Валентина Макарова
Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности «С Машенькой играем — звуки изучаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор конспекта: Макарова Валентина Георгиевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР-детский сад № 8 «Малышок» г. Краснокаменска
Дата проведения занятия: ___
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III р. у.)
Возраст детей: 5 лет
Тема: Звук [М] на материале лексической темы «Продукты»
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Публикация «Конспект НОД по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности „С Машенькой играем — звуки изучаем“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно - эстетическое развитие
Цель: знакомство детей с согласным звуком [М] и его графическим изображе-нием буквой М, развитие предпосылок грамотности.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- научить владеть речью, как средством общения;
- научить четко артикулировать и произносить звук М, знать его характеристи-ку; различать гласные и согласные звуки;
- продолжать знакомить с понятиями «звук», «слог», «слово», «буква»;
- формировать умение кодировать и декодировать информацию, используя на-глядные модели;
- формировать готовность к первоначальным навыкам звукового анализа и син-теза;
- обогащать активный словарь
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать слуховое внимание и память, логическое мышление;
- развивать мелкую и общую моторику; координацию речи и движений
- закрепить представления по теме «Продукты»;
- развивать любознательность, творческую деятельность;
- развивать общение и взаимодействие со взрослыми и детьми
воспитательные:
- способствовать развитию положительных эмоций, усвоению норм и ценно-стей, принятых в обществе;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание, доброжелатель-ность и выдержку;
- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать участников по совместной деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договари-ваться, адекватно проявляет свои чувства;
-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- может использовать речь для выражения своих мыслей, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; развита звуковая и интонационная культура речи;
- у ребенка развита общая и мелкая моторика;
- ребенок способен следовать социальным нормам поведения и правилам в раз-ных видах деятельности;
-проявляет любознательность, обладает элементарными представлениями об окружающем.
Оборудование:
- для детей: разрезные картинки, модели слова, фишки красного и синего цвета – модели звуков [М], [А]; игровые поля – коврики; зеркала
- для учителя-логопеда: кукла Машенька с корзинкой; мультимедиа, слайды: «Корова на лугу»]; наглядные схемы - характеристика звуков и отличия звуков от букв;
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
I.Создание мотивационного поля.
Дети с логопедом встают в круг и приветствуют друг друга.
1. Приветствие (аудирование):
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро».
- Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте разогреем свои ладошки и поздоро-ваемся друг с другом.
2. Введение в игровую ситуацию (аудирование, слушание):
Звучит песенка Машеньки из м/ф «Маша и медведь» - «Варенье». Догадались, кто к нам сегодня придет в гости? Как вы догадались?
II.Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации:
1. Игра «Собери картинку»:
- Машенька хотела подарить вам картинки, но когда она шла, то нечаянно зап-нулась и упала. Картинки рассыпались. Девочка очень огорчилась. Что же де-лать?
- Правильно, надо помочь Машеньке и сложить картинки. Но конвертов в кор-зине осталось всего четыре, а вас 8. Как мы поступим? (надо объединиться в пары).
- Совершенно верно. Выберите себе пару, с кем бы вы хотели собирать картинку и любой конверт.
2. Подведение к самостоятельной формулировке темы занятия и постановке проблемы:
- Что изображено на картинках, которые вы собрали? (макароны, масло, моро-женое, морс)
-Какой один и тот же звук слышится во всех этих словах?
- Догадались, с каким звуком мы сегодня будем играть? (со звуком [М])
- Сегодня мы будем правильно произносить звук [М], находить его среди дру-гих звуков, а также в слогах и словах.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
III. Открытие детьми нового знания :
1. Логопед через мультимедиа демонстрирует картинку «Корова на лугу» (си-туативный разговор, аудирование, демонстрация слайда):
- Это любимая Машенькина корова.
- Ты куда идешь корова, длинные рога?
- М-М-М- мычит корова – иду я на луга!
-Давайте помычим, как корова. Посмотрите на себя в зеркало. Что происходит с губами? (они смыкаются, а потом взрываются). Как проходит воздух? (через нос). Как называются звуки, которые мы не можем пропеть и почему? (соглас-ные, они только соглашаются с другими звуками). Приложите тыльную сторону ладони к горлышку и помычите еще раз. Что вы ощущаете? (работает «моторчик», значит звук [М] – звонкий). Звук [М] твердый или мягкий? Почему?
2. Работа со схемой-характеристикой звуков (ситуативный разговор):
Подводим итог: звук [М] – согласный, звонкий, твердый.
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Каким цветом обозначим звук М? (синим, с колокольчиком). Почему? (потому что он согласный, звонкий, твердый)
IY. Самостоятельное применение знания на практике:
1. Игра «Сигнальщики»
- Каждая хозяйка знает голос своей коровы, Машенька тоже узнает свою корову. И вы постарайтесь узнать голос коровы – поднимайте фишку- модель звука, когда его услышите : в, м, ш, н, л, м, ф, м; ам, оп, мы, по, ум, ан, мо
2. Игра «Эхо» - повторите слоговые ряды:
ма-мо-му, му-мы-ма, мо-му-ма, ам-ум-ом…
3. Машенька знает очень веселую игру, в которую они играют с мишкой. Физминутка «Два медведя»:
- Сидели два медведя на тоненьком суку.
Один читал газету, другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку, оба шлепнулись в муку.
Нос в муке, хвост в муке,
Ухо в кислом молоке.
4. Игра «Укрась коврик»:
-Машенька принесла коврики, поможем ей их украсить?
- Услышав слово со звуком [М], надо положить в клеточку коврика синий кру-жок, а если в слове нет этого звука – красный.
- Молоко, творог, масло, сливки, макароны, хлеб, мармелад, каша, мука.
- Какие красивые получились коврики, Машеньке они очень понравились. Почему коврики такие красивые? (потому что услышали все звуки и правильно разложили кружочки)
- Вспомните и назовите слова, которые я вам говорила. Как можно одним сло-вом назвать все эти слова? (продукты)
4. Игра «Звуковые прятки»
- Машенька любит играть с мишкой в прятки, давайте научим ее играть в «зву-ковые прятки». Нужно определить, где звук [М] прячется в слове. Где он может спрятаться? (в начале слова, в середине слова, в конце слова). Нам понадобятся модели слова и фишка. Фишку какого цвета мы возьмем? Почему? (Возьмем фишку синего цвета, с колокольчиком, потому что звук [М] – согласный, звонкий, твердый).
- Слушаем слова: молоко, компот, лукум.
- Кто знает, что такое лукум? (Если дети не смогут ответить, рассказать, что это восточная сладость). Молоко, компот, лукум – что это?
5. Знакомство с графическим образом буквы М (ситуативный разговор, решение проблемной ситуации, моделирование буквы):
- Ребята, чем отличаются звуки от букв? (звуки мы говорим и слышим, а буквы видим и пишем).
- Машенька уже учит буквы. У нее есть самая любимая буква – М. Как вы ду-маете, почему? (потому что ее имя начинается с этой буквы). Она принесла эту букву вам в подарок. Из каких элементов она состоит? На что похожа? Хотите написать эту букву? А как, у нас нет ни тетрадок, ни ручек. На чем можно на-писать букву, из чего ее можно сделать? Найдите в группе материалы, которыми можно изобразить букву М. (Дети делают букву из различных материалов: бусинок, шишек, камушков, ленточек, заколок, кубиков, фломастеров и т. д., ко-торые можно найти в различных игровых зонах). Что можно сделать с этими буквами? (показать родителям, подарить Машеньке). А как она их унесет? Как можно их сохранить, чтобы мишка смог их посмотреть (Сфотографировать).
- Машеньке пора возвращаться в лес к своему другу, а на прощание она хочет вас угостить восточной сладостью. Кто запомнил, как она называется?
Дети благодарят Машеньку, прощаются с ней.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
I.Рефлексия (итог) – ситуативный разговор:
- С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились?
- Что сегодня было для вас самым интересным?
- Что вас затруднило?
- За что вы себя можете похвалить?