Лысенко Мария Юрьевна
Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области
Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области
Тема: «Традиции народов Саратовской области. Народные праздники»
Цель: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. Знакомство с праздниками разных народов Саратовской области. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Саратовская область, Саратов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Задачи:
Образовательные: закрепить и расширить знания детей о родном крае, закрепить умения детей различать символы разных народов проживающих на территории Саратовской области, обобщить и расширить знания детей о праздниках, играх народов России (русских, татар, чувашей);
Развивающие: развивать любознательность детей в процессе ознакомления со своей малой Родиной. Развивать зрительное и слуховое восприятие; развитие внимания, памяти, речи; расширять и активизировать словарный запас.
Воспитательная: воспитывать любовь к своей малой Родине, уважение к народам, проживающим в Саратовской области,
Актуальность
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес. О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Саратовской области.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Я хочу прочесть вам стихотворение:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
О чем оно?
Россия – наша большая Родина.
- Как вы понимаете, что такое «малая Родина»?
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, его маленькая Родина. Это город, район, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Для нас малая Родина - это наша Саратовская область. Здесь мы с вами родились, здесь живут наши родители, наши родственники, друзья.
- Кто живет в нашем краю?
- Они какие? Отличаются они друг от друга? Чем?
- Да, в нашей области живут разные народы. Вы знаете какие?
Ребята, у нас очень большая страна, поэтому живут в ней разные народы. Все народы в нашей области живут одной большой и дружной семьёй, со своими традициями, обычаями и культурой, у каждого народа есть свои танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники. Все народы уважают друг друга.
- А как вы думаете, что такое традиции?
Традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому.
- Ребята, а вы хотите побольше узнать о том, какие народы живут в нашей области, какие у них традиции, обычаи?
- И сегодня я предлагаю вам совершить экскурсию по нашей области. Вы готовы отправиться в путешествие?
- А совершить это путешествие нам помогут куклы в национальных костюмах и их сундучок.
- Одним из самых важных и любимых праздников для русского народа является Пасха.
- Скажите, символом этого праздника, что является? И есть ли этот символ в сундучке?
(Дети открывают сундучок и достают пасхальное яйцо)
Это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствуют друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучит «Воистину воскрес», трижды целуются, дарят друг другу крашеные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца?
(Цыпленок)
- На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда?
(крашеные яйца, куличи, пасха из творога)
- А сейчас я вам предлагаю пройти за столы и расписать каждому свое пасхальное яйцо.
(Дети расписывают цветными карандашами шаблоны яиц)
- Молодцы, порисовали, а теперь я вас познакомлю с праздником татарского народа. Сабантуй — ежегодный праздник окончания весенних полевых работ. На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Самая любимая забава всех джигитов - куреш, борьба на поясах. Самыми распространенными считаются различные состязания в беге: с яйцом в ложке; с полными ведрами воды на коромысле; прыжки в мешках; парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого. Очень популярны следующие народные игры : бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне; с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле; командное или одиночное перетягивание каната, палки; лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.
Угощение праздника - чак-чак - традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом
- Давайте посмотрим, в сундучок, есть ли там символы этого праздника?
- А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и сыграть в татарскую подвижную народную игру «Серый волк (Сары буре)»
Одного из играющих выбирают серым волком.
(Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки. Остальные играющие находятся на противоположной стороне. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды)
Навстречу им выходит ведущий и спрашивает:
—Вы, друзья, куда спешите?
(В лес дремучий мы идем)
—Что вы делать там хотите?
(Там малины наберем)
—Вам зачем малина, дети?
(Мы варенье приготовим)
—Если волк в лесу вас встретит?
(Серый волк нас не догонит)
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
(Соберу я ягоды и сварю варенье, милой моей бабушке будет угощенье. Здесь малины много, всю и не собрать, а волков, медведей вовсе не видать)
После слов «не видать» серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать.
Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.
- Молодцы! Поиграли, присаживайтесь на места. Давайте посмотрим, что же осталось в нашем сундучке?
(Дети достают из сундучка куклу из соломы)
- Соломенная кукла является символом чувашского национального праздника «Саварни» - веселый праздник проводов зимы и встречи весны.
Во время Саварни в деревнях молодежь устраивала катания на лошадях, обвешанных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Угощались на празднике блинами, колобками. Ровно в полночь торжественно зажигали красовавшееся целую неделю чучело «масляничной бабы»
- Ребята скажите на какой русский народный праздник похож «Саварни»?
- Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с традициями народов нашей области. Я предлагаю вам небольшую игру (математические пазлы). На столах лежат отрезки картинки. Их необходимо расположить таким образом, чтобы цифры располагались от одного до пяти в ряд. Если расположить цифры правильно, то из отрезков образуется красочная картинка с нашими куклами в национальных костюмах.
- Сегодня мы познакомились праздниками других национальностей. Скажите, о каких праздниках вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? Что было интересным?
Физминутка «Родной край»
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая поля.