Александра Коваленко
Конспект НОД по воспитанию ЗКР с использованием наглядно-игровыхсредств в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЛЬВЕНОК»
ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] – [Ш] В СЛОГАХ, СЛОВАХ, ПРЕДЛОЖЕНИЯХ» «ВЕСЕЛАЯ ПРОГУЛКА!»
Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №34» Коваленко А. В.
поселок Самусь, Томская область, декабрь 2013 г.
Публикация «Конспект НОД по воспитанию ЗКР с использованием наглядно-игровыхсредств в старшей группе» размещена в разделах
Цель: Развивать подвижность органов артикуляции, уточнить правильную артикуляцию звуков [С] и [Ш]; развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и фонематического восприятия, развивать внимание, дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коммуникация:
• уточнять и расширять словарь по теме «Зимние забавы»;
• упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях;
• упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком;
• упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах;
• развивать фонематический слух.
Познание:
• развивать логическое мышление и внимание.
Здоровье:
• развивать мелкую моторику кистей рук;
• формировать умение координировать речь с движениями.
Социализация:
• формировать умение слушать сверстников и слышать их ответы;
• воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи;
• воспитывать навыки сотрудничества в игре.
Художественное творчество:
• продолжать учить детей применять освоенные ранее умения в лепке;
• развивать чувство формы.
Оборудование: проектор, ноутбук, магнитная доска; карточки-символы для уточнения артикуляции звука, наборное полотно, предметные картинки на звук [С] и [Ш], cимволы звуков [С] (картинка льющейся воды из крана) и [Ш] (картинка змеи); звуковой кубик, изображения Шарика и Матроскина с клюшками, игрушки Матроскина и Шарика; картинки с изображением шайб, на обратной стороне которых наклеены картинки со звуками [С] и [Ш]; картинки для пропевания слоговых песенок (разноцветные шайбы и санки, картинки для игры «Какое слово лишнее»; музыкальный диск «Каникулы в Простоквашино»; пластилин, дощечки, салфетки, подставки для детских работ.
Ход образовательной деятельности.
I. Организационный момент.
Воспитатель : Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Воспитатель : - Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил: чтобы четко и правильно произносить звуки, необходимо потренировать язычок. Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки.
Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах).
«Улыбка – трубочка» - Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А теперь сужаем губы,
Словно дуем, дуем в трубы.
- Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки на санках катаются.
«Горка» - Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгнем язычка –
Горка получается.
Быстро-быстро с горки вниз
На санках катится малыш.
- Приоткрыл язык окно, а на улице свежо. Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся. Решил он попить чаю из чашечки.
«Чашечка» - Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим,
Крепче, крепче, крепче.
- А около дома стояли качели.
«Качели» - Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
Воспитатель : Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. Давайте и мы с вами расслабимся и отдохнем.
«Нам пора передохнуть»
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть
(глубокий вдох и выдох)
Покрутили головой,
И усталость вся долой.
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.
II. Основная часть.
Сообщение темы занятия и уточнение артикуляции звуков [С] и [Ш] - сравнение артикуляционных укладов (использовать карточки-символы).
Воспитатель : - Язычок давно не видел своих старых друзей, Матроскина и Шарика из Простоквашино, и вот однажды он пригласил их на чаепитие (Воспитатель вносит игрушки Матроскина и Шарика). Налил Язычок воды в чайник и произнес: [С-с-с-с]. Только вода хотела закипеть, откуда ни возьмись, выползла змея и Язычок произнес: [Ш-ш-ш-ш].
Воспитатель : - Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем закреплять?
Дети: - Сегодня мы будем закреплять или правильно произносить звуки [С] и [Ш].
Воспитатель : - Правильно [С] и [Ш]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать.
- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать воспитателя, своих товарищей и не выкрикивать).
(На наборном полотне выставить с помощью детей карточки-символы, уточняющие артикуляцию звуков [С] и [Ш]).
Воспитатель : - Звук [С] - гласный или согласный?
твердый или мягкий?
звонкий или глухой?
губы в улыбке или округлены?
кончик языка упирается в нижние передние зубы или в верхние?
- Звук [Ш] - гласный или согласный?
твердый или мягкий?
звонкий или глухой?
губы вытянуты вперед и округлены или губы в улыбке?
какую форму принимает язык? (форму чашечки).
находится вверху или упирается нижние зубки?
Воспитатель : (еще раз проговаривает).
- Звук [С] - согласный, твердый, глухой, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы.
- Звук [Ш] - согласный, всегда твердый, глухой, губы вытянуты вперед и округлены, язык принимает форму чашечки, находится вверху.
Воспитатель : - Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Звуковой кубик».
1) Игра «Звуковой кубик» ( Цель: развивать у детей слуховое внимание и память, речевой выдох).
Дети встают вкруг и по очереди бросают кубик на пол, и если на грани кубика выпадает картинка с льющейся из крана водичкой – дети произносят звук [С] и хлопают в ладоши, а если выпадет картинка со змейкой – дети шипят и поднимают руки вверх.
Воспитатель : - Скажите, какой звук слышится в середине слова Матроссскин?
Дети: Слышится звук [С].
2) Уточнение произношения звуков [С] и [Ш] в слогах.
Воспитатель : - Давайте поможем Матроскину пропеть слоговые песенки со слогом Са, Со, Су, Сы.
Дети поют хором слоговую песенку со слогом Са, затем с оставшимися слогами индивидуально. Выставляется картинка с разноцветными санками для пропевания слоговых песенок.
СА – СА - СА – СА - СА
СО – СО – СО - СО - СО
СУ – СУ - СУ – СУ – СУ
СЫ – СЫ – СЫ - СЫ – СЫ
Воспитатель : - Скажите, а какой звук слышится в начале слова Шшшарик?
Дети: Слышится звук [Ш].
Воспитатель : - Давайте поможем Шарику пропеть слоговые песенки со звуком [Ш] слогом Ша, Шо, Шу, Шы.
Выставляется картинка с разноцветными шайбами для пропевания слоговых песенок.
ША – ША – ША - ША - ША – ША
ШО – ШО - ШО – ШО - ШО
ШУ – ШУ – ШУ - ШУ – ШУ – ШУ
ШИ – ШИ - ШИ – ШИ
Воспитатель : - Матроскин и Шарик, любят зимой играть в хоккей.
- А вы в какие зимние игры – забавы любите играть?
Дети: - Любим снежки лепить и кидать, кататься на санках с горы, снежную бабу лепить, любим бегать на лыжах, кататься на коньках по льду.
Воспитатель : - Давайте выполним пальчиковую гимнастику «Как зимой нам поиграть?».
Как зимой нам поиграть? Ритмичные движения пальцами рук.
Будем мы снежки кидать, Каждый пальчик касается друг друга.
Бабу снежную лепить Пальчики лепят снежную бабу.
И на горку воду лить. На ладошку льется вода звуком [С].
Будем мы на лыжах мчаться, Плавные движения рук вперед – назад.
На коньках по льду кататься, Сгибают ритмично по очереди пальцы.
Мы на санках понесемся, С ладошки, скатывается другая ладошка.
А потом домой вернемся. Ритмичные движения пальцами рук.
3) Игра «Шарик и Матроскин играют в хоккей»
Воспитатель : В Простоквашино наступила зима, Шарик и Матроскин захотели поиграть в хоккей. Посмотрите, как у них много шайб. Вам нужно назвать картинки, изображенные на обратной стороне шайбы. Если в картинке вы услышите звук [С], то вы скажете где находится звук: в начале, середине или конце слова и отдадите шайбу тому, в чьем имени есть этот звук. Кто это? (Матроскин). А картинки, в которых слышится звук [Ш] мы отдадим тому. В чьем имени есть звук [Ш]. Кто этто? (Шарик).
4) Игра «Какое слово лишнее?»
Воспитатель : - Посмотрите внимательно на картинки и скажите, какое слово лишнее и почему?
машина, cтул, кошка, мышка (лишнее слово стул т. к. в этом слове нет звука «Ш») и т. д.
самолет, самокат, шкаф, сумка
ландыш, камыш, шапка, лист
собака, лиса, капуста, катушка
5) Игра «Исправь ошибку»
Воспитатель : Послушайте предложения и повторите их правильно.
- Мама положила в тарелку манную каску. Пожарный взял кашку. Кошку зовут маска. В Новый год я надену машку.
Воспитатель : Давайте подарим для Матроскина и Шарика чистоговорку.
Ша –ша – ша, са – са- са – не найдет мышат лиса.
Шо – шо – шо, со – со – со – насыпай песок в мешок.
Шу – шу – шу, су – су – су – уношу я колбасу.
Ши – ши – ши, сы – сы – сы – малыши доели сыр.
III. Итог образовательной деятельности.
Воспитатель : Молодцы, вы все сегодня хорошо поработали!
- Какие звуки мы научились различать сегодня?
- В какие игры вам понравилось играть больше всего?
- Спасибо!
Воспитатель :
Ребята, давайте сделаем подарки для Шарика и Матроскина – слепим для них снежки и шайбы.
Дети садятся за столы и выполняют работы, которые по окончании дарят Шарику и Матроскину.