Анна Смирнова
Конспект НООД по познавательному развитию в старшей группе «Осторожно, тонкий лёд»
▼ Скачать +Заказ
Цель: знакомство детей с правилами безопасного поведения на льду водоема.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о безопасном поведении на водоеме, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.
2. Закрепить знания детей о воде, её состояниях; развивать внимание, мышление, память, речь; закреплять знания об основных спасательных средствах.
3. Воспитывать организованность, дисциплинированность.
Публикация «Конспект НООД по познавательному развитию в старшей группе „Осторожно, тонкий лёд“» размещена в разделах
- Безопасность детей зимой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, наблюдения за льдом, снегом; беседы о воде, о состоянии воды, о том, как вода помогает человеку; чтение и рассматривание иллюстрации по теме «Вода».
Материал и оборудование: ковролин, макет озера, нарисованный на ватмане и разрезанный на отдельные льдинки; следы человека, вырезанные из цветного картона; ноутбук, экран, мяч.
Ход НООД.
1. Вступительная часть.
- Ребята, отгадайте загадку:
Всему живому так важна
И всему миру так нужна.
Без неё все высохнут моря
И планета вся Земля.
Её каждый день мы пьём.
Как же мы её зовём?
(Вода)
- Правильно! Вода. Ребята, скажите, где можно встретить воду? (В реке, море, океане, роднике, колодце, водопроводном кране и т. д.)
- Зачем нужна вода? (ответы детей)
- В какие игры можно играть с водой? (Пускать кораблики, плескаться и обливаться водой в жаркий день, купаться в водоеме и т. д.).
- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)
- Когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы).
- А сейчас отгадайте загадки о воде в разных состояниях :
1. Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)
2. Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
3. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
2. Основная часть.
- Вода это прекрасно. Кажется, что ничего плохого произойти не может. Но это не так. Вода может быть ОПАСНОЙ. Как вы думаете, почему вода может быть опасной? (ответы детей).
- Какое сейчас время года? (зима).
- Что происходит зимой с водой? (Превращается в лед. Лужи, пруды, речки покрываются коркой льда).
- Очень весело разбежаться и скользить по гладкому льду, покататься на коньках, поиграть в хоккей. Но это опасно: лед коварен – прочный с виду, но в любой момент может проломиться.
- Ребята, а что надо знать, чтобы такого не случилось? Надо знать, правила безопасного поведения на льду.
Какой водоём природного происхождения есть в нашем городе? Как выглядит озеро поздней осенью и зимой? (Оно замерзло, покрыто льдом, на его берегах нет никаких растений).
- Какая опасность может подстерегать нас зимой на озере, реке? (Можно провалиться под лед).
- А как вы думаете, почему можно провалиться под лед? (Лед хрупкий, неокрепший).
- Посмотрите, что происходит со льдом в начале зимы, когда на него выходит человек. Лед на озере раскололся, и образовалось много льдинок. (Макет озера распадается на отдельные льдинки).
Узнать эти правила нам с вами помогут льдинки. Каждая из льдинок приготовила для вас вопрос о том, как надо вести себя на льду зимой. Если мы с вами правильно ответим на все вопросы волшебных льдинок, то нас ждет сюрприз, который они приготовили.
(Дети по очереди выходят к ковролину и отцепляют по одной льдинке).
Вопросы на льдинках.
1. Почему нельзя гулять одному по льду?
- Если случится беда, то некому будет прийти на помощь. Молодцы!
2. Скажите, а вы знаете, что делать, если вы провалились под лёд, а помощи ждать неоткуда?
- Во-первых, ни в коем случае не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания. Необходимо удержаться от погружения в воду с головой, избавиться от лишних тяжестей (скинь рюкзак, если сможешь, сними ногами обувь). Во-вторых, без резких движений нужно постараться выбраться на лёд, широко раскинув руки, наползая на край льда грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги. Выбравшись из пролома, нужно откатиться, а затем ползти в ту сторону, откуда вы пришли, где прочность льда проверена. Несмотря на то, что сырость и холод толкают вас ускорить движение, подняться, побежать, будьте осторожны до самого берега. Ну, а там уж не останавливайтесь, пока не окажетесь в тепле.
3. Что делать, если кто-то другой на ваших глазах провалился под лёд?
- Позвать взрослых на помощь. Взрослому нужно помнить, что приближаться к полынье можно только ползком, широко раскинув руки. Будет лучше подложить под себя лыжи, доску, фанеру. Подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Поэтому нужно протянуть тонущему лыжу, лыжную палку, доску, верёвку или ремень, связанные шарфы. Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и ползти к полынье. Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.
4. Что делать, если лед под тобой затрещал?
- Не беги, не делай резких движений, медленно и плавно ложись на живот и отползай в направлении, откуда пришел.
5. Вы, наверное, видели, что и зимой люди продолжают ловить рыбу. Что остается на льду, после того как они порыбачили? Лунки. Чем они опасны? (Под снегом могут быть полынь, лунки. Надо избегать мест, где тонкий лед, обходить лунки).
Ребята, вы выяснили, что тонкий лед для нас опасен. А вы знаете, что полынья на водоеме может быть и полезной? Для кого? Нужны ли кому-то такие отверстия на водоемах? (Нужны рыбам. Если весь водоем будет покрыт льдом, то рыбы погибнут. Воздух не попадает в воду – рыбам нечем дышать. Возможно, животным, для питья). Поэтому люди специально делают лунки, чтобы спасти рыб, если видят, что водоем замерз полностью.
6. Можно ли скатываться на санках и ледянках с горки на лед водоема?
Для зимних игр есть специально оборудованные места: ледяные горки, катки, зимние парки.
7. Где бывает самый тонкий лёд? (Это места под сугробами, около кустов, около стока вод, около ключей и ручьев, впадающих в реку, около берега, лунок).
Физкультминутка.
А теперь предлагаю сделать зимнюю зарядку.
Очень холодно зимой,
(Обнимаем себя.)
Но не хочется домой.
(Качаем головой.)
До сосульки дотянулись,
(Поднимаем руки и тянемся вверх.)
Поскользнулись, покачнулись
(Качаемся вправо-влево.)
И побегали немножко
По сугробам, по дорожкам.
(Бежим на месте, высоко поднимая ноги.)
- Мы с вами правильно ответили на все вопросы, которые приготовили льдинки. Теперь нас ждёт сюрприз – мультфильм «Смешарики» «На тонком льду».
Просмотр мультфильма «Смешарики» «На тонком льду».
- Как вы думаете, почему мультфильм называется «На тонком льду»?
- А почему лёд оказался тонким?
- Почему Нюша провалилась под лёд?
- Как вы думаете, кто спас Нюшу?
- Что могло бы произойти, если рядом не оказалось Бараша?
- Можно ли детям одним выходить на лёд на водоёме? Почему?
- А теперь предоставим слово сотруднику МЧС,
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру и проверим, как вы усвоили правила безопасности. Встаём все в круг. Я буду кидать вам мячик, тот, у кого мяч, отвечает на вопросы словами можно или нельзя.
Словесная игра с мячом «Можно или нельзя».
- Ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых.
- Одному ходить на замерзшие пруды и реки.
- Передвигаться по льду реки во время оттепели.
- Звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье.
- Скатываться на лед водоёма на ледянке или ватрушке.
- Выходить на лед в период оттепелей.
- Выходить на лед, запорошенный снегом, под снегом лед тонкий
- Кататься в местах, где быстрое течение, родники или ручей впадает в водоём. Здесь вода покрыта очень тонким льдом.
- Ходить у вмерзших в лёд деревьев, кустарников, трав – вокруг них лёд тоньше.
- Подходить близко к провалившемуся.
- Подложив под себя лыжи, кинуть пострадавшему длинный предмет (шарф, палку, веревку, за который он схватится и выберется на лед.
- Потом обоим (и спасателю и спасённому) надо отползти подальше от места пролома, и только тогда вставать и бежать на берег. Обязательно в ту сторону, откуда пришли, так как там лёд уже проверенный.
- На берегу снять быстро мокрую одежду с пострадавшего и завернуть его в сухое одеяло.
Запомнили, ребята, правила безопасного поведения на льду?