Юлия Федосеева
Конспект НОД по сюжетно-тематической аппликации «Блокадная ласточка»
Тема: «Блокадная ласточка».
Приоритетная образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности детей: познавательная, продуктивно-творческая.
Методы и приемы реализации содержания НОД:
Публикация «Конспект НОД по сюжетно-тематической аппликации „Блокадная ласточка“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Блокада Ленинграда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ласточка
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Наглядный: просмотр презентации «Был город – фронт. Была блокада».
Рассматривание иллюстрации с изображением ласточки.
Словесный: чтение поучительной сказки автора Геннадия Черкашина «Кукла», в которой рассказывается пронзительная история о девочке, пережившей блокаду, о её дружной семье, о добрых и не очень добрых людях, о чести и великодушии.
Ззт: Физкультурная минутка «Ласточка».
Ласточки летели, (бегут по кругу, машут руками)
Все люди глядели.
Ласточки садились, (приседают)
Все люди дивились.
Сели, посидели, (руки опускают за спиной)
Взвились, полетели,
Песенки запели. (бегут по кругу)
Цель: изготовление поделки «Блокадная ласточка» в технике сюжетной аппликации.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умения последовательного создания аппликации из бумажных форм на листе бумаги (основе);
- продолжить работу по обучению творческого подхода к работе при выполнении аппликации;
- развивать умение самостоятельно выполнять замысел, опираясь на ранее усвоенные навыки и умения;
- актуализировать представления и навыки познавательной деятельности.
Развивающие:
-способствовать развитию внимания, навыков концентрации, пространственного и логического мышления, умения анализировать стихотворения, которые звучат во время занятия, умение отвечать на вопросы полным предложением;
- обеспечить ситуацию, способствующую реализации творческого потенциала воспитанников;
-обеспечить ситуацию способствующую развитию слухового восприятия, чувства композиции;
- формировать представление об истории блокады Ленинграда.
Воспитательные:
-создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к многослойной сюжетной аппликации;
-формировать потребность и интерес к самостоятельному творчеству;
- воспитывать чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда;
- воспитывать чувства уважения к защитникам и жителям блокадного Ленинграда.
Словарная работа: совершенствовать грамматический строй речи и умение отвечать на вопросы полным предложением. Использовать в речи прилагательные: ласточка – милая, черная, весенняя, летящая, легкокрылая, стремительная, небесная, блокадная. Блокада – Ленинградская, голодная, военная, снятая, изнурительная, губительная, страшная, мучительная, тяжёлая, прорванная.
Материалы и инструменты: цветной лист бумаги в форме круга – основа аппликации.
Для аппликации, вырезанные заранее заготовки: цветов, листьев, облаков, ласточек, конвертов.
Клей, кисточка для клея, подставка под кисточку, коврик, салфетки по количеству детей.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой:
Мы пришли сюда учится,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
-Ребята, сегодня нас ждёт познавательное и немного грустное занятие. Проводится оно в память о жертвах блокадного Ленинграда.
-Ребята, есть в нашей огромной стране один чудесный город - Санкт-Петербург. Это один из самых красивых городов мира, с множеством интересных и удивительных мест, обладающих своей особой историей и уникальным обликом.
Но у этого города есть и другое имя – Ленинград. В начале Июля 1941 года Гитлер приказал стереть Ленинград с лица земли. Но рекордно-низкие температуры внесли, свой вклад в ту войну и планам Гитлера не суждено было сбыться.
Столкнувшись с суровыми холодами, и потерпев неудачу в попытке захватить Ленинград штурмом, фашистская армия решила уничтожить население города голодом. 8 сентября 1941 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось. Начались суровые 872 дня блокады.
Весной 1942 года немецкое командование заявило: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады».
Но Ленинградцы продолжали верить в Победу. Именно тогда появился маленький жестяной значок, на котором изображена ласточка с письмом в клюве. Таким образом, жители осаждённого Ленинграда показывали врагу, что ждут хороших вестей с фронта, что они хоть и отрезаны от страны, но не теряют с ней связь.
Весной сорок второго года
множество ленинградцев
носило на груди жетон —
ласточку с письмом в клюве.
Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».
Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет…
Автор Ольга Берггольц.
А сейчас ребята, я вам предлагаю пройти за приготовленные к занятию столы и приступить к работе.
Сегодня в технике сюжетно - тематической аппликации, мы с вами сделаем блокадную ласточку, парящую в небе с письмом в клюве, на фоне весенних цветов, которая стала символом тяжелых испытаний для жителей блокадного Ленинграда.
Самостоятельная деятельность детей.
Ребята аккуратно и равномерно наносят кисточкой клей на поверхность перевёрнутых деталей.
Смазанную тонким слоем клея деталь, приклеивают к основе (кругу) в определённой последовательности, составляя композицию в соответствии с образцом.
Символ надежды блокадного города, выполненный в технике сюжетно – тематическая аппликация – готов.
Заключительный этап работы - просмотр и анализ выполненных работ.
Дети высказывают своё мнение о своих работах и работах товарищей.
Оформляем выставку работ.
Рефлексия:
Ребята, наше занятие подошло к концу, каждый из вас изготовил открытку с ласточкой, несущей добрую весть, и у каждого она получилась своя, ни на кого, ни похожая. И пусть она будет каждому из вас символом надежды, как тогда в блокадном Ленинграде!
- Ребята, скажите:
-что мы делали на занятии?
-довольны вы своей работой?
-какая работа более аккуратная?
- что было для вас трудно?
- мы с вами изготовили поделку с ласточкой, для жителей, какого города она стала символом надежды?
-Ребята ещё один очень важный вопрос я Вам хочу задать, скажите должны ли мы помнить о войне?
-Ответы детей.
- В заключение я вам прочитаю стихотворение советского поэта и общественного деятеля Юрия Петровича Воронова.
Опять война,
Опять блокада, —
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда,
Не права!
Чтоб снова,
На земной планете,
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.