Татьяна Сапижко
Конспект НОД по развитию воображения с опорой на картинный план
▼ Скачать +Заказ
КОНСПЕКТ НОД
ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ
ПРИ ВОСПРИЯТИИ РАССКАЗА
С ОПОРОЙ НА КАРТИННЫЙ ПЛАН
По рассказу Л. Н. Толстого «Пожарные собаки»
Ход деятельности:
I этап - подготовительный
Цель: прогнозировать содержание рассказа (что писатель мог бы написать о собаке, развивать воображение, диалогическую речь и интерес к собаке.
(Этот этап проводится во второй половине дня и предшествует дидактической игре).
Воспитатель:
Публикация «Конспект НОД по развитию воображения с опорой на картинный план» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Завтра вы услышите интересный рассказ про собаку Боба. Кто такой Боб? (Собака). Какой породе собак можно дать такую кличку? (Овчарке, лайке, фокстерьеру, таксе). Где может жить Боб? (Дома, на улице, во дворе).
Представьте и расскажите, что интересного писатель мог бы написать о собаке Бобе?
После ответов детей, предложить им новое задание: самим выступить в роли «писателя» и придумать историю про Боба.
Дети как «писатели», активно сообщают варианты ответов, связанные с той пользой, которую приносит собака (охраняет дом и детей, спасла в речке ребёнка, охраняет границу от нарушителей, нашла преступника по следу, выступает в цирке, с ней не страшно в лесу, с ней интересно играть). Дети охотно рассказывают о том, что связано с эмоциями радости (Боб заболел или его украли).
Далее воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, вспомнить названия и содержание рассказов и сказок, где действующим лицом является собака. Вспомнить стихи, загадки и песни о собаках.
II этап - основной
Цель: Развитие воображения в процессе восприятия рассказа.
Этап проходит в форме дидактической игры «Урок родного языка» (на следующий день после первого этапа).
Задачи дидактические игры: учить понимать своё настроение, развивать воображение и мыслительную активность при восприятии рассказа и составлении картинного плана, развивать навыки связной речи, воспитывать интерес к собаке и заботливое отношение к ней, воспитывать желание учиться в школе.
Игровые задачи: быть способными учениками, отвечать для куклы-школьницы, получать поощрительные значки за правильное выполнение заданий.
Игровые действия: зарисовать своё настроение в виде определённых образов, отвечать на вопросы о характере музыки и содержании частей рассказа, среди нескольких картинок выбрать одну, соответствующую смыслу проанализированной части рассказа, с опорой на неё, озаглавить эту часть, все заголовки запомнить и повторить в конце «урока».
Правила игры: самостоятельно и осмысленно выполнить все задания, в конце «урока» подсчитать полученные поощрительные значки и по их количеству определить победителя.
Оборудование: звонок, парта с «куклой-школьницей», папка ученика со школьными принадлежностями, разноцветная бумага, вырезанная в виде различных геометрических форм и фигур, фломастеры, краски, карандаши, стаканчики с водой, магнитофон с записью музыкального произведения П. Чайковского из «Детского альбома», Г. Лихнера «Сказка», грамзапись сказки «Кошкин дом» на стихи С. Маршака, картинки к рассказу «Пожарные собаки», четыре из них нарисованы по смыслу каждой части, две другие подходят к содержанию частей, но необходимы для сравнения и отбора картинок.
Ход дидактической игры: дети в роли учеников подходят к столу «учителя» и выбирают материал для рисования. Звенит звонок и «учитель» поздоровавшись с учениками предлагает детям зарисовать своё настроение и положить на парту «кукле-ученице». Назвать картинку (картинка выставляется на мольберт или вывешивается на доску).
Далее «ученики» слушают рассказ «Пожарные собаки». Затем слушают рассказ ещё раз, но по отдельным частям.
Восприятие первой смысловой части
«Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей, её звали: Боб».
Слушание музыки («Болезнь куклы» П. Чайковского). Беседа с детьми.
Воспитатель:
Какая музыка по характеру? (печальная, грустная, жалостливая, тоскливая).
Какое настроение выражает эта музыка? (печаль, грусть, тоску, тяжёлое, слёзное настроение).
Почему звучала такая печальная музыка? (Потому что на пожарах остаются дети в домах. От испуга они прячутся и молчат. Они могут сгореть в огне).
Как Вы думаете, по какой причине может случиться пожар? (дети взяли спички, не выключили плитку и другие электроприборы, в камин бросили игрушку, включили газ, а рядом лежало полотенце, взяли зажигалку).
Как вы думаете, почему нельзя прятаться если произошёл пожар? (можно сгореть).
А что нужно сделать, если случился пожар? (если есть телефон и нет рядом взрослых, нужно позвонить по номеру «01»). «Если в доме появился сильный дым – ты не прячься, позвони «01».
А если нет телефона? (кричать, выйти из дома и позвать соседей)
Воспитатель: Какую картинку необходимо подобрать в первой части рассказа? (на картинке изображён Боб с пожарными).
Воспитатель: Как вы озаглавите первую часть рассказа по этой картинке?
«Боб и пожарные»
«Боб пожарная собака»
«Это Боб»
«Боб помогает пожарным спасать детей»
«Смелый Боб»
Воспитатель: предложить детям выйти из-за столов.
Ребята, а как вы думаете, Боб большая или маленькая собака?
Как бы вы хотели поиграть с Бобом? (звучит музыка Шаинского «Пропала собака») дети выполняют различные игровые движения с воображаемой собакой. Представьте, как Боб бежал по ступенькам, как перепрыгивал препятствия, как Боб лаял.
Воспитатель: теперь вы представляете каким мог быть Боб? (это сильная, большая, смелая, выносливая добрая собака).
Восприятие второй смысловой части
«Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму».
Звучит колокольный звон.
Какая музыка по характеру? (быстрая, громкая, тревожная, взволнованная)
Воспитатель: колокольный звон нам, как бы говорит о том, что что-то случилось. В старину, если случался пожар, всегда звонили в колокол, чтобы на звон колокола сбежались люди и помогли тушить пожар.
Какую картинку надо подобрать ко второй части рассказа? (в горящий дом забегает Боб и женщина плачет около горящего дома)
Как бы вы озаглавили вторую часть рассказа?
«Боб бросается в дом»
«Боб побежал спасать девочку»
«Смелый Боб»
«Умный Боб»
«Боб спасатель»
Восприятие третьей смысловой части рассказа.
Слушание музыки «Зимнее утро» П. Чайковского. Беседа с детьми.
Воспитатель: теперь какая музыка звучала? (хорошая, добрая, взволнованная)
«Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её, не обгорела ли она, но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть что-нибудь живое и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу».
Слушание музыки «Зимнее утро» П. И. Чайковского.
Беседа с детьми.
Воспитатель: теперь какая музыка звучала? (хорошая, добрая, взволнованная)
Воспитатель: почему поменялся характер музыки?
Дети: Боб уже спас девочку. Мама увидела девочку и плакала от радости, что дочь была жива.
Дети: пожарные ласкали и хвалили Боба, но он снова побежал в дом и спас куклу.
Дети: когда Боб принёс куклу все были рады и смеялись.
Воспитатель: к третьей части можно подобрать не одну картинку. Какую картинку мы поставим первой? (Боб несёт девочку). А теперь какую картинку мы поставим? (Боб несёт куклу)
Воспитатель: как можно озаглавить третью часть рассказа?
«Боб спасает девочку»
«Боб спас девочку и куклу»
«Смелый Боб»
«Как Боб в зубах нёс девочку»
«Как все хвалили Боба за то, что он спас девочку и куклу»
«Как Боб забежал в горящий дом и спас девочку и куклу»
Воспитатель: дорогие ребята, Вам понравился рассказ про пожарную собаку Боба?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, сегодня мы как ученики отвечали на вопросы, а сейчас последнее задание: давайте нарисуем своё настроение и подарим свои зарисовки «кукле-школьнице».
Воспитатель: хочу отметить, что сегодня вы все хорошо занимались. Вы, настоящие ученики. Но давайте подсчитаем поощрительные значки.
Победителей награждаем аплодисментами.
III этап - заключительный
Вывод: После проведения этого занятия у детей «сочинителей» возник замысел поиграть в «пожарных».
Конечно, собака Боб тоже присутствовала в игре.
Дети захотели применить свои знания на практике, значит им это интересно. Они получили устойчивые знания.