Елена Юрасова
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Звуки Х - Хь»
Цель: дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам.
Задачи:
• коррекционно – образовательные: дифференцировать звуки Х – Хь на слух и в произношении, упражнять в определении места звука в слове;
• коррекционно-развивающие : развивать артикуляционную моторику; развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;
Публикация «Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе „Звуки [Х] — [Х’]“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
• коррекционно – воспитательные: воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.
Оборудование: игрушка Хомяк, зеркала, образы звуков Х - Хь, предметные картинки на звуки Х, Хь, звуковички (Молчанова О. Г., звуковые фишки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Отгадывание загадки
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк)
Цель: подвести к теме занятия.
Инструкция: отгадайте загадку и узнаете кто к нам пришел на занятие (Хомяк Хомка)
2. Объявление темы занятия.
- Определите первый звук в отгадке.
- Какой звук мы сегодня будем исследовать?
3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Цель: учить детей давать сравнительную характеристику звуков с опорой на артикуляцию.
Инструкция: давайте расскажем Хомке о первом звуке в его имени. Произнесите звук Х и понаблюдайте за своим ротиком (работа с зеркалами).
- Что делают губы, зубы, язык?
- Как выходит воздух?
- Это гласный звук? Почему?
- Это согласный звук.
- Каким цветом будем его обозначать?
А теперь назовите его младшего братца. Чем похожи и чем отличаются эти звуки Х и Хь?
4. Развитие фонематического слуха.
Игра «Подарки для Звуковичков»
Цель: упражнять в различении звуков Х и Хь на слух.
Инструкция: Хомка приготовил подарки для наших Звуковичков. Давайте посмотри, что он подарит каждому Звуковичку. (Дети из мешочка достают картинки и раздают Звуковичкам по признаку мягкости - твердости)
5. Физминутка.
Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
Хомка раненько встает, (потягиваются)
Щечки моет (тереть щеки руками)
Лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хомка хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
6. Формирование навыков звукового анализа.
Звуковой анализ слов МУХА.
Цель: упражнять в звуковом анализе слова (Олег, Таня, Тимур, Матвей самостоятельно).
Инструкция: У Хомки в домике много мух, давайте поможем избавиться Хомке от них. Для этого надо выложить схему слова муха.
( Выполняется анализ слова по схеме:
1. Произнесите слово и послушай его.
2. Произнесите слово по слогам.
3. Сколько слогов, выложите схему. Прочитайте первый слог, второй.
4. Выделите первый звук в слове, назовите его, охарактеризуйте.
5. Обозначьте выделенный звук фишкой.
6. Протяните второй звук в слове, охарактеризуйте его.
7. Третий звук и т. д.
8. Прочитай по фишкам слово целиком.
9. Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных? Назовите их.
- сколько согласных? Назовите их.
- Назовите все звуки по порядку)
Что можно изменить, чтобы получилось слово мухи?
Упражнение «Найди звук»
Цель: упражнять в определении места звука в слове.
Инструкция: Хомка любит рисовать, давайте посмотрим рисунки Хомки и расставим их на полки: на верхнюю поставимрисунки, в названии которых звук Х в начале, на среднюю – в середине, на нижнюю – в конце. (хлеб, петух, пастух, хомяк, муха, хлебница, черепаха, лопух, пихта, хлебница). Дети достают картинки из коробки и расставляют по полкам.
7. Итог занятия.
- Какие звуки учились различать?
- Чем они похожи?
- Что было трудным?
8. Оценка деятельности детей.