Наталья Гавриленко
Конспект НОД по развитию речи «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познание
Направление: коммуникация
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, художественное творчество.
Цель: уточнить и расширить представление детей о зиме, её приметах.
Образовательные задачи: Учить строить полные выразительные ответы на вопросы, поставленные воспитателем, составлять предложения, подбирать однокоренные слова, учить правильно и четко произносить скороговорку, активизировать словарь по теме, расширять представление детей об окружающем мире.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Развивающие задачи : Развивать речь, внимание, воображение; развивать мышление, дыхание, мелкую моторику; развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность, коммуникативность, инициативность; воспитывать восприятие прекрасного через стихи, иллюстрации.
Оборудование и материалы: картинки с изображением снеговика, снегурочки, снега, снегиря; мячик; картинки с изображением пейзажа зимних месяцев; стаканчики с крошками пенопласта и соломинки для коктейля; голубая краска, кисточка и лист бумаги с заранее нарисованными снежинками восковым мелком; снеговики- смайлики; маленькие снежинки; изображения грустного, радостного и удивленного человечков; наряд Зимы для воспитателя; шапочки «снежинки» для девочек и шапочки «снежные комочки» для мальчиков; магнитная доска.
Организационный момент
-Ребята, у нас на занятии сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними.
-Встанем в круг. (Дети встают в круг, улыбаются друг другу)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
-Садитесь, пожалуйста, на стульчики.
Основная часть НОД
Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима».
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
-Скажите мне, пожалуйста, о чем это стихотворение? (о снеге)
-А снег в какое время года выпадает? (снег выпадает зимой)
-Да, это время года- зима.
-Сейчас мы с вами превратимся в жителей зимней страны. Я буду Зимой, а вы будете моими помощниками: девочки - снежинками, а мальчики- снежными комочками.
Давайте скажем вместе волшебные слова:
1,2,3,4,5-
Начинаем превращать!
Наши дети изменились-
В зимних жителей превратились!
Дети повторяют волшебные слова и надевают соответствующие шапочки, а воспитатель – наряд Зимы.
-А кто может вспомнить названия зимних месяцев? (декабрь, январь, февраль)
-Правильно, молодцы. Декабрь в старину называли «студень, хмурень», потому что на улице холодно, небо серое. Январь называли «сечень», так как он делит зиму пополам. Февраль-это «снежень, крутень». Назвали его так из-за обилия снежных сугробов, метелей.
(«Зима» показывает иллюстрации про каждый зимний месяц, прикрепляет их на магнитную доску.)
-А теперь посмотрите внимательно на доску на картинки с изображениями. Назовите их. (Снеговик. Снег. Снегурочка. Снегирь.)
-От какого слова образованы эти слова? (Слова образованы от слова «снег».)
-А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Какое слово лишнее?»
Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.
Снежок, снежинка, нежный, снеговик. (нежный)
Лыжи, лыжник, булыжник, лыжня. (булыжник)
Каток, платок, катание. (платок)
-Ребята, а вы любите зиму? (ответы детей)
-А давайте узнаем, что хорошо зимой, а что плохо. За каждое названное действие будем прикреплять снежинку к грустному или веселому настроению. «Плохо»- это грустное настроение, «хорошо»- это веселое настроение.
На магнитной доске прикреплены два снеговичка- смайлика (грустный и веселый, под них крепим снежинки.
«Хорошо»- можно кататься на лыжах, на коньках, с горки, лепить снеговиков, играть в снежки, строить снежные фигуры, встречать Новый год.
«Плохо»- на дорогах гололёд, на улице холодно, сильные метели и бураны.
-Молодцы! Теперь мы выяснили, почему нам нравится зима и чем не устраивает.
-А сейчас немного отдохнем.
Физминутка «Зимняя» под музыку (с использованием презентации)
-Ребята, а кто из вас знает, что такое скороговорка? (ответы детей)
-Усядемся на пригорке
Да расскажем скороговорку.
Береги нос в большой мороз. (Рассказывают медленно, тихо, громко, быстро.)
-Ребята, кто сможет рассказать скороговорку с грустным настроением, с радостным, с удивлением? («Зима» показывает рисунки смайликов с грустным, радостным настроением, удивление.)
-Теперь я возьму в руки мячик, а вы встанете в круг. Мои «зимние» слова вы будете превращать в ласковые.
(Дети встают в круг, ловят мячик и, назвав ласковое слово, возвращают его назад «Зиме»)
Снег- снежок
Снеговик- снеговичок
Лед- льдинка
Мороз- морозец
Елка- елочка
Звезда- звездочка
Санки- саночки
Шарф- шарфик
Подарок- подарочек
Сосулька- сосулечка
-Теперь садитесь на свои места. Каждому из вас я раздаю стаканчики с маленькими крупинками- снежинками. Снег там волшебный и не тает.
(Дети садятся на свои места. Каждый получает стаканчик с крошками пенопласта и соломинкой для коктейля.)
-Послушайте загадку:
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает?
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо (вьюга)
-Правильно, вьюга. Посмотрите еще раз на картинку месяца февраля.
-А хотите устроить свою вьюгу? (да, хотим)
-Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом дуйте в стаканчик, не надувая щек. («Зима» показывает, как правильно сделать упражнение. Выполняют 3-4 раза)
-Молодцы! Скажите мне теперь, при помощи чего у нас получилась в стакане вьюга? (Вьюга получилась при помощи дыхания, воздуха.)
-Конечно, при помощи дыхания. Мы выдували воздух при помощи рта. А сейчас я вам предлагаю сделать вьюгу при помощи рук. Мы её будем рисовать.
-Сядьте за столы, положите перед собой лист бумаги. Возьмите кисточку и при помощи голубой краски закрасьте лист бумаги.
(На столах приготовлены голубая краска, кисточки и листы бумаги с заранее нарисованными восковым мелком снежинками.)
-Что у вас проявилось? (снежинки)
-Правильно, это снежинки, которые летают по вашему листочку.
Заключительная часть НОД
Итог
Ребята, а теперь давайте вспомним:
- о чем мы говорили на занятии?
-какие задания выполняли?
(На занятии мы говорили о зиме.
Рисовали, делали вьюгу, учили скороговорку, играли.)
Рефлексия
На тарелочках лежат смайлики- снеговики. Посмотрите на них и выберете себе тот, который похож на ваше настроение. Поднимите свои смайлики вверх и помашите ими. Я вижу, что у всех вас хорошее настроение и очень рада этому! А выбранные вами смайлики оставьте себе на память о нашем зимнем путешествии.
(Дети выбирают себе смайлик.)