МААМ-картинки

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Обережки» в подготовительной группе

Наталья Грудцына
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Обережки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Обережки» в подготовительной группе

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Обережки» в подготовительной группе

Доминирующая образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.

Темочки:

Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Методы и приемы реализации содержания занятия:

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы (русский народный костюм; подарок один, а детей много, сюрпризный момент (появление домовёнка); постановка цели (изготовление куклы). Обсудить варианты и вызвать желание, и стремление к изготовлению тряпичной куклы; возможность высказать способы решения.

Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание игровой ситуации путешествие в прошлое; создание проблемной ситуации (необходимость изготовления куклы, чередование видов деятельности, дидактическая игра «Какая кукла.

Приемы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность (изготовление куклы, игровая ситуация (выкладывание кукол в форме солнца).

Приемы оценки и самооценки: поощрение взаимопомощи детей, одобрение, похвала.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие (за счет постановки проблемной ситуации, формирования эмоциональной отзывчивости, взаимодействия воспитателя, героя и детей во время проведения образовательной деятельности)

Познавательное развитие (за счет обсуждения и рассматривания кукол – оберегов, знакомство с новой куклой, беседы)

Речевое развитие (за счет развития диалогической речи во время обсуждения и показа кукол – оберегов, дидактическая игра «Какая кукла, закличка)

Художественно – эстетическое развитие (за счет изготовления куклы – Обережки)

Музыкальное развитие (за счёт фоновой музыки во время самостоятельной работы)

Возрастная группа : Дети подготовительной к школе группе (6-7 лет)

Цель: Ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

- Научить детей последовательному изготовлению куклы – Обережки.

- Ознакомить и расширить представления детей об истории русской народной куклы.

- Развитие коммуникативных навыков-обсуждение, высказывание.

Развивающие:

- Формировать у детей эстетический вкус; развивать творчество, воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной куклы.

- Дать ребёнку возможность ощутить радость от результата своего труда.

Планируемые результаты:

- Расширить представления детей об истории русской культуры.

- Познакомить с новым видом куклы - оберега.

- Изготовить куклу – Обережки.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) :

Для организации образовательной деятельности необходимы русские народные костюмы, костюм домового, декорации «Русская изба», сундук, готовые образцы куклы - обереги, схема изготовления куклы – Обережки, лоскуты ткани, шерстяные нитки, атласные ленточки.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:

- Беседы с детьми о куклах - «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы».

- Рассматривание иллюстраций «Игрушки из прошлого».

- Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин игрушек», «Дом», «Детский сад».

- Дидактическая игра «Из чего сделана?»

- Чтение художественной литературы - русская народная сказка «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Н. Д. Телешев «Крупеничка».

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Звучит русская народная музыка. (музыка № 0) Дети входят в группу.

В. Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Давайте поздороваемся с ними

Д. Здравствуйте!

В. Ребята, посмотрите, как я, сегодня одета?

Как обычно?

Д. нет

В. Как называется мой костюм?

Д. народный

В. Как вы думаете, почему я сегодня так оделась?

Д. Наверно, мы узнаем что-то новое о русском костюме?

В. Потому, что мы с вами, отправимся в путешествие, в то время, когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы.

Хотите отправиться в путешествие?

Для этого нужно сказать слова волшебные: «Вокруг себя повернись, в далеком прошлом «окажись». (звучит музыка №1)

В. Где мы с вами оказались?

Д. Мы оказались в русской избе.

В. А что было самым главным в русской избе?

Д. Большая печь!

В. Правильно! Молодцы! В русской избе, а где же хозяин? Почему, он, гостей не встречает?

(Из – за печки появляется растрёпанный домовёнок).(Слайд №1)

Домовенок:

Ой, ой, ой! Проспал! Опоздал!

Потерял! Все! Все!

Почему я долго спал?

Где сундук свой потерял?

В гости ждал к себе ребят

(Неожиданно поворачивается к ребятам)

- Ой! Они уж тут стоят

(Приводит себя в порядок).

- Здравствуйте, ребятишки!

Девчонки и мальчишки!

Меня Кузей называют,

Я в селе Фоки проживаю,

Охраняю ваш покой,

Очень я мастеровой.

Кто у меня побывает,

Тот многое узнает.

(грустно) Только вот, беда, какая,

Где сундучок мой, я не знаю?

В нем же разные изделия,

В нем такое рукоделье! (ищет)

В. Ребята, давайте поможем Кузе найти сундук.

Дети подсказывают, т. к. сундучок на видном месте.

Домовенок:

Вот в него вы загляните, что в сундучке всем покажите?

В. (достаёт куклу) - Посмотрите, ребята, что это?

Д. кукла

В. Правильно! А у вас есть куклы? Что вы с ними делаете?

Д. А моя кукла необычная.

В. Ой, Кузя, а наши дети знакомы с такими куклами. И они приготовили вместес мамами небольшие выступления. Послушаем?

Д. (Мини рассказы о разных куклах) (слайды № 3-15) Приложение № 1

В. Молодцы! Ребята, а всех вместе как этих кукол называют?

Д. Это куклы – обереги

В. Почему их так называют?

Д. Они оберегают дом и человека от всех невзгод

В. Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

В. Ребята, из какого материала сделаны куклы?

Д. Куклы сделаны из лоскутков.

В. Правильно. А если кукла сделана из лоскутков – значит это какая кукла?

Д. Это тряпичная кукла.

В. Если кукла будет сделана из дерева, то она, будет какая?

-а из соломы?

и. т. д. (Игра на словообразовани).

(из глины, из соломы, из резины, из пластилина, из тряпочки, из фарфора, из бумаги, из пластмассы, из стекла, из железа, из ваты)

Дом. Всё – то вы знаете, молодцы!

2. Основная часть.

Дом. Есть у меня ещё одна кукла, самая любимая. Это кукла – Обережка. Она свёрнута и в юбке. Такой куколкой не играли, её клали рядом с печью. Её, я хочу вам подарить, чтобы она оберегала и защищала вас.

В. Ребята, нравится вам подарок? Спасибо Кузя за подарок такой хороший?

Дом. Ну а мне, пора с вами прощаться. До свиданья детвора ждут меня ещё дела.

(Дети прощаются с домовёнком.)

В. Подарил нам Кузя Куклу обереговую, да только вот беда, кукла – Обережка одна, а вас посмотрите как много, как же быть, что делать? (варианты детей)

В. Ребята, а хотите, я научу вас делать такую куколку?

Д. Да, хотим.

В. Здорово!

В. Я приглашаю вас в мастерскую, но, чтобы нам туда попасть нужно сделать разминку: «Мы устали, засиделись».

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх- вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись.

«Вокруг себя повернись в мастерской окажись».

В. А вот и волшебная мастерская.

Подходите вот сюда, к этому столу, я научу вас мастерить куклу – Обережку.

Ребята, для изготовления куклы мне понадобятся лоскутки и нитки.

Как вы думаете, почему здесь нет иголок и ножниц?

Д. считалось, что кукла потеряет свою силу оберегать и защищать

В. Ещё вы можете воспользоваться схемой, изготовления куклы.

В. Приступаем к работе.

3. Объяснение предстоящей работы (Слайд № 16-19)

1. Берём лоскут белой ткани, какой он формы? (прямоугольный) Скручиваем его вот так, трубочкой, получилась - скатка (показать).

2. Потом берём красную шерстяную ниточку и перевязываем скатку посередине, формируя куколке талию.

3. Теперь формируем голову. Красной ниточкой делим пополам верхнюю часть скатки. Что у нас получилось? (голова и туловище куклы)

4. Берём цветной лоскуток, какой он формы? (треугольной) Это платок Обережки. Надеваем платочек на голову Обережки, подгибаем верхнюю часть - кромку лоскутка. Делаем складки с боков, концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле.

5. Начинаем одевать нашей кукле юбку, для этого обматываем тканью куклу лицевой стороной внутрь со сторону головы подвязываем нитью выворачиваем юбку вниз расправляем складки юбка готова.

6. Лоскут цветной ткани треугольной формы повязываем на голову кукле. Получаем платок.

Вот, кукла – Обережка готова! Вам нравиться?

4. Практическая работа детей. (фоновая музыка №3)

В. Приступайте к изготовлению куклы.

(Играет музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.) Приложение №2

5. Итог занятия.

В. Я предлагаю вам сделать солнышко из наших кукол. Солнышко у русского народа – это тепло и добро (дети выкладывают солнышко по кругу).

Давайте вместе попросим солнце, одарить наших кукол своей теплотой и любовью.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Наших кукол обогрей!

В. Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?

Д. она мягкая, теплая, добрая, красивая и т. д.

В. Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла?

Для чего её мастерили? Молодцы!

6. Рефлексия. (Слайд №14)

1. Где мы с вами сегодня побывали?

2. Чему мы научились?

3. Что для вас было самым трудным?

4. Какое сейчас у вас настроение?

Понравилось вам наше путешествие?

Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть кукла – оберег Обережка.

Гостям спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Беседа «Знакомство с народной куклой» (1 часть) .

Беседа «Знакомство с народной куклой» (2 часть) Воспитатель: Куклу никогда не делали одну. Оберегов изготавливали целую вереницу, но обязательно – нечётное количество. Иначе кукла не просто.

«Изготовление игольницы из ткани и поролона». Конспект ООД по ручному труду в группе для детей от 6 до 7 лет.«Изготовление игольницы из ткани и поролона». Конспект ООД по ручному труду в группе для детей от 6 до 7 лет. Форма ООД: подгрупповая, индивидуальная. Цель: создание игольницы в подарок маме. Задачи: познакомить детей с правилами безопасного обращения.

Конспект ООД по ручному труду в подготовительной к школе группе «Куклы своими руками»Конспект ООД по ручному труду в подготовительной к школе группе «Куклы своими руками» ЗАДАЧИ: •Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами. •Приобщать детей к традиционной культуре России. •Учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Обережки» в подготовительной группе
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 20:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы Обережки» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Грудцына (УИ 1450836) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД