Валентина Курлович
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по Развитию речи в старшей группе "Насекомые".
Цель: Обобщить полученные знания детей по теме насекомые.
Задачи:
1. Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
2. Активизировать словарь по теме: «Насекомые» : бабочка, стрекоза, жук, гусеница, муха, пчела, комар, кузнечик, паук, лапки, усики, туловище, божья коровка, ползать, прыгать. зарываться, есть, пить, хоботок, опылять, откладывать, полезные, вредные, красивые, мелкие, круглые, красный, чёрный, зелёный.
3. Использовать глаголы: летать, порхать, жужжать, пищать, повреждать, собирать, вредить, поедать, откладывать, ловить, приносить, ползать.
4. Прилагательные: красивые, нарядные, разноцветные, прозрачные, вредные, полезные, опасные.
5. Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
6. Продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
7. Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
8. Обучение образованию множественного числа существительных;
9. Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, логического мышления;
10. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых;
11. Развитие общей и мелкой моторики;
Предварительная работа: рассматривание картинок, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки,«Счастливый жучок» Г. Скребицкий. Прочтение пословиц и поговорок, народных примет, отгадывание загадок.
Ход занятия:
Звучит музыка Римского-Корсакова «Полет шмеля» из сказки Пушкина А. С.»Сказка о царе Салтане».
Дети слушают музыку. Затем раздается стук в дверь и забегает шмеленок и просит детей оказать помощь: оказывается, зима не хочет выпускать насекомых на волю. А чтобы помочь им, нужно Зиме рассказать о насекомых, ведь она никогда не видела их. Как вы думаете, почему? Потому что насекомых зимой не бывает. Если ей понравятся наши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться.
Но сначала давайте разомнем наши пальчики.
Проводится пальчиковая игра «Пчела» :
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(делают маховые движения кистями рук)
А за нею шмель-шмелек -
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(на каждое название насекомого загибаем пальцы, начиная с большого).
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам,
Пожужжали, полетали (машем ладошками,
От усталости упали (роняем ладони на колени).
Села пчелка на цветок,
Пьет она душистый сок.
Воспитатель предлагает игру «Выбери насекомое и расскажи о нем».
Воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по нему рассказ, следуя пунктам схемы, просит детей ответить полным ответом. (Рассказывают 3 - 4 человека).
При этом отметить характерные признаки: окраску, величину, особенности строения тела и других частей.
Сравнивать насекомых, обратить внимание на то, кто чем питается, как передвигается.
Уточнить какое насекомое, какой образ жизни ведет, какую пользу или вред приносит.
Голос Зимы: «Жалко отпускать насекомых и поэтому хочу посмотреть как вы играете!»
Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Отвечает ребёнок, которому воспитатель кидает мячик.
Воспитатель предлагает еще поиграть
Игра «Изменялки».
Нужно изменить слово так, чтобы оно стало обозначать несколько предметов.
Пчела-пчёлы
Жук –жуки
Бабочка- бабочки
Муха- мухи
Стрекоза-стрекозы
Кузнечик-кузнечики
Игра «Подбери признаки»
Бабочка – красивая, разноцветная, белая, узорчатая,
порхающая, восхитительная, легкокрылая….
«Подбери действия»
Бабочка – порхает, летает, садится, восхищает.
«Образуй признаки» (от предметов)
Пчела – пчелиный
Комар – комариный
«Образуй признаки от действий»
Вредить – вредный
Жужжать – жужжащий
«Назови ласково»
Пчела – пчелка, пчелочка
Комар – комарик
Гусеница – гусеничка
Жук – жучок
«Подбери родственные слова»
Муравей – муравьишко, муравьиная, муравейник,
муравушка, муравьище, муравьед
Игра «Узнай насекомое».
Правила игры таковы: один из игроков загадывает какое-то насекомое, другой пытается его отгадать, задавая наводящие вопросы. Загадавший может отвечать на вопросы - развернуто, а может быть, вы договоритесь, что отвечать на вопросы можно только однозначно «Да» или «Нет». Играющие должны выяснить про задуманное насекомое :
• Как оно двигается: летает, ползает, бегает, прыгает, плавает? ( Варианты вопросов: Оно летает? Оно бегает? Оно прыгает? И т. п.)
• Какие оно издает звуки: жужжит, пищит, стрекочет, молчит?
• Какой у него цвет: черный, серый, зеленый, желтый, в крапинку, в полоску, в узорах?
• Какое у него тельце: жесткое, мягкое, гладкое, мохнательное?
• Оно живет в большой семье или в малой семье?
• Оно жалит, кусается, щекочет, безобидное?
Дыхательная гимнастика «Божья коровка».
Положите их на ладошку! Давайте скажем им слова и дунем – чья коровка дальше улетит?
Божья коровка,
Улети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной
А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.
- Какие насекомые уселись на ромашку?
- Давайте расскажем, кто где находится?
И поиграем в игру «Закончи предложение».
• Муравей сидит около (цветка)
• Божья коровка ползёт по… (листу)
• Шмель спрятался под (листом)
• Гусеница сидит на… (цветке)
• Бабочка порхает над (цветком)
• Жук сидит под (цветком)
• Стрекоза летает около (цветка)
- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)
Чистоговорки.
- А теперь:
Прилетели на лужок, сели дружно все в кружок.
Сядем на пригорке.
Расскажем чистоговорки.
ЗА -ЗА - ЗА - вот порхает стрекоза.
ЧОК - ЧОК -ЧОК - по листу ползёт жучок.
ВЕЙ - ВЕЙ - ВЕЙ – прибежал к нам муравей
Звучит голос «Зимы» : Она благодарит детей за интересные игры и рассказы о насекомых и прощается до следующего года.
Итог занятия:
Воспитатель: -Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями и освободили их из заточения. Давайте ребята вспомним чем мы сегодня занимались на занятии, каких насекомых называли, в какие игры играли, что вам понравилось делать больше всего. (ответы детей). А на следующем занятии мы свами вспомним, какие птицы прилетают к нам весной из жарких стран.
Краткий анализ:
1. Сложность проведенной работы соответствовала возрасту и особенностям речевого развития данной группы.
2. Задачи данного занятия были выполнены успешно:
- Дети научились составлять рассказы о насекомых, используя план- схему;
- Пополнели словарный запас;
- Закрепили навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
- Обучили связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
- Развилась память, внимание, словесно-логическое мышление, зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление;
- Обучили образованию множественного числа существительных;
- Воспитали устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых;
- Развилась общая и мелкая моторика.
3. В дальнейшем продолжиться работа по формированию речи дошкольников.