Наталья Зиновьева
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием инновационной технологии «Пингвины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию с использованием инновационной технологии развития критического мышления.
Зиновьева Наталья Петровна
Воспитатель ФМОУ СОШ им. И. С. Кошелева ДС села Лермонтово Белинского района Пензенской области.
Тема: Пингвины
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с использованием инновационной технологии „Пингвины“» размещена в разделах
Цель: активизация умений детей самостоятельно добывать информацию на заданную тему из разных источников, используя технологию развития критического мышления.
Задачи:
1. Формировать умение задавать вопросы, добывать информацию на интересующую тему, делать выводы из полученной информации, совершенствовать навыки речевого общения.
2. Закреплять умение фиксировать информацию с помощью символических изображений.
3. Развивать критическое мышление с использованием следующих методов и приемов: «Прогнозирование», «Знаю – Хочу узнать – Узнал», «Дерево знаний», «Синквейн», «Верные и неверные суждения», «Шесть шляп мышления».
4. Воспитывать любовь к животным, желание помогать им.
Планируемые результаты:
Дети организуют и осуществляют познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с замыслами, отличаются широтой кругозора, интересно и с увлечением делятся впечатлениями, проявляют интерес к животным, символам, знакам, пытаются устанавливать различные взаимосвязи.
Оборудование и основные источники информации: мультимедийное оборудование, телефон с видеокамерой, видеофильм «Императорский пингвин» из серии «Твои веселые друзья – зверята», мультипликационный фильм «Умка», «Детская энциклопедия животного мира», «Дерево знаний» с символами, обозначающими методы исследования, магнитная доска с изображением таблицы «ЗХУ», конверт с символами, фломастеры, зеленые и красные карточки, серебряные рыбки и мольберт с изображением схемы «Синквейна», белая, желтая, черная, красная, зеленая, синяя шляпы.
Формы организации познавательной деятельности детей: фронтальная, индивидуальная
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки.
Пусть наша добрая улыбка, (показывает на уголки губ)
Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы как солнечные лучики)
Делится счастьем и добром (руки в стороны).
I.Стадия вызова
«Прогнозирование»
Воспитатель: Ребята! На сайт нашего детского сада пришло электронное письмо, а что в нем, мы сейчас узнаем.
На экране демонстрируется фрагмент мультипликационного фильма «Умка», сопровождаемый следующим текстом:
Здравствуйте, ребята!
Привет вам с Северного полюса! Я очень надеюсь, что вы меня узнали. Решил написать вам письмо, потому что вы самые умные и сможете ответить на мои вопросы. Я увидел в книжке картинку неизвестного мне существа. Помогите мне узнать о нем. Узнайте и расскажите: кто это? Где он живет? Чем питается? Как заботится о своих малышах? Кто это - животное или птица? Умеет ли летать?
Я не умею писать, поэтому вопросы изобразил символами и уже отправил к вам в детский сад. Буду ждать от вас ответа. Медвежонок «Умка».
Воспитатель: Ребята, поможем Умке? А как?
Дети: Давайте тоже напишем Умке письмо.
Дети подходят к магнитной доске «Знаю - Хочу знать – Узнал».
Воспитатель: Вот письмо от Умки с символами. Для того, чтобы не забыть вопросы Умки, мы их сейчас вставим в нашу таблицу «ЗХУ».
Во втором столбике «Хочу узнать», «Кто это?», «Где он живет?», «Чем питается?», «Как заботится о своих малышах», «Кто это – животное или птица?», «Умеет ли он летать?»
II. Стадия осмысления
«Дерево знаний»
Воспитатель: Ребята, это «Дерево знаний».
– Где и как можно найти информацию о пингвинах? (вывешивается картинка пингвина).
Дети высказываются о знакомых способах исследования. (Символические обозначения способов исследования изучаются детьми на «Дереве знаний» (подумать и вспомнить, спросить у взрослого, прочитать в энциклопедии, посмотреть познавательный фильм).
Воспитатель: Мы будем искать информацию и фиксировать ее с помощью символов. Собрав всю информацию вместе, мы получим целое письмо, из которого Умка узнает все о пингвинах.
Воспитатель: Я предлагаю первый способ исследования.
Подумайте и вспомните, что вы знаете о пингвинах.
Дети рассказывают и рисуют символы, что они обозначают, в первом столбике «Знаю».
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли то, что вам еще неизвестно о жизни пингвинов? Достаточно ли информации для письма Умке?
- Ребята, а каким еще способом исследования вам хотелось бы воспользоваться? (Выбирают следующий способ).
Просмотр фильма.
Воспитатель: Что нового вы узнали о пингвинах? (Отвечают).
Воспитатель: Ребята, а кто в семье пингвинов занимается воспитанием детенышей? (В фильме этого не было). Что делать, как быть? (Обращаются к «Дереву знаний»). Правильно, прочитать в энциклопедии. Ребята, а вы умеете читать? Тогда давайте спросим у взрослого. Давайте спросим у Марины Владимировны. Как правильно задать вопрос?
Дети спрашивают: Марина Владимировна, почитайте, пожалуйста, нам в энциклопедии о том, как воспитывают пингвинят.
Марина Владимировна читает: «У пингвинов, так же как и у людей есть воспитатели. Им родители оставляют своих малышей, пока уходят добывать пищу. А когда родители возвращаются с добычей, то по крику узнают своих птенцов».
Воспитатель: Дети, вы нашли ответ на свой вопрос (Да). Каким символом это обозначим? Нарисуйте в нашу таблицу, в третий столбик «Узнал».
Физкультминутка «Рыбка»
В руки рыбку вы возьмите
И на глазик посмотрите.
Вверх ее вы поднимите,
Вниз ее вы опустите,
Рука вправо, рука влево-
Нарисуем круг умело.
Рыбка близко, вот вдали,
На нее ты посмотри.
2. Воспитатель: Я предлагаю вспомнить все, что мы узнали о пингвинах и написать маленькое стихотворение в любимой/привычной для нас форме.
(На ИТК размещена схема синквейна)
1 строка: Пингвин
2 строка: Красивый, заботливый
3 строка: Плавает, ныряет, ловит.
4 строка: Пингвины живут в Антарктиде
5 строка: Птица
III стадия. Рефлексия
1. «Верные и неверные суждения»
Дети поднимают красную карточку на неправильное утверждение, а зеленую – на правильное утверждение
- пингвины – хорошие родители;
- пингвины умеют летать;
- пингвины умеют плавать и нырять;
- пингвин – это птица;
- у пингвина синяя спинка и желтая грудка;
- пингвины кушают травку и овощи;
- пингвины очень дружные.
2. «ЗХУ».
Воспитатель: Для кого мы собрали эту информацию и зачем? А о чем попросил узнать нас Умка? Я предлагаю записать видео письмо, в котором мы с вами громко и последовательно расскажем Умке все, что мы узнали о пингвинах. Воспользуемся нашими символами. А Марину Владимировну вежливо попросим нам помочь со съемкой. (Дети выбирают для себя символьные карточки и рассказывают).
Воспитатель записывает рассказ детей на видеокамеру телефона.
Воспитатель: Ребята, письмо отправлено.
Умка письмо получил и говорит вам «спасибо».
3. Итог ОД: «Шесть шляп мышления».
Воспитатель: Перед вами 6 шляп. Вы знаете, что каждый цвет шляп отвечает на свой вопрос и имеет свой ответ. Сейчас выберите себе любую шляпу.
Белая шляпа рассказывает, чем мы сегодня занимались?
Белая шляпа: Мы познакомились с жизнью пингвинов
Желтая шляпа расскажет, кто и чем нам сегодня помог?
Чёрная шляпа говорит о трудностях и проблемах, с которыми встретились дети на занятии.
Красная шляпа рассказывает о том, что особенно понравилось и показалось интересным.
Зеленая шляпа дает возможность попробовать изобразить пингвина.
Синяя шляпа помогает сделать выводы о сегодняшнем занятии. (Я узнал, что у пингвинов есть воспитатели, такие как у нас. Я об этом обязательно расскажу маме. А еще мне интересно было узнать, что пингвины – это птицы, но они не умеют летать. Мы записали письмо и отправили его Умке и он теперь тоже знает все о пингвинах).
Воспитатель: Ребята, а за то, что вы на занятии хорошо работали, были активными, я вам дарю медали с изображением пингвина, которые будут напоминать вам об этом занятии.