Марина Стафеева
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Паучок»
Тема: «ПАУЧОК»
Возраст детей: средний дошкольный возраст
Место ННОД в изучаемой теме: занятие является промежуточным по теме «Тонировка листа». В рамках темы дети знакомились с различными формами тонировки листа.
Цель: развитие способности к художественной деятельности старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.
Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи приоритетной образовательной области:
• Учить рисовать паука в паутине, передавая характерные особенности плетения паутины, строения паука.
• Закрепить умение равномерно тонировать лист.
• Продолжать знакомство с техникой рисования мятой бумагой.
• Закрепить умение применять технику рисования ватными палочками.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие»
Расширить представления детей о жизнедеятельности пауков.
«Речевое развитие»
• Активизировать словарный запас дошкольников (паутина, липкие, смазка, паук-крестовик).
• Совершенствовать грамматический строй речи.
• Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.
«Социально-коммуникативное развитие»
• Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия
• Развивать и поддерживать дружеские отношения детей.
«Физическое развитие»
• Способствовать снятию психо-эмоционального напряжения дошкольников.
• Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Планируемые результаты ННОД:
Ребёнок:
• проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, художественном творчестве).
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
• обладает развитым воображением.
• умеет принимать правила и социальные нормы при совместной деятельности.
• проявляет наблюдательность, любознательность, интересуется причинно-следственными связями.
• обладает элементарными представлениями об окружающем мире (организация жизнедеятельности паукообразных, об их питании и особенностях строения тела).
• владеет устной речью (диалогическая, использует речь для речевого высказывания в ситуации общения.
• активен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД:
Коммуникативные
• умение слушать и отвечать на вопросы;
Познавательные
• выделять существенные признаки предметов, объектов окружающего мира;
Регулятивные
• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию.
Личностные
• бережно относиться к окружающему миру;
• уважать роль пауков в природе как вида.
Используемое оборудование для педагога:
• Магнитофон.
• Музыкальная запись.
• Слайды с изображением паука в паутине, паука крестовика, паука-птицееда.
• Изображение паутины.
• Мольберт.
• Краски гуашевые и кисточка.
• Бумажные салфетки для рисования.
• Ватные палочки.
• Влажные салфетки.
Используемое оборудование для детей:
• Маленькие подушечки для сидения,
• Краски гуашевые и кисточки.
• Салфетки для рисования.
• Ватные палочки.
• Влажные салфетки.
• Тарелочки для использованных материалов.
Предварительная работа:
развитие пассивного словарного запаса детей
• Арфа.
• Каркас.
• Продольные нити.
II. Содержательная часть.
Этап 1 (подготовительный)
Продолжительность 2 минуты.
Здравствуйте, ребята.
Я очень рада вас сегодня видеть.
Предлагаю вам поприветствовать друг друга и поиграть в игру «Радостная встреча».
Упражнение «Радостная встреча».
- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая по кругу это веселое, позитивное солнышко. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его ласково по имени и скажет ему: «Я очень рад (а) видеть тебя!». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.
Этап 2 (Мотивация).
Продолжительность – 3 минуты
Лето — это солнца луч,
Тёплый дождик из-под туч,
Лето — яркие цветы
Необычной красоты,
Лето — тёплая река,
Стайкой в небе облака.
Лето! Лето к нам идёт!
Всё ликует и поёт.
Ребята, я вам предлагаю отправиться в маленькое путешествие.
Оно будет необычным. Садитесь по удобнее. Закрывайте глаза и представьте…
(звучит тихая музыка.)
Жаркое лето…
Только прошел дождь, где–то далеко-далеко гремит гром. Солнечный свет пробивается сквозь тучи. Воздух наполнен ароматом цветов и трав.
Ребята, а теперь открывайте глаза и посмотрите. Мы с вами на лесной полянке.
Дети смотрят маленький видео ролик.
Паутина на ветке, украшенная капельками дождя. А вот и хозяин – маленький паучок. Он перебирает лапками паутину, словно играет на арфе (обращаю внимание детей на экран).
Ребята, а вы знаете, как паук плетет паутину? Для чего она нужна? Почему насекомые путаются в ней, а паук – нет?
Как вы думаете, о ком мы будем сегодня разговаривать?
Осмотритесь вокруг, и предположите, что мы будем сейчас делать?
Этап 3 (основной)
Продолжительность - 13 минут
Он без дела не сидит,
Сеть для мушек мастерит.
Этот милый старичок
Ловкий, чёрный …
В природе встречается огромное разнообразие пауков: паук – крестовик,
паук – птицеед и т. д.
Они поражают нас своей загадочностью.
Как вы думаете, кто такие пауки? Животные, насекомые или, может быть, птицы?
Это не насекомые. Пауки относятся к классу паукообразные.
А вам нравятся пауки?
А чем вам нравятся? (не нравятся)
Обычно люди очень боятся пауков. Они кажутся нам очень страшными. Но на самом деле и пауки могут быть полезны.
Ребята, а вы знаете какая польза от пауков?
Паук очень прожорлив. В день он съедает количество пищи, превышающее его вес.
Посмотрите на нашего паука.
На какую фигуру похоже туловище паука?
Сколько ног у паука?
Ребята, как вы думаете, весело нашему пауку одному в своей паутине? Много ли у него друзей?
Как мы можем помочь пауку?
Конечно, мы поможем нашему паучку и нарисуем ему друзей.
А где плетет свою паутину паучок?
Приглашаю вас подойти к нашим столам и заняться творчеством.
Сначала мы нарисуем фон на нашем листе. Это будет листва, в которой паучок сплетет свою паутину.
Для это нам нужна бумажная салфетка и зеленая краска.
Берем салфетку, мнём ее и превращаем в комочек, окунаем в краску и печатаем по всей площади листа.
Молодцы, вы прекрасно справились.
Отложите салфетки на тарелочки. Посмотрите, какой фон у нас получился.
Чтобы дальше продолжать нашу работу, фон должен высохнуть, а мы с вами немного отдохнуть.
Физкультминутка «Паучки»
Паучок ползет по ветке,/ Пальцы правой руки бегут по левой руке от запястья до плеча
А за ним ползут и детки. / Пальцы левой руки бегут по правой руке от запясть до плеча.
Дождик с неба вдруг полил. / Руки подняты вверх, плавно опускаются вниз
Паучка на землю смыл. / Руки подняты вверх, плавно опускаются вниз
Солнце стало пригревать, Пальцы рук растопырены, руки плавно поднимаются вверх.
Паучок ползет опять,/ Пальцы каждой руки бегут наверх
А за ним ползут все детки,/ Пальцы каждой руки бегут наверх
Чтобы погулять по ветке. / Пальцы рук ходят по голове, производя массажирующие движени
Ребята, давайте внимательно рассмотрим паутину.
Настоящая паутина выглядит вот так (демонстрация паутины). Она построена по определенным законам. Ее основу состоит из множества одиночных нитей. Все они прикреплены к твердой поверхности, как минимум в одной точке. Изначально паук сплетает длинные нити, образуя своеобразный каркас. После чего переплетает их продольными нитями по кругу, завершая работу.
На что она похожа?
А почему насекомые, попав в паутину, не могут из нее выбраться, а паучок легко по ней передвигается?
Почему насекомые не могут улететь из паутинки?
Насекомые попадают в паутину и не могут выбраться, потому что паутина липкая.
А почему тогда паучок не прилипает? Правильно, молодцы. В природе так придумано, что у паучка лапки смазаны смазкой, поэтому он и не прилипает.
Ребята, предлагаю вернуться к нашим работам и нарисовать паутину.
Чем можно рисовать паутину?
А мы сегодня будем рисовать ватными палочками.
Какой цвет нам потребуется?
Окунем ватную палочку в белую краску.
Ставим точку в середине листа. Тонкой кисточкой рисуем нити, которые соединяют точку и края листа. Соединяем нити изогнутыми линиями, начиная от точки.
(Показ на мольберте).
Молодцы, у вас получилась прекрасная паутина.
Отложите палочки на тарелочки.
Что нам осталось нарисовать?
Для этого нам понадобится кисточка и черная краска.
Рисуем круг и лапки, 4 с одной стороны и 4 с другой стороны.
Рисуем глаза и рот.
(Показ на мольберте)
Вот и готово.
А теперь приведем в порядок свои рабочие места.
Вытираем руки влажными салфетками.
Этап 4 (заключительный)
Продолжительность – 2 минуты
Ребята, что у каждого из вас получилось лучше всего?
Ребята, а что сегодня для вас показалось самым удивительным?
Что бы вы рассказали своим друзьям о пауках?
Какое доброе дело мы с вами сделали?
Ребята, а как вы думаете, где еще можно узнать о пауках? Кто вам может рассказать о них?
Давай те попрощаемся с нашим паучком.
А нам пришла пора возвращаться в наш детский сад.