Светлана Бауэр
Конспект НОД по развитию речи по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию речи в ДОУ комбинированного вида
Бауэр С. Ю. ,
Заместитель заведующего по УВР МБДОУ № 48 «Лучик», г. Псков
Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление навыка составления простых распространенных предложений по лексической теме «Зима».
Группа: старшая возрастная компенсирующей направленности (дети с ОНР)
Вид: развитие речи
Тип: обобщение и систематизация знаний
Публикация «Конспект НОД по развитию речи по теме „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Форма: подгрупповая
Цель:
Развитие лексико-грамматического строя речи. Закрепление навыка составления простых распространенных предложений по лексической теме «Зима».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Расширять, уточнять, активизировать словарь по лексической теме «Зима»;
• Закреплять знания детей о зимних явлениях природы;
• Учить отвечать на вопросы, подбирать к словам-предметам признаки;
• Упражнять в образовании прилагательных от существительных (мороз- морозная)
Коррекционно – развивающие :
• Развивать память, слуховое и зрительное внимание;
• Развивать аналитико – синтетическое мышление;
• Развивать координацию речи с движением;
• Развивать дыхание (полный вдох и длительный выдох);
• Развивать зрительно - пространственную ориентацию;
• Корригировать общую и мелкую моторику;
• Развивать сенсорную компетентность;
• Развивать сообразительность, воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать речевую активность, коммуникативные качества;
• Воспитывать эмоциональную восприимчивость;
• Стимулировать детей видеть и понимать красоту родной природы;
• Формировать такие нравственные качества, как готовность прийти на помощь, доброжелательность.
Предварительная работа
• Беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой»
Оборудование
• Разрезные сюжетные картинки о зимних забавах;
• снежинки, снежки, рукавички с узором из геометрических фигур;
• для музыкального фона: «Времена года» (П. И. Чайковский, детские песни.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент
Внимание детей привлекает стук в окно. Это снеговик. Дети встречают Снеговика в группе.
Снеговик приветствует детей.
Я ребята, Снеговик,
К снегу, к холоду привык.
Через вьюги шёл, мороз,
И снежинки вам принёс.
2. Основная часть
2.1 Снеговик раздаёт детям снежинки.
Снеговик. Посмотрите сколько снежинок! Что о них можно сказать?
(Дети говорят, что снежинки белые, легкие, воздушные, красивые, холодные и т. д.)
Упражнение для развития зрения
Мы снежинку увидали, -
Со снежинкой играли.
(Дети берут снежинку в руку. Надо вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.)
Дети сморят вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
(Приседают, опустив снежинку на пол.)
Глазки закрываем,
(Закрыть ладошками глаза.)
Глазки отдыхают.
(Дети складывают снежинки)
2.2 Снеговик. Вы послушайте, ребятки, загадаю вам загадку.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет
Когда это бывает? (Зимой.)
Дыхательное упражнение «Вьюга»
Снеговик. Хотите устроить вьюгу? Каждому из вас раздам стаканчики с маленькими волшебными снежинками. (Снеговик раздает детям трубочки и прозрачные стаканы с водой, на дне которых лежат маленькие снежинки из фольги). Я превращаю вас в холодный ветерок. Не поднимая плеч, сделайте глубокий вдох, затем, не надувая щек, через трубочку дуйте в стаканчик. (Показывает, как правильно выполнять упражнение. Дети выполняют упражнение 3-4 раза.)
Как подул ветерок –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
2.3 Снеговик. Ой, как стало холодно! Покажите, как мы замёрзли. (Дети съежились, показывают, что им холодно). Ребята, давайте согреемся.
Самомассаж «Заморозила нас вьюга»
Вот на улице мороз!
Руки на поясе.
Ну-ка, все потрите нос! Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши, Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели! Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, за тем назад.
По коленкам постучали, Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! Топают ногами.
2.4 Снеговик. Скажите, какая погода может быть зимой? (Ответы детей с передачей снежка)
Снеговик предлагает варианты:
Если на улице снег, то погода….(снежная);
Мороз - морозная;
Стужа - студеная;
Холод - холодная;
Солнце – солнечная;
Ветер – ветреная.
(Звучит фонограмма со звуком ветра)
2.5 Снеговик. Подул ветер и все картинки разлетелись, давайте соберем и посмотрим, что получится.
(Дети собирают разрезные картинки на тему «Что делают дети зимой». Музыкальный фон).
Снеговик. Миша, что делают дети зимой на улице?
Ребенок. Дети катаются на санках.
(Снеговик спрашивает каждого ребенка)
2.6 Снеговик. Молодцы! Приготовьте пальчики, мы поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальцы по одному)
Мы во двор пошли гулять. («Идут» указат. и средн. пальльчиками)
Бабу снежную лепили, (Имитируют лепку снежков)
Птичек крошками кормили, (На обеих руках соединяют по очереди все
пальцы с большим)
С горки весело катались, (правой рукой проводят по тыльной стороне левой руки)
А ещё в снегу валялись, (поворачивают ладони)
Да снежками мы бросались! (Движения выполняются согласно тексту).
2.7 Снеговик. Чтобы в снежки играть, надо рукавички надеть. Вот вам рукавичка на правую руку. А эти …ой, ветер унес остальные рукавички! Найдите пару.
(На ковре лежат различные рукавички. Дети находят пару, сопоставив узор из геометрических фигур и их цвет).
Вот теперь все готовы! Можно и в снежки играть!
(дети играют в снежки со Снеговиком под веселую музыку)
Снеговик. Ой, ой, ой, что-то стало мне жарко! Дети, помогите Снеговику, соберите снежки ко мне в сумочку, а то я могу растаять.
(Дети собирают снежки и присаживаются на ковре)
2.8 Снеговик. Зима какая? – (холодная, снежная, морозная,).
Игра «Хорошо - плохо» Снеговик. Дети, зима - это хорошо или плохо? (Ответы детей)
2.9 Игра «Художники»
Снеговик.
Давайте представим, что мы с вами художники и «нарисуем» зимнюю картину. На столе разложены (предметные и сюжетные) картинки, связанные с разными временами года (снежинка, гриб, цветы и т. д.). Закрепите на магнитной доске выбранную картинку и расскажите о том, что бывает в лесу зимой.
Дети. Снег лежит на земле и на деревьях. Деревья стоят голые. Реки покрыты льдом.
2.10 Игра «Елочки-пенечки» (на развитие внимания, координации речи с движениями. Если ведущий говорит «пенечки», дети присаживаются, если говорит «елочки»- встают. Ведущий намеренно путает детей, показывая движения наоборот)
2.11 Эмоциональное расслабление
Снеговик. Давайте посмотрим и послушаем, как художники описывают зимнюю природу красками, а композитор и музыканты описывают природу музыкой. (Презентация «Природа зимой»)
3. Итог
Снеговик. Зима бывает разная : морозная, снежная, солнечная и пасмурная. И настроение зимой бывает разное: радостное и печальное, грустное и веселое.
Вы меня сегодня порадовали.
Попрощаться мне пора!
До свиданья, детвора.