Светлана Шишова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей логопедической группе «Поможем птицам!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию в старшей логопедической группе «Поможем птицам!»
Интеграция образовательных областей: познание, художественная
литература, музыка, физическая культура, коммуникация.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Обогащение естественнонаучных представлений, расширять и закреплять знания о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей логопедической группе „Поможем птицам!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Уточнение и расширение словаря по теме «Перелётные птицы», (иволга, жаворонок, грачи, цапля, соловей, кукушка и др.).
Закрепление в речи обобщающего понятия перелётные птицы.
Совершенствование грамматического строя речи:
образование сложных прилагательных (длинноногий, короткохвостый, звонкоголосый, краснощёкий, длинношеий, остроклювый, жёлтогрудый);
глаголов (курлычет, трубит, крякает и др.).
Закрепление звукопроизношения.
Развивающие задачи :
Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти, формирование диалогической и связной речи детей, развитие творческих способностей - умения передавать в движении, речи мимики, характер птиц, развитие общей и мелкой моторики, умения отвечать на вопросы полными ответами, делать выводы.
Воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к птицам
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Воспитатель:
- Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться:
«Доброе утро»!
Доброе утро, ребята!
Доброе утро, нашим гостям!
II. Воспитатель: - Ребята, недавно я гуляла в осеннем лесу и вот послушайте, что я там услышала.
Фонограмма «Звуки леса»
- Закройте глаза и прислушайтесь!
Воспитатель: - Что вы услышали? (ответы детей) А мне показалось, что в лесу стало как-то тихо. А вам не кажется? Интересно почему? (Птицы улетели в тёплые края). Как называют птиц, которые летают то в тёплые края, то в холодные?
Фонограмма «Стук в окно»
Воспитатель: - Кто это к нам в окно стучит? Никого не видно…. Ой, ребята, конверт, а в нём письмо, интересно, что там написано.
(Воспитатель достаёт из конверта диск)
- Послушаем?
«Беда, беда!
Злой волшебник заколдовал перелётных птиц,
и они не могут улететь в тёплые края!
Они погибают!
Колдовские чары рассеются,
если выполнить все задания по порядку!
Птицы смогут улететь в тёплые края,
а где находятся задания, вам подскажет карта – схема».
Воспитатель: - Ребята, надо срочно выручать птиц! Посмотрите, за окном уже снег, им совсем нечем питаться! Вы готовы помочь птицам? (да) Серёжа, а у тебя есть карта-схема? (Нет). А у кого-нибудь есть? (Нет) Где же мы возьмём карту-схему? (ответы детей)
Заглядывают в конверт, достают карту-схему, рассматривают.
Воспитатель: - Помните, задания нужно выполнять по порядку. Что это значит? (ответы детей) С какой цифры начнём? (с 1) Какое по счёту это будет задание? (Первое) Где же мы найдём первое задание? (На дереве)
Подходят к дереву (под деревом силуэты птиц, находят конверт, воспитатель читает задание:
1. Ребята, нам предлагают отгадать загадки. А вы загадки-то отгадывать умеете? (Да). Ну, тогда слушайте внимательно:
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
голосистее, нежней?
Кто же это?.
(Соловей)
- Посмотри, Матвей, есть ли среди птиц соловей! Посади его на ветку дерева. Слушайте следующую загадку:
2. Посмотрите – выше крыш
Небо режет быстрый ….
(Стриж)
- Сонечка, найди и посади стрижа на дерево.
3. Надо очень тихо идти,
Чтоб ее не вспугнуть и найти.
Где-то сидит высоко на суку
И считает года – ку-ку.
Вот впереди опушка,
А вот и она –.
(Кукушка)
- Саша, найди кукушку.
4. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
- Семён, нашёл грача? Посади его на дерево.
5. Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
(Жаворонок)
- Серёжа, найди жаворонка, посади и его на дерево.
Воспитатель: - Какие вы догадливые! Все загадки отгадали! Ну, что вернёмся к нашей карте. Какая следующая цифра? (2) Какое по счёту будем выполнять задание? (второе). Где мы его найдём? (под пеньком).
Подходят к пеньку, находят конверт, воспитатель читает задание:
Воспитатель: - Узнайте, часть какой птицы у вас на картинке и соберите в целое. Кто уже догадался?
- У меня хвост ласточки.
- У меня ноги цапли.
- У меня шея лебедя.
- У меня крыло трясогузки.
- У меня клюв аиста.
- У меня брюшко кукушки.
- У меня голова соловья.
Воспитатель: - Всё верно, а теперь соберите птицу в одно целое. (Дети на столе соединяют картинки). Ребята, и с этим заданием вы справились! Продолжим?
Рассматриваем карту-схему.
- Какая следующая цифра? (3) Какое по счёту будем выполнять задание? (третье). Где находится третье задание? (между грибами).
Подходят к грибам, находят конверт, воспитатель читает задание:
Воспитатель: - Игра с мячом «Сравните птиц».
Аист большой, а соловей (маленький)
Лебедь белый, а грач (чёрный)
У журавля шея длинная, а у скворца (короткая)
У жаворонка туловище мелкое, а у грача (крупное)
У трясогузки лапки тонкие, а у лебедя (толстые)
Воспитатель: - Действительно, на нашей планете столько разных птиц и все они такие разные. Вернёмся к карте. Какая у нас следующая цифра? (4) Какое по счёту задание? (Четвёртое) Где мы его найдём? (В болоте, на болоте). Что бы было веселей в пути – поиграем.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять - Поочерёдно соединяем пальцы обеих рук
Птиц пора нам провожать - Поочерёдно соединяем каждый палец с большим
Посмотрите – вдали - Поочерёдно поднимаем руки к верху
Летят клином журавли - Дети выстраиваются «клином», изображают
взмахи крыльев
Ласточки стайкой летят - Руки опускают
В тёплые страны хотят - Дети разбегаются в рассыпную
Лебеди, гуси – водоплавающие птицы - Дети приседают
Друг за другом летят вереницей – Строятся друг за другом
К нам весна придёт опять - Поочерёдно соединяем каждый палец с большим
Будем снова птиц встречать - Поочерёдно соединяем пальцы обеих рук.
Воспитатель: - Вот мы и подошли к болоту. ( Если дети отвечали: «Четвёртое задание на болоте», то
Воспитатель: - Только на болоте-то ничего нет, наверно, трясина затянула задание. Тогда где задание! (в болоте). Точно, вот оно.
Берут конверт, воспитатель читает задание:
Воспитатель: - «Скажи одним словом». Сложное задание, ну я думаю, вы справитесь! Попробуем!
У аиста длинные ноги, аист какой? (длинноногий)
У стрижа короткий хвост, стриж (короткохвостый)
У соловья звонкий голос, соловей (звонкоголосый)
У ласточки красные щёки, ласточка (краснощёкая)
У лебедя длинная шея, лебедь (длинношеий)
У иволги жёлтая грудка, иволга (жёлтогрудая)
У цапли острый клюв, цапля (остроклювая)
Воспитатель: - Я не сомневалась, что вы справитесь! Какая у нас следующая цифра? (5) Какое по счёту задание? (пятое). Посмотрите внимательно, какое это ещё задание? (последнее). Где мы его найдём? (за елью)
Подходят к ели, берут конверт, воспитатель читает задание.
Воспитатель: - «Кто как голос подаёт»
Кукушка – кукует
Утка – крякает
Журавль – курлычет
Аист – трещит
Лебедь – трубит
Соловей – поёт (щёлкает) (заливается)
Фонограмма «Пение птиц»
- Ребята, послушайте, да это же птицы благодарят нас за то, что мы освободили их от колдовских чар и прощаются с нами. Помашем им в след: - До свидания! Счастливого пути! Ждём вас весной!
Какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями. А какое для вас было самое сложное задание? (ответы детей) С каким заданием легко справились? (ответы детей) А какое больше всего понравилось? (ответы детей) А может быть нам всё это нарисовать? (да) Пожалуйста. Для вас всё готово. (Дети берут карандаши, бумагу и рисуют).