творчестве какого поэта мы сегодня говорили? (ответы детей)
- Что писал А. С. Пушкин?
Сегодня мы побывали в прекрасной стране пушкинской поэзии. И, не смотря на то, что, занятие наше заканчивается, произведения А. С. Пушкина всегда будут рядом с вами.
Предполагаемый результат
Дети познакомились с биографией и творческой деятельностью А. С. Пушкина.