светлана лапкина
Тематическая экскурсия в групповой мини-музей «Часы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по познавательно-речевому развитию.
Тематическая экскурсия
в групповой «Мини-музей часов»
на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЧАСОВ»
Программное содержание:
Познакомить детей с действием солнечных, песочных и водяных часов. Научить детей ориентироваться в прошлом часов; развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.
Цель:
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Часы, часики. Мини-музеи
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Формирование представления у детей о музее, развитие речи дошкольников. Развитие интереса к понятию "время" через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Знакомство детей с историей возникновения часов, разными видами часов.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с историей появления часов в жизни человека (познание).
Научить определять время с помощью часов.
Формировать представления о единицах измерения времени-секундах, минутах, часах (познание).
Развивающие:
Расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов (познание).
Развивать способности ребенка понимать ценность времени в жизни человека (социализация).
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (коммуникация).
Развивать поисковую деятельность, творческую активность (художественное творчество).
Воспитательные:
Воспитывать желание «беречь время» (социализация).
Приемы:
Игровой: включение в ход экскурсии сказочного персонажа.
Словесный: рассказ, беседа, знакомство с экспонатами.
Наглядный: показ экспонатов.
Виды детской деятельности: (познавательно-исследовательская, коммуникативная).
Средства ИКТ: показ презентации.
Предварительная работа: создание мини-музея «Часы», изготовление экспонатов, подбор стихотворений и загадок, раскрасок и книг.
Место проведения: групповая комната.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Ребята, мы пригласили вас к нам в гости, потому что Знайка прислал для вас письмо и посылку. Я сейчас прочитаю письмо. Ой, да здесь загадка написана. Когда мы с вами отгадаем, загадку, тогда увидим отгадку.
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.
Дети отвечают.
- Правильно, это часы. Посмотрите. Знайка изобразил свои часы и прислал нам. Давайте прислушаемся к этим часам, они приглашают нас в путешествие. Сегодня мы поговорим о часах. Очень часто вам говорят: «Заканчивайте, осталось 5 минут» - и смотрят на часы. Или: «В десять часов идем на физкультурное занятие». А если бы не было часов, знал бы человек, когда ему вставать, когда завтракать, когда идти на работу?
Ответы детей.
Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов:
Петя, Петя, петушок, -
Золотой гребешок,
Петя рано встает,
Голосисто поет,
Деткам спать не дает!
Ответы детей.
- Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и везде ли есть петух?
Ответы детей: (Точное время нельзя узнать по петушку. Петушок может заболеть. Он может закричать раньше времени.)
- Правильно, по пению петуха трудно определить точное время. А если петушок проспал, будит солнышко. Какие первые часы придумал человек?
Ответы детей.
Первые часы – это солнечные часы. Человек заметил, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой. И человек подумал: нельзя ли сделать солнечные часы. Их очень легко сделать: начертить круг, палочку в середину поставить, отметить цифры и будет падатьтень. (Показывает картинку с изображением солнечных часов.) Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему?
Ответы детей. (Часы работают только в солнечную погоду. Их в дом не принесешь. Ночью и вечером они не работают.)
-Человек стал думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. Но такие часы были неудобны – все время приходилось доливать воду. (Показывает опыт). Затем человек создал песочные часы. Их недостатком был сравнительно короткий интервал времени, который можно было измерить, не переворачивая прибора.
Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико. Оно цепляется за другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки.
Есть часы без пружины. Это кварцевые часы. Внутри них находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.
Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают они на батарейках.
Есть еще карманные, наручные, настольные, настенные часы, часы-кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях. Они придумали детские часы.
Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек.
Посмотрите, какие красивые часы находятся в нашем мини-музее!
Ребята, посмотрите, а в конверте для вас подарок от Знайки: раскраски с часами.